г. Хабаровск |
|
26 апреля 2023 г. |
А73-19187/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., в судебном заседании принимали участие: от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Зарецкая Д.А., по доверенности от 02.12.2022; от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Чиркова Н.С., по доверенности от 01.12.2020, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2023 по делу N А73-19187/2022 по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363) о взыскании 886 282,94 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - АО "ДГК") о взыскании долга по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя от 15.05.2019 N 213/ХТСК-19 за период с июля по сентябрь 2021 года в сумме 804 713,11 руб., пени за период с 26.08.2021 по 31.03.2022 в размере 81 569,83 руб.
Решением суда от 27.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Шестом арбитражный апелляционный суд, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплосетевая организация) просит принятое решение отменить, иск удовлетворить. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает, что объем переданной тепловой энергии следует определять исходя из объема полезного отпуска, заложенного в тариф на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с п. 5.4 договора от 15.05.2019 N 213/ХТСК-19.
В письменном отзыве АО "ДГК" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает верным расчет объема оказанных услуг на основании фактического объема полезного отпуска, который значительно меньше, заложенного в тарифе планового полезного отпуска, и оплачен ответчиком.
В судебном заседании апелляционной инстанции, назначенном на 19.04.2023, представители сторон настаивали каждый на своей правовой позиции, считая ее верной.
Повторно разрешая спор, суд апелляционной инстанции по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционной жалобы не установил оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15.05.2019 между АО "ДГК" (теплоснабжающая организация) и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплосетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя N 04-05-27-11- 49, по условиям которого теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что теплоснабжающая организация ежемесячно в срок до 25 числа, следующего за расчетным периодом, на основании акта оказания услуг, счета-фактуры оплачивает теплосетевой организации услуги по передаче тепловой энергии. Размер платы определяется как произведение заявленной величины мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя и утвержденной уполномоченным органом тарифного регулирования ставки за содержание тепловой мощности.
В редакции протокола согласования разногласий п. 5.4 договора изложен в следующей редакции: теплоснабжающая организация ежемесячно в срок до 25 числа, следующего за расчетным периодом, на основании акта оказания услуг, счета-фактуры оплачивает теплосетевой организации услуги по передаче тепловой энергии. Размер платы определяется как произведение заявленной величины мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности) теплоносителя и утвержденным уполномоченным органом тарифного регулирования ставки (постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 37/13 от 12.12.2018) на основании полезного отпуска в виде пара или воды (Приложение N 21).
Пункт 5.4 договора в редакции дополнительного соглашения N 2, подписанного только со стороны АО "ДГК", изложен в следующей редакции: теплоснабжающая организация ежемесячно, на основании актов оказания услуг, счетов-фактур, оплачивает теплосетевой организации услуги по передаче тепловой энергии в срок до 25 числа, следующего за расчетным периодом. Ежемесячный размер платы с 01.01.2021 определяется как произведение фактического полезного отпуска за расчетный период, переданного по сетям теплосетевой организации потребителям теплоснабжающей организации и утвержденного уполномоченным органом тарифного регулирования, тарифа за 1 Гкал. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России указанное дополнительное соглашение не подписано.
Во исполнение условий договора истец в период с 01.07.2021 по 30.09.2021 оказал ответчику услуги по передаче тепловой энергии на общую сумму 1 329 864,51 руб., на оплату выставлены счета-фактуры от 31.07.2021 N 04ГУ-004795, от 31.08.2021 N 04ГУ-005449, от 30.09.2021 N 04ГУ-005841.
Неоплаченная задолженность в сумме 804 713,11 руб. явилась основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд, поскольку в досудебном порядке стороны спор не урегулировали.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания услуг и оплаты объема тепловой энергии исходя из фактического объема переданного энергоресурса.
Суд первой инстанции руководствовался следующим.
Сложившиеся между сторонами правоотношения подлежат регулированию нормами глав 30, 39 ГК РФ, а также нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (п. 1 ст. 542 ГК РФ).
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного между теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
В силу подп. "б" п. 18 ст. 2, ч. 3 ст. 8 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения.
Подлежащие государственному регулированию тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого вида регулируемого вида деятельности.
По своей правовой природе такой договор является договором оказания услуг, следовательно, правоотношения между его сторонами регулируются также положениями главы 39 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п.1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. По смыслу, как общих положений действующего законодательства, так и специального законодательства в сфере теплоснабжения, оплате подлежат только реально оказанные услуги. Не оказанные исполнителем услуги (соответствующий объем) заказчиком не оплачиваются.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
При этом под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу п. 13 ст. 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (п. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)).
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (п. 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 31 Правил N 1034).
В силу п. 7 ст. 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами N 1034 с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в том числе порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем.
Согласно п. 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 N 99/пр.
По общему правилу в случаях, если конечными абонентами потребителя услуг по передаче электрической энергии являются граждане порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Как усматривается из договора от 15.09.2019, соответствующий вышеназванным нормам права порядок коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя согласован сторонами в разделе 4 договора.
При этом, спорный п. 5.4 договора, предусматривающий порядок определения размера платы услуг, сторонами в конечном итоге не согласован.
Предъявляя в суд иск, истец определил объем услуг исходя из объема полезного отпуска, заложенного в тариф на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с не согласованным пунктом 5.4 договора от 15.05.2019 N 213/ХТСК-19.
Счета - фактуры и акты выполненных работ за оказанные услуги транспортировки тепловой энергии, теплоносителя, истец выставлял ответчику на сумму заявленной величины мощности.
Со стороны АО "ДГК" акты принимались частично, (с разногласиями) на сумму величины фактического полезного отпуска.
Оказанные услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя оплачены ответчиком в полном объеме согласно фактически предоставленным объемам.
Расчет фактического полезного отпуска производился ответчиком в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.20211 N 354, а также разделом IV Правил коммерческого учета.
Как указывает суд первой инстанции, истец в судебном заседании подтвердил, что фактический полезный отпуск за спорный период с июля по сентябрь 2021 года ответчиком оплачен полностью.
Возражая против принятого судом решения об отказе в иске, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (теплосетевая организация) приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции, считая, что объем переданной тепловой энергии следует определять исходя из объема полезного отпуска, заложенного в тариф на услуги по передаче тепловой энергии и договорного объема.
Судом доводы ответчика рассмотрены и отклонены.
Как правильно указывает суд, наличие соглашения, основанного на показателях величины полезного отпуска ресурса, используемых в тарифном решении при установлении тарифа для истца и являющегося плановой величиной, не препятствует абоненту возражать относительно фактического объема оказанных услуг при наличии соответствующих доказательств, исходя из общего правила предусмотренного параграфом 6 главы 30 ГК РФ, по смыслу которого оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденный учреждению постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского на основании объема полезного отпуска тепловой энергии, предоставленного ответчиком, носит плановый характер и не препятствует расчету за фактически оказываемые регулируемые услуги. Учет плановой величины полезного отпуска в тарифном решении свидетельствует лишь о соблюдении требований тарифного законодательства, поскольку полезный отпуск тепловой энергии является знаменателем формулы расчета конечного тарифа.
Принимая во внимание приоритет определения объема потребленной коммунальной услуги исходя из фактических объемов потребления, учитывая оплату фактического объема оказанных истцом услуг, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие доводы исковых требований, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, с оценкой которых судом первой инстанции судебная коллегия согласна.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2023 по делу N А73-19187/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19187/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ДГК"
Третье лицо: Жилищно-коммунальная служба N1 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу), ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации