г. Самара |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А55-34093/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии в судебном заседании:
от АО "ССК" - Кучер А.В., доверенность от 09.01.2023,
от Самарского УФАС России - Шаталова А.В., доверенность от 23.09.2022,
от Горбачевой О.В. - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Акционерного общества "Самарская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2023 по делу N А55-34093/2022 (судья Рагуля Ю.Н.),
возбужденному по жалобе Акционерного общества "Самарская сетевая компания" (ОГРН 1056367019136, ИНН 6367047389), г.Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (ОГРН 1026300965129, ИНН 6315802344), г. Самара,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Горбачева Оксана Витальевна,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
АО "ССК" (далее в т.ч. - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарскому УФАС России (далее в т.ч. - административный орган), в котором просило:
-отменить Постановление от 24.10.2022 исх. N 538адм-22/5 "По делу N 063/04/9.21-714/2022 "О назначении административного наказания", ограничиться устным замечанием и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Горбачеву О.В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2023 по делу N А55-34093/2022 в удовлетворении заявленных АО "ССК" требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции АО "ССК" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе АО "ССК" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В материалы дела Самарскому УФАС России представило письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу АО "ССК", в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в ее удовлетворении и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель АО "ССК" поддержал апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель Самарского УФАС России возражал против удовлетворения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы АО "ССК".
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание, с учетом мнения представителей сторон, проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие Горбачевой О.В., извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судом апелляционной инстанции судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы АО "ССК", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Самарского УФАС России, изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, в Самарское УФАС России поступило Заявление Горбачевой О.В. (от 17.08.2022 вх. N 10825-ИП/22) на действия (бездействие) АО "ССК".
Исходя из содержания указанного Заявлений и представленных материалов следует, что Горбачевой О.В. в адрес АО "ССК" была подана Заявка (от 07.06.2021 вх. N 5034-ЦОП) (Приложение N 3) на осуществление технологического присоединения объекта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский р-н, СНТ "Дубовый Гай", участок N 420.
Неоднократными Обращениями (от 21.06.2021 вх. N 13630-ЦОП, от 22.06.2021 вх. N 13819-ЦОП) (Приложение N 4) Горбачева О.В. представила в АО "ССК" недостающие документы к Заявке.
На момент направления Горбачевой О.В. в адрес АО "ССК" Заявки (от 07.06.2021 вх. N 5034-ЦОП) и недостающих документов к Заявке (от 21.06.2021 вх. N 13630-ЦОП, от 22.06.2021 вх. N 13819-ЦОП) действовали Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее в т.ч. - Правила ТП, Правила) в редакции от 26.04.2021 N 83 (начало действия редакции - 05.05.2021).
В соответствии с п. 3 Правил ТП, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно п. 7, настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а)подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным п. 2 настоящих Правил;
б)заключение договора;
в)выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г)получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в п. 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в п.п. 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений п.п. 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д)осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя (за исключением заявителей, указанных в п.п. 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В отношении заявителей, указанных в п.п. 12(1) и 14 настоящих Правил, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством РФ и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
Для целей настоящих Правил под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя.
Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е)составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно Приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в п. 14(2) настоящих Правил).
Пункт 14 Правил ТП устанавливает, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а)фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б)место жительства заявителя;
в)сведения, предусмотренные подп. "б", "и" и "л" п. 9 настоящих Правил;
г)запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В соответствии с подп. "б" п. 16 Правил ТП, договор должен содержать следующие существенные условия:
-срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
-15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
-4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
-1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
-15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
-6 месяцев - для заявителей, указанных в п.п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
-1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
-2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Согласно п. 25(1) Правил ТП в технических условиях для заявителей, предусмотренных п.п. 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
а)точки присоединения, которые не могут располагаться далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.
При этом определение точки присоединения вне границ участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя, возможно исключительно в случае, когда такое расположение точки присоединения не налагает на заявителя обязанности по урегулированию отношений с иными лицами, в том числе по оформлению земельно-имущественных отношений в соответствии с законодательством РФ;
-а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б)обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в)требования к приборам учета электрической энергии (мощности) и иному оборудованию, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г)распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (выполнению каждой из сторон мероприятий по технологическому присоединению до точки присоединения, при этом урегулирование отношений с иными лицами осуществляется сетевой организацией).
Согласно Заявке Горбачевой О.В. (от 07.06.2021 5034-ЦОП), максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт при напряжении 0,22 кВ, заявляемая категория надёжности энергопринимающих устройств - III. Следовательно, Горбачева О.В. относится к категории заявителей, предусмотренной пунктом 14 Правил ТП.
АО "ССК" в адрес Горбачевой О.В. посредством личного кабинета на Internet сайте АО "ССК" были направлены Технические условия от 05.07.2021 N 186/42-ТУ (далее - ТУ N 186/42-ТУ) (Приложение N 5) и Счет на оплату от 05.07.2021 N 186/42 (Приложение N 6).
Пунктом 13 ТУ N 186/42-ТУ предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Пунктом 103 Правил ТП установлено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в п.п. 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В соответствии с п. 104 Правил ТП договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного п. 103 настоящих Правил.
Судом первой инстанции было установлено, что оплата выставленного АО "ССК" Счета по Договору N 186/42 была произведена Горбачевой О.В. - 12.07.2021, что подтверждается представленным потерпевшим Чек-ордером (Приложение N 7).
Следовательно, Договор N 186/42 считается заключенным - 12.07.2021.
В Заявлении Горбачева О.В. указывала на то, что на момент его подачи мероприятия по технологическому присоединению АО "ССК" не были осуществлены.
В соответствии с подп. "б" п. 16 Правил ТП, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Горбачевой О.В. составляет 4 месяца.
Самарское УФАС России на основании представленных материалов вынесло Определение "О возбуждении дела об административном правонарушении" N 063/04/9.21-714/2022 и проведении административного расследования (от 13.09.2022 исх. N 8570/5) (Приложение N 8).
Самарским УФАС России в адрес АО "ССК" Определением (от 13.09.2022 исх. N 8571/5) (Приложение N 9) был направлен запрос информации для выяснения причин и условий нарушения законодательства РФ.
В ответ на указанное Определение АО "ССК" представило письменные Пояснения (от 19.09.2022 вх. N 12306/22) (Приложение N 10), следующего содержания:
-По п. 1.1 Определения АО "ССК" пояснило, что председатель СНТ "Дубовый Гай" - Михайлов В.И. препятствовал проезду спецтехники и допуску бригады Красноярского РЭС в выполнении мероприятий по ТУ. В адрес председателя СНТ "Дубовый Гай" направлялось Письмо с просьбой предоставить допуск для осуществления мероприятий по технологическому присоединению (от 11.05.2022 исх. ИС-131/1-ЦОП). Данное Письмо было оставлено без ответа.
-По п. 1.2 Определения АО "ССК" пояснило, что в Технических условиях N 186/42-ТУ установлен срок выполнения мероприятий 6 месяцев, так как в ТУ включен пункт, предусматривающий реконструкцию распределительных электросетей путем установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учета электроэнергии. Во исполнение принятых на себя обязательств АО "ССК" произвело ремонт электросетевого хозяйства - объект: КЛ-6 кВ ЛР 10КРП-1-ЛР 9КРП-1 путем замены концевых муфт, о чем свидетельствует Акт выполненных работ от 19.09.2021, а также Приложение к Акту -Протокол измерения сопротивления изоляции КЛ-6 кВ N 466.
Однако, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции было учтено, что согласно п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Основная номенклатура работ по реконструкции в электрических сетях приведена в Таблице 3 РД 153-34.3-20.409-99.
Так, к реконструкции воздушных и кабельных линий электропередачи всех классов напряжения, волоконно-оптических линий связи относится: строительство воздушной, кабельной линии электропередачи взамен ликвидируемой, вынос участков воздушной, кабельной линии на новую трассу в связи со строительством энергетических или других объектов, сплошная замена на участках воздушной линии опор новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) при общей длине участка более 15 % протяженности линии, замена дефектных опор воздушной линии на деревянных опорах новыми (из того же или другого материала, а также опорами другого типа) или подстановка дополнительных при общем количестве вновь устанавливаемых опор более 30 % установленных на линии, сооружение волоконно-оптической линии связи на опорах действующей воздушной линии электропередачи в составе ее реконструкции.
Соответственно, как верно указал суд первой инстанции, установку приборов учета, коммутационной аппаратуры на опорах нельзя признать мероприятием по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в Информационном письме (от 11.03.2021 исх. N ВК/17850/21), в случае отсутствия необходимости выполнения работ, влекущих изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, мероприятия, реализуемые в рамках технологического присоединения объектов заявителей, не могут быть отнесены к работам по реконструкции линейного объекта.
В соответствии с п. 7 Технических условий N 186/42-ТУ точка присоединения расположена у подключаемого объекта.
Кроме того, АО "ССК" указывало на то, что мероприятия по технологическому присоединению объекта Горбачевой О.В. не были включены в инвестиционную программу.
С учетом вышеизложенного, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2020 по делу N А27-5017/2020 (Приложение N 11).
-По п.п. 1.7, 1.9, 1.17 Определения АО "ССК" сообщило о том, что данное акционерное общество в отношении Заявки Горбачевой О.В. мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные ТУ исполнены в полном объеме.
Выполнение сторонами мероприятий, предусмотренных ТУ, подтверждается:
-Актом о выполнении технических условий от 19.08.2022 N 025/941/2022 (Приложение N 12);
-Актом об осуществлении технологического присоединения от 19.08.2022 N 025/941/2022 (Приложение N 13).
Статьей 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:
-транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);
-транспортировки газа по газопроводам;
-оказания услуг по передаче электрической энергии;
-оказания услуг по передаче тепловой энергии;
-водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.
Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
АО "ССК" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, принадлежащими на праве собственности/владения АО "ССК", оказывает услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.12.2020 N 883 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" устанавливались индивидуальные тарифы АО "ССК" на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 31.12.2021 N 839 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области на 2022 год" устанавливаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области в период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, АО "ССК" является субъектом естественной монополии.
АО "ССК" как субъект естественной монополии, профессиональный участник товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств обязано соблюдать Правила ТП.
В соответствии с ТУ N 186/42-ТУ, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств потерпевшего составляет 15 кВт; категория надежности - III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществлялось технологическое присоединение - 0,22 кВ.
Из материалов по данному делу следует, что мероприятия по технологическому присоединению объекта Горбачевой О.В. в инвестиционную программу не включены.
Точка присоединения расположена у подключаемого объекта.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, поддерживая в качестве правомерной позицию Самарского УФАС России по настоящему делу, срок выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта Горбачевой О.В. составлял 4 месяца и истек - 12.11.2021.
Из материалов по данному делу следует, что как при рассмотрении Самарским УФАС России материалов по административному делу, так и при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела АО "ССК" в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представило надлежащих доказательств невозможности соблюдения им требований Правил ТП в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и надлежащих доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение совершения правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что АО "ССК" ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается Постановлением по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-614/2021 и Платежным поручением об уплате штрафа от 17.12.2021 (Приложение N 14), Постановлением по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-1201/2021 и Платежным поручением об уплате штрафа от 13.04.2022 (Приложение N 15), Постановлением по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-1205/2021 и Платежным поручением об уплате штрафа от 13.04.2022 (Приложение N 16), Постановлением по делу об административном правонарушении N 063/04/9.21-1207/2021 и Платежным поручением об уплате штрафа от 06.05.2022 (Приложение N 17).
Таким образом, материалами по делу подтверждается, что АО "ССК" совершено административное правонарушение, выразившееся:
-в нарушении п.п. 3, 7, подп. "б" п. 16 Правил ТП, путем нарушения срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта Горбачевой О.В., расположенного по адресу: Самарская область, Волжский р-н, СНТ "Дубовый Гай", участок N 420;
-в нарушении подп. "б" п. 16 Правил ТП путем указания в ТУ N 186/42-ТУ неверного срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (6 месяцев вместо 4 месяцев).
В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов по данному делу следует, что административное правонарушение совершено АО "ССК" на территории Самарской области: г. Самара, ул. Гагарина, 22.
Время совершения административного правонарушения:
-по п.п. 3, 7 и 16 Правил ТП - 12.11.2021 (срок давности не истек);
-по подп. "б" п. 16 Правил ТП - 05.07.2021 (срок давности истек).
В рассматриваемом случае АО "ССК" было привлечено Самарским УФАС России к административной ответственности за нарушение п.п. 3, 7 и 16 Правил ТП.
За нарушение подп. "б" п. 16 Правил ТП АО "ССК" не привлекалось Самарским УФАС России к административной ответственности, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ АО "ССК" виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, так как у него имелась возможность для соблюдения норм законодательства РФ, но АО "ССК" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению выявленного Самарским УФАС России правонарушения.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства РФ и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения его Самарским УФАС России к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Факт совершения АО "ССК" административного правонарушения подтверждается:
-материалами по делу об административном правонраушении N 063/04/9.21-714/2022;
-Протоколом от 13.10.2022 "Об административном правонарушении".
Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, уполномоченное должностное лицо Самарского УФАС России правильно квалифицировало действия Общества по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Судом первой инстанции было установлено, что решая вопрос о виде и размере административного наказания, Самарским УФАС России были должным образом учтены характер совершенного правонарушения, его длительность, форма вины нарушителя, отягчающие и смягчающие административную ответственность обстоятельства:
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что, с учетом совокупности юридически значимых обстоятельств по делу, значимости объекта административного посягательства, значительной степени общественной опасности, совершенное Обществом административное правонарушение не может быть признано малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ).
О существенной общественной опасности нарушения свидетельствует и значительная санкция, предусмотренная законодателем за данное нарушение, подтверждающая, что законодателем данное нарушение отнесено к категории значительных.
При назначении административным органом, как правоприменителем, административного штрафа АО "ССК" было в полной мере учтено наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность - содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции верно отметил, что АО "ССК" осуществило технологическое присоединение объекта Горбачевой О.В. - 19.08.2022.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание характер и последствия указанного административного правонарушения, степень вины Общества, осуществление им социально значимого вида деятельности, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, учитывая изложенные обстоятельства, Самарское УФАС России в отсутствие нарушений закона назначило АО "ССК" административное наказание менее минимального размера санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп. (размер минимальной санкции снижен в 2 раза).
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правомерно отклонил в качестве несостоятельного довод АО "ССК" о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не был соблюден в связи с препятствованием председателя СНТ "Дубовый Гай" в допуске сотрудников АО "ССК" на территорию СНТ "Дубовый Гай", где располагаются энергопринимающие устройства Горбачевой О.В., по следующим причинам.
Как указывает Самарское УФАС России, в Технических условиях N 186/42-ТУ не был указан порядок урегулирования разногласий с СНТ "Дубовый Гай", являющегося собственником объектов электросетевого хозяйства и на территории которого расположены энергопринимающие устройства Горбачевой О.В..
В ходе административного расследования АО "ССК" представило информацию о том, что в адрес председателя СНТ "Дубовый Гай" направлялось Письмо с просьбой предоставить допуск для осуществления мероприятий по технологическому присоединению (от 11.05.2022 исх. ИС-131/1-ЦОП), которое было оставлено адресатом без ответа.
Однако, как верно отметил суд первой инстанции, направление лишь одного Письма в адрес председателя СНТ, на которое не был получен ответ, не свидетельствует о том, что со стороны АО "ССК" были приняты все меры для обеспечения допуска своих сотрудников на территорию СНТ для осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта Горбачевой О.В.
Кроме того, как установил суд первой инстанции, на дату направления указанного Письма просрочка исполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения объекта Горбачевой О.В. уже составляла 180 дней.
Судом первой инстанции также был рассмотрен и правомерно отклонен довод АО "ССК" о нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в связи с тем, что в соответствии с п. 10.2 Технических условий сетевая организация обязалась провести реконструкцию распределительных электросетей путем установки соответствующей коммутационной аппаратуры, устройств сбора данных измерительного комплекса, вводного и фидерного учета электроэнергии, так как Правилами ТП определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Положения указанных Правил ТП носят императивный характер, в связи с чем, нарушения сроков при исполнении сетевой организацией своих обязанностей не допускается.
Суд первой инстанции также обосновано был отклонен довод АО "ССК" о том, что совершенное им административное правонарушение может быть признано малозначительным, поскольку, по мнению Общества, оно по своему характеру не имеет значительной степени общественной опасности.
В соответствии с п. 2 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Таким образом, в случае нарушения сетевой организацией установленных сроков технологического присоединения является основанием для одностороннего расторжения заявителем договора технологического присоединения.
Однако, реализация заявителем данного права, при отсутствии технической возможности выбора другого контрагента, может повлечь за собой отсутствие электроснабжения в принципе.
В отсутствие технологического присоединения под угрозу ставится реализация потребностей потребителей в электроэнергии, так как исполнение обязательств по договору энергоснабжения, купли-продажи электрической энергии со сбытовой организацией, находится в зависимости от начала оказания услуг по передаче электроэнергии, которое неосуществимо до момента фактического присоединения электроустановок к электрическим сетям.
Как было установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении АО "ССК" к требованиям публичного права, а именно, к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения требований действующего законодательства РФ в области электроэнергетики.
В соответствии с Письмом ФАС России от 27.04.2022 N СП/42413/22 малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, что и было должным образом сделано Самарским УФАС России.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В ходе рассмотрения административного дела основания для признания правонарушения малозначительным не были установлены, как и не правомерно не были установлены судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
При рассмотрении данного дела Самарское УФАС России предоставило суду первой инстанции информацию о том, что в 2021 году поступило 117 заявлений в отношении АО "ССК".
За предыдущий год по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, было возбуждено 48 административных дел, из них 22 дела - в отношении АО "ССК" и в должностных лиц АО "ССК", что составляет 45 % от общего числа дел, возбужденных по признакам нарушения ст. 9.21 КоАП РФ в 2021 году.
По состоянию на 22.07.2022, в 2022 году в Самарское УФАС России поступило 105 заявлений в отношении АО "ССК".
За текущий год было возбуждено 36 административных дел по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, из них 31 дело - в отношении АО "ССК" и в должностных лиц АО "ССК", или 86 % от общего количества административных дел, возбужденных в 2022 году по признакам нарушения ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно данной статистике, количество нарушений со стороны АО "ССК" и его должностных лиц увеличилось по сравнению с 2021 годом.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в сетевой организации не налажен достаточный контроль за соблюдением Правил технологического присоединения, не предпринимаются превентивные и профилактические меры с целью недопущения совершения административных правонарушений.
Помимо этого, как было учтено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, просрочка исполнения обязательств по Договору N 186/42, заключенному между Горбачевой О.В. и АО "ССК" составила 280 дней, что значительно превышает срок, установленный данным гражданско-правовым договором.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное АО "ССК" административное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Частью 1 ст. 29.9 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
-отсутствие события административного правонарушения;
-отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
-действия лица в состоянии крайней необходимости;
-издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность;
-истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
-по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
-смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не были установлены.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно отклонил в качестве ошибочного довод АО "ССК" о том, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении были нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ, поскольку в качестве смягчающего обстоятельства не было учтено Обращение Горбачевой О.В.
Так, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотрен ч. 1 ст. 4.2. КоАП РФ.
Данный перечень не предусматривает ходатайство потерпевшего - Обращение Горбачевой О.В. перед административным органом о прекращении дела об административном правонарушении в качестве смягчающего обстоятельства.
Кроме того, материалами по делу прямо подтверждено, что Самарское УФАС России, руководствуясь ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, назначило АО "ССК" административное наказание менее минимального размера санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
При этом большее снижение размера штрафа не предусмотрено действующим законодательством РФ.
Учитывая, что АО "ССК" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, то есть вследствие повторного совершения административного правонарушения, освобождение АО "ССК" от административной ответственности привело бы к не достижению задач производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 24.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил, что дело об административном правонарушении N 063/04/9.21-714/2022 было возбуждено и рассмотрено Самарским УФАС России в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, при отсутствии со стороны административного органа существенных нарушений процедуры привлечения АО "ССК" к административной ответственности.
Материалами дела N 063/04/9.21-714/2022 установлена и доказана вина АО "ССК" в совершении административного правонарушения.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что антимонопольным органом к АО "ССК" правомерно было применено административное наказание, в виде административного штрафа.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В связи с чем, предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных АО "ССК" требований суд первой инстанции в рассматриваемом случае правомерно не установил.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал представленные истцом доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований АО "ССК", а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2023 по делу N А55-34093/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34093/2022
Истец: АО "Самарская Сетевая Компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Самарской области
Третье лицо: Горбачева Оксана Виальевна