г. Владивосток |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А51-28783/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей М.Н. Гарбуза, Т.В. Рева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Набоковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Приморского края (прежнее наименование -Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) (заменен на Управление муниципальной собственности г. Владивостока определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022),
апелляционное производство N 05АП-1868/2022
на решение от 26.12.2014
судьи О.Л. Заяшниковой
по делу N А51-28783/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (прежнее наименование - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) (заменен на Управление муниципальной собственности г.Владивостока определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022)
к обществу с ограниченной ответственностью "В-Лазер"
о взыскании 56529851 рубля 34 копеек,
при участии:
от истца (УМС г. Владивостока): представитель Горохова Е.А., по доверенности от 13.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 25610), служебное удостоверение;
от ответчика (ООО "В-Лазер"): представитель Кузин А.Н., по доверенности от 10.01.2022, сроком действия 2 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 14408), паспорт; представитель Сытник Т.В., по доверенности от 16.01.2023, сроком действия 1 год, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2684), паспорт; представитель Гетман П.Н., по доверенности от 10.01.2022, сроком действия 2 года, справка N б/н от 27.10.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением (с учётом уточнений) к обществу с ограниченной ответственностью "В-Лазер" (далее - ООО "В-Лазер", общество, ответчик) о взыскании 56529851 рублей 34 копеек задолженности по договору аренды земельного участка от 05.07.2004 N 02-002066-Ю-Д-1845, в том числе 36852377 рублей 80 копеек основного долга и 19677473 рубля 54 копейки неустойки за период с 25.10.2011 по 17.09.2014.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2014 с ООО "В-Лазер" в пользу Департамента взыскано 3410257 рублей 69 копеек основного долга и 335048 рублей 56 копеек неустойки, всего 3745306 рублей 25 копеек; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Полагал, что, поскольку земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то порядок определения размера арендной платы устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Считает, что при определении размера арендной платы за земельный участок, собственность в отношении которого не разграничена, положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не подлежат применению.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, решение от 26.12.2014 изменено, с ООО "В-Лазер" в пользу Департамента взыскано 36382293 рубля 70 копеек основного долга, 19655573 рубля 41 копейка пени, всего 56037867 рублей 11 копеек; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 22.09.2015 постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по делу N А51-28783/2014 оставлено без изменения.
ООО "В-Лазер" 08.02.2022 обратилось в апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015. В обоснование заявления сослалось на то, что административное исковое заявление ООО "В-Лазер" об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления удовлетворено, признан недействующим пункт 5.1 Приложения 1 к решению Думы города Владивостока от N 124 "Об установлении величины корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (в редакции от 29.05.2014 N 295) в части установленного значения коэффициента функционального значения "12", применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах", со дня его принятия.
Постановлением от 21.03.2022 Пятый арбитражный апелляционный суд отменил постановление от 01.07.2015 по новым обстоятельствам, назначил рассмотрение апелляционной жалобы Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, постановление Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края") к судебному разбирательству на 12.04.2022.
Впоследствии судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
Определением суда от 01.11.2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.02.2023, по ходатайству Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в порядке процессуального правопреемства произведена замена Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края (прежнее наименование Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) на Управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее - УМС г. Владивостока). Судебное разбирательство по апелляционной жалобе назначено на 30.11.2022.
После неоднократного отложения судебного разбирательства по причине обжалования определения Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2022 о процессуальном правопреемстве в суд кассационной инстанции и необходимости представления сторонами пояснений по расчету взыскиваемой суммы арендных платежей, определением суда от 21.03.2023 судебное разбирательство отложено на 19.04.2023.
К судебному заседанию через канцелярию суда от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств согласно перечню приложений.
Представитель УМС г. Владивостока в судебном заседании 19.04.2023 поддержал представленное через канцелярию суда ходатайство о приобщении к материалам дела письма УМС г. Владивостока от 14.04.2023 N 19933, выразил правовую позицию по настоящему делу.
Коллегия, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определила приобщить к материалам дела дополнительное доказательство, как представленное по предложению суда.
Представитель ООО "В-Лазер" возразил против доводов жалобы, поддержал ранее изложенную позицию по делу.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 24.08.1998 между Муниципальной фирмой "Владстройзаказчик" (заказчик) и ЗАО ПКАК "Риал", а также предпринимателем без образования юридического лица Постоваловым Б.В. (дольщики) заключён договор долевого участия в капитальном строительстве отдельно стоящего здания универсама в составе стройки "жилых домов по Океанскому пр-ту в г. Владивостоке" общей площадью 3712,41 кв.м, на которой имеется незавершённое строительство стоимостью 20000 рублей. Пунктом 2.1 указанного договора предусмотрено, что по окончании строительства объекта заказчик передаёт его в совместно-долевую собственность дольщиков в пропорциях согласно договору простого товарищества (Приложение N 1 к договору).
Договором простого товарищества от 23.08.1998 предусмотрено, что ЗАО ПКАК "Риал" и предприниматель без образования юридического лица Постовалов Б.В. обязуются путём объединения своих вкладов совместно действовать без образования юридического лица в целях осуществления совместного капитального строительства универсама; при этом доля участия ЗАО ПКАК "Риал" оценена сторонами в размере 2250 рублей, что составляет 5% от общего вклада, а доля Постовалова Б.В. - в размере 45000 рублей, что составляет 95% от общего вклада.
По состоянию на 10.09.1996 земельный участок с кадастровым номером 2:025:0420:049 общей площадью 31122 кв.м, расположенный в районе Океанского пр-та в г. Владивостоке, предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования Муниципальной строительно-производственной коммерческой фирме "Владстройзаказчик" (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования, регистрационный N 20).
Актом от 21.11.2003 законченный строительством объект "Группа жилых домов по Океанскому пр-ту. Отдельно стоящий магазин", расположенный по адресу: г.Владивосток, Океанский пр-т, 52А, общей площадью 6434 кв.м, принят в эксплуатацию.
26.11.2003 между Муниципальной строительно-производственной коммерческой фирмой "Владстройзаказчик" и ЗАО ПКАК "Риал", а также предпринимателем без образования юридического лица Постоваловым Б.В. заключено соглашение о результатах реализации договора долевого участия в капитальном строительстве от 24.08.1998, на основании которого в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.12.2003 сделаны записи о праве общей долевой собственности Постовалова Б.В. (доля в праве 999/1000) и ЗАО ПКАК "Риал" (доля в праве 1/1000) в отношении здания - универсам общей площадью 6434 кв.м (лит.А), расположенного по адресу: г. Владивосток, Океанский пр-т, 52А.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 18.12.2003 N 3005 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Муниципальной строительно-производственной коммерческой фирмы "Владстройзаказчик" земельным участком площадью 31122 кв.м в районе Океанского пр-та в г.Владивостоке на основании добровольного отказа (пункт 1). Указанной организации предоставлено право аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 26433 кв.м из земель поселений в районе Океанского пр-та в г. Владивостоке, 52-58, для завершения строительства группы жилых домов и отдельностоящего магазина (пункт 2).
25.05.2004 между ЗАО ПКАК "Риал" (продавец) и Можеровской С.А. (покупатель) заключён договор купли-продажи, по условиям которого продавец передаёт в собственность покупателя, а покупатель принимает 1/1000 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - здание универсама общей площадью 6434 кв.м (лит.А), расположенного по адресу: г. Владивосток, Океанский пр-т, 52А, и обязуется оплатить продавцу цену передаваемого имущества в размере 45000 рублей.
30.06.2004 между Можеровской С.А. (продавец) и Постоваловым Б.В. (покупатель) заключён договор купли-продажи, по условиям которого продавец передаёт в собственность покупателя, а покупатель принимает 1/1000 доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - здание универсама общей площадью 6434 кв.м (лит.А), расположенного по адресу: г. Владивосток, Океанский пр-т, 52А, и обязуется оплатить продавцу цену передаваемого имущества в размере 50000 рублей.
Постановлением Администрации г. Владивостока от 03.06.2004 N 1368 в соответствии со статьями 11, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации ЗАО ПКАК "Риал" и предпринимателю без образования юридического лица Постовалову Б.В., являющимися сособственниками здания универмага согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 16.12.2003, предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок из земель поселений площадью 7163 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, Океанский пр-т, 52А, для дальнейшей эксплуатации здания универсама.
05.07.2004 Администрация города Владивостока (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Промышленно-коммерческая акционерная компания "РИАЛ", индивидуальный предприниматель Постовалов Б.В. (именуемые совместно арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 02-002066-Ю-Д-1845, по условиям которого (пункт 1.1) арендодатель на основании постановлений Администрации города Владивостока от 03.06.2004 N 1368 и от 02.07.2004 N 1645 предоставляет, а арендатор принимает в пользование земельный участок с кадастровым номером 25:28:02 00 05:0009 площадью 7163 кв.м из земель поселений, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, Океанский пр-т, 52А для использования в целях дальнейшей эксплуатации здания универсама. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 03.06.2004. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке 23.08.2004.
Согласно кадастровому паспорту участок предоставлен из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Срок аренды земельного участка установлен в пункте 2.1 договора - с 03.06.2004 по 02.06.2029.
В пункте 3.1 договора сторонами согласована арендная плата с коэффициентами 2,25 по отношению к действующей в текущем году базовой ставке арендной платы, что составляет 259485,86 рублей за первый календарный год (по 31.12.2004) согласно прилагаемому расчету, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора.
Как следует из пункта 3.2 договора, размер арендной платы изменяется ежегодно в связи с принятием соответствующего нормативного акта об изменении базовой ставки арендной платы, без внесения изменений в настоящий договор. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании расчетов, производимых финансовым управлением администрации г. Владивостока, исходя из действующей в текущем году базовой ставки арендной платы с применением коэффициента, установленного в пункте 3.1. договора.
В ходе общего собрания участников ООО "В-Лазер" 29.07.2011 принято решение, оформленное протоколом N 07/11 внеочередного общего собрания, увеличить уставный капитал общества до 13152500 рублей путём внесения участником Постоваловым Б.В. дополнительного (неденежного) вклада в виде имущества: здание универсама общей площадью 6482 кв.м (лит.А), расположенного по адресу: г. Владивосток, Океанский пр-т, 52А.
ИП Постовалов Б.В. (арендатор 1) и ООО "В-Лазер" (арендатор 2) 31.08.2011 заключили соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004, согласно которому (пункт 1 соглашения) арендатор 1 передаёт арендатору 2 все права по этому договору в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:02 00 05:0009 с учётом соглашения о передаче прав и обязанностей, заключённого между ЗАО ПКАК "Риал" и Постоваловым Б.В. от 25.08.2004. Права и обязанности арендатора по договору аренды переходят к арендатору 2 в момент внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 25.10.2011.
На основании протокола N 07/11 от 29.07.2011 зарегистрировано право собственности ООО "В-Лазер" на указанное здание универсама, о чём обществу 28.09.2011 выдано свидетельство о государственной регистрации права, а в ЕГРП сделана соответствующая запись.
Письмом от 12.03.2014 исх.N 20/04/07-12/7637 Департаментом в адрес ООО "В-Лазер" направлено предупреждение о наличии задолженности по арендной плате по состоянию на 05.03.2014 в сумме 1702945,19 рублей, на которую начислена пеня в сумме 6613,46 рублей, и о необходимости исполнения обязательств по договору аренды с приложением справки о расчётах по договору N02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004.
Указанную задолженность ООО "В-Лазер" не оплатило, что послужило основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым иском.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007. Соответствующие полномочия были возложены на Департамент имущественных отношений Приморского края согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па.
Постановлением Администрации Приморского края от 18.05.2007 N 116-па Департамент имущественных отношений реорганизован путем выделения из него Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, которому переданы функции в области земельных отношений.
Постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края переименован в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па "О реорганизации департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и департамента имущественных отношений Приморского края" Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переименован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (Департамент).
Согласно Положению о Департаменте он является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
В дальнейшем постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2019 N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Владивостокского городского округа с 01.01.2019 осуществляются органами местного самоуправления.
На основании Постановления от 25.04.2019 N 1667 администрации г. Владивостока "Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" определено, что соответствующие полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками на территории Владивостокского городского округа с 01.05.2019 возложены на управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее - управление).
Из изложенного следует, что в связи с принятием вышеуказанного закона распорядительные полномочия в отношении земельного участка, находящегося в аренде по договору аренды от 05.07.2004 N 02-002066-Ю-Д-1845 переданы управлению муниципальной собственности г. Владивостока, поэтому права, а также обязанности, вытекающие из ранее заключенного договора аренды, в силу закона перешли к управлению, а Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края (прежнее наименование Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края), утратило бюджетные полномочия по администрированию доходов от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, УМС г. Владивостока является правопреемником Администрации г. Владивостока в арендных правоотношениях с ответчиком.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, размер годовой арендной платы по договору N02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004 не должен превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем взыскал образовавшуюся за ответчиком в спорный период задолженность на основании положений указанного Постановления.
Между тем в соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом пунктом 1 статьи 607 ГК РФ земельные участки отнесены к объектам аренды.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) является платность использования земли; согласно этому принципу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Статьёй 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Таким образом, стоимость аренды земли, находящейся в муниципальной (государственной) собственности, относится к категории регулируемых цен.
Арендная плата в таком случае должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение введенного Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ абзаца 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 65, 66 ЗК РФ, Администрацией Приморского края было принято постановление от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края" (далее - Постановление N 71-па, утратило силу с 01.03.2015), которым в формулу расчета размера арендной платы за использование расположенных на территории Приморского края земельных участков, находящихся в неразграниченной государственной собственности, была включена кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Договор N 02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к такому договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, что не требует дополнительного изменения договора.
Согласно пункту 1 Постановления N 71-па размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается по формуле: А = К x Сaп, где А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год; К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; Сaп - ставка арендной платы за использование земельного участка.
Ставка арендной платы устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками на территории города Владивостока, указанной в Муниципальном правовом акте города Владивостока от 05.03.2008 N 17-МПА (принят Думой города Владивостока 28.02.2008, далее - Муниципальный правовой акт N 17-МПА) ставка арендной платы рассчитывается по формуле: Ас = Сзн x Кфи x Ккор, где: Сзн - ставка земельного налога, %; Кфи - коэффициент функционального использования; Ккор - корректирующий коэффициент.
Подставляя значения в формулу, установленную Постановлением N 71-па можно определить размер арендной платы.
Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" с 01.01.2006 на территории Владивостокского городского округа установлен и введён в действие земельный налог. Налоговая ставка, в частности, для земельных участков из земель населенных пунктов установлена в размере 1,5 процентов кадастровой стоимости земельных участков (подпункт 2 пункта 3 Приложения "О земельном налоге в городе Владивостоке", утверждённого Решением Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108).
В целях актуализации кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Приморского края, в 2010 году была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов Приморского края и государственная кадастровая оценка земельных участков в их составе. Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па и опубликованы в специальном выпуске "Приморской газеты" 31.12.2010.
Значение - К - кадастровая стоимость - определено в размере 72 488 772 рубля 07 копеек, постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" действующего в период с 01.01.2011 по 31.12.2015, то есть данное значение подлежит применению ко всему сроку исковых требований.
Пунктом 4 Муниципального правового акта N 17-МПА определено, что коэффициент функционального использования (Кфи) устанавливается Думой города Владивостока по предложению главы города Владивостока в зависимости от основного вида использования земельного участка, указанного в договоре аренды.
Спор между сторонами сводится главным образом к определению подлежащего применению при расчете арендной платы коэффициента функционального использования.
Расчет арендной платы произведен истцом в соответствии с условиями договора аренды N 02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004 на основании Постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края"; Постановления Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края"; Решения Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке"; от 30.09.2011 N 736 "О внесении изменений в приложения к решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (подпункт 5.1.2 Приложения N1 к решению - величина коэффициента для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах); от 19.06.2013 N 124 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (подпункт 5.1 Приложения N1 к решению - величина коэффициента для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах).
В то же время Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 582) подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим постановлением Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558.
С 01.06.2011 по 31.12.2013 действовало Решение Думы города Владивостока от 30.09.2011 N 736 "О внесении изменений в приложения к решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (в подпункте 5.1.2 Приложения N1 к решению - установлена величина коэффициента для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах в значении - 12).
С 01.01.2014 по 31.12.2014 действовало Решение Думы города Владивостока от 19.06.2013 N 124 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (подпункт 5.1 Приложения N1 к решению - величина коэффициента для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах установлена в значении - 12).
Однако решением Приморского краевого суда от 04.10.2021 по делу N 3а-328/2021 пункт 5.1 приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 19.06.2013 N 124 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" (в редакции от 29 мая 2014 г. N 295), в части установления значения коэффициента функционального использования "12", применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки имеющих вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах", признан недействительным со дня его принятия.
Решение Приморского краевого суда обосновано тем, что финансово-экономическое обоснование к оспариваемому Решению Думы города Владивостока содержит указание на то, что исполнение решения не потребует дополнительных затрат на его реализацию, при этом обоснование не содержит каких-либо расчетов в целях экономического обоснования введения коэффициентов функционального использования земельных участков.
На основании указанных обстоятельств Приморский краевой суд, пришел к выводу, что принятие Решения Думы города Владивостока, в части установленного значения коэффициента функционального значения "12", применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющих вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах", без экономического обоснования противоречит акту имеющему большую юридическую силу, а именно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной плазы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Таким образом, в период исковых требований с 01.01.2014 по 31.12.2014, отсутствовало правовое основание для применения к расчету арендной платы значения Кфи в размере 12, примененное, истцом в расчете размера исковых требований.
С учетом того, что Решение Думы города Владивостока от 30.09.2011 N 736 "О внесении изменений в приложения к решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке" так же, как оспоренное Решение Думы N 124 принято после 01.09.2011, то есть после даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, оно так же должно соответствовать требованию постановления Правительства о наличии финансово экономического обоснования ставок арендной платы.
Согласно опубликованному на официальном сайте Думы города Владивостока тексту Финансово-экономического обоснования к проекту решения Думы города Владивостока от 30.09.2011 N 736 (Приложение 1), финансово-экономическое обоснование при принятии значений коэффициентов функционального использования не производилось, гак как финансово-экономическое обоснование не содержит каких-либо расчетов в целях экономического обоснования значения коэффициентов функционального использования земельных участков, так как решение не требует дополнительных затрат на его реализацию.
Также решением Приморского краевого суда от 29.03.2022 по делу N 3а-20/2020 пункт 5.1 приложения N 1 к решению Думы города Владивостока от 24.11.2009 N 396 "Об установлении корректирующего и функционального коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке", касающийся установления значения коэффициента функционального использования, применяемого при расчете арендной платы за землю в городе Владивостоке на земельные участки, имеющие вид функционального использования земли - для эксплуатации и обслуживания объектов розничной торговли в магазинах и павильонах, в размере "12", признан недействительным со дня его принятия.
Ввиду изложенного, судебная коллегия принимает Кфи равным 1, Ккор - корректирующий коэффициент также равным 1.
По расчёту апелляционного суда задолженность ООО "В-Лазер" за период с 25.10.2011 по 17.09.2014 с учётом вышеприведённых подзаконных нормативных актов, а также произведённой ИП Постоваловым Б.В. 14.11.2011 оплатой по договору N 02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004, составила 1702916,65 рублей.
Подробный расчет суда приобщен к материалам дела.
Истцом также заявлено требование о взыскании договорной пени в сумме 19677473 рубля 54 копейки за период просрочки арендных платежей с 25.10.2011 по 17.09.2014.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 3.4 договора N 02-002066-Ю-Д-1845 от 05.07.2004 стороны установили, что при неуплате арендатором арендной платы в установленные договором сроки, начисляется пеня в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по своевременному и в полном объеме внесению арендных платежей по договору судом установлен, а соглашение о неустойке и её размере оговорено сторонами в договоре, требование Департамента о привлечении ООО "В-Лазер" к ответственности в виде пени, предусмотренной пунктом 3.4 договора, является обоснованным.
В соответствии с условиями договора внесение арендной платы осуществляется ежеквартально не позднее 15 числа первого месяца квартала.
По расчету апелляционного суда, за период с 25.10.2011 по 17.09.2014 пеня составила 544569,23 рубля, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании статьи 330 ГК РФ.
Таким образом, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 1 702 916 рублей 65 копеек основного долга, 544 569 рублей 23 копейки пени, всего 2 247 485 рублей 88 копеек.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По такому же правилу распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
Денежные требования истца удовлетворены частично на общую сумму 2 247 485,88 рублей, в удовлетворении остальных требований отказано. При этом Департамент при обращении в суд с иском и апелляционной жалобой государственную пошлину не уплачивал в связи с освобождением от её уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного по правилам пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в доход федерального бюджета подлежит 8 070 рублей 77 копеек государственной пошлины по иску по апелляционной жалобе пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Ответчиком заявлено о повороте исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 по настоящему делу, в связи с его исполнением и оплатой Департаменту 36382293,70 рублей основного долга, 19655573,41 рублей пени, всего 56037861,11 рублей.
Истец в представленном в последнем судебном заседании письме от 12.04.2023 подтвердил факт оплаты ответчиком указанной суммы, которая поступила в бюджет Владивостокского городского округа.
Согласно части 1 статьи 325 АПК РФ если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
В соответствии с частью 1 статьи 326 АПК РФ вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.
Поскольку ответчик исполнил в полном объеме впоследствии отмененное по новым обстоятельствам постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015, что подтверждается материалами исполнительного производства и не оспаривается лицами, участвующими в деле, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 325 и 326 АПК РФ, производит поворот исполнения судебного акта. При этом применительно к положениям статьи 333.40 НК РФ ответчику возвращается соответствующая часть государственной пошлины, уплаченная им на основании постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.12.2014 по делу N А51-28783/2014 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "В-Лазер" в пользу Управления муниципальной собственности г. Владивостока (правопредшественник - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (новое наименование - Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края) 1 702 916 рублей 65 копеек основного долга, 544 569 рублей 23 копейки пени, всего 2 247 485 рублей 88 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "В-Лазер" в доход федерального бюджета 8 070 рублей 77 копеек государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
В указанной части исполнительные листы не выдавать в связи с фактическим исполнением.
В порядке поворота исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 взыскать с Управления муниципальной собственности г.Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "В-Лазер" 53 790 381 рубль 23 копейки.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
В порядке поворота исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015 возвратить обществу с ограниченной ответственностью "В-Лазер" из федерального бюджета 297 892 рубля 28 копеек государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, оплаченной по платежным поручениям N 1 от 04.05.2016 и N 2 от 18.05.2016 в рамках исполнительного производства от 16.12.2015 N 142064/15/25013-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС004315956 от 14.07.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
М.Н. Гарбуз |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-28783/2014
Истец: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Ответчик: ООО "В-ЛАЗЕР"
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3246/2023
26.04.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1868/2022
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6810/2022
21.03.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1247/15
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1522/2021
22.09.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3502/15
01.07.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1247/15
26.12.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-28783/14