г. Тула |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А54-4431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК Ольга" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 по делу N А54-4431/2022 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МК Ольга" (г. Воронеж, ОГРН 1033600014084, ИНН 3666068631) к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областная клиническая больница" (г. Рязань, ОГРН 1026201085327, ИНН 6229018400), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (г. Рязань, ОГРН 1156234023087, ИНН 6234151768), о признании незаконными действий по внесению в техническую документацию следующего положения: "Потенциальный риск - класс низкий";
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "МК Ольга" - Пахомов М.В. (доверенность от 26.12.2022 N 03/2022, паспорт, диплом);
от Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" - Гаврилов А.В. (доверенность от 31.01.2023 N 20, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МК Ольга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областная клиническая больница" (далее - ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - учреждение), о признании незаконными действий ответчика по внесению в техническую документацию следующего положения: "Потенциальный риск - класс низкий".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что в заявлении, поданном в суд первой инстанции, не требовал отмены состоявшихся торгов; указывает, что у него обязанности и возможности доказывать, что соответствующая характеристика товара включена в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 29.12.2021 N 563-р "О наделении государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем применения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" учреждение осуществляет полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем применения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе совместных открытых конкурсов или аукционов в электронной форме, осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для заказчиков.
Ответчиком при проведении электронного аукциона на поставку установки для электрохимического синтеза дезинфицирующих растворов, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - товар), были подписаны электронной подписью и направлены в учреждение заявка на закупку и обязательные для осуществления закупки документы, на основе которых учреждением была создана комиссия по осуществлению закупок (далее - комиссия); сформировано и размещено в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0859200001122003820.
Одной из технических характеристик товара, предусмотренного к поставке, является: "Потенциальный риск - класс низкий".
На электронную площадку АО "Сбербанк-АСТ" 13.04.2022 поступил запрос по классу потенциального риска, которым общество просило "исключить п. 13 из технического задания либо дать разъяснение о возможности допуска к торгам установки для электрохимического синтеза моющих, дезинфицирующих и стерилизующих растворов со средним классом потенциального риска".
В ответ на указанный запрос ответчиком были даны разъяснения, что заявленные характеристики установлены исходя из потребности ответчика, который выбрал необходимый вариант исполнения для качественного оказания медицинских услуг, что не противоречит действующему законодательству.
Комиссия 19.04.2022 подвела итоги открытого аукциона: из пяти поданных три заявки были признаны не соответствующими извещению об осуществлении закупки (п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), в том числе заявка N 248 в связи с тем, что требуется товар с характеристикой "Потенциальный риск - класс низкий", а участник предлагает для поставки товар с характеристикой "Потенциальный риск - класс 2а", а заявка N 12 - по причине отсутствия регистрационного удостоверения на товар с характеристикой "Потенциальный риск - класс низкий".
По результатам подведения итогов определения поставщика был заключен контракт от 04.05.2022 N 08592000011220038200001 (далее - контракт) с участником N 3 - открытым акционерным обществом "РЯЗАНЬ МЕДТЕХНИКА", предложившим к поставке товар с классом потенциального риска применения медицинского изделия 1; в тот же день товар был поставлен.
Общество, не согласившись с действиями ответчика по внесению в техническую документацию следующего положения: "Потенциальный риск - класс низкий", обратилось в Арбитражный суд Рязанской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион в электронной форме.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в том числе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
По смыслу ст. 33, ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств и достижение цели закупки.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20.09.2022 N Ф10-3574/2022 по делу N А08-8383/2021 и от 10.06.2022 N Ф10-2093/2022 по делу N А48-5849/2021, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003, согласно которому заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена номенклатурная классификация медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения (приложение N 2), в п. 1, 2 которого указано, что медицинские изделия подразделяются на четыре класса; классы имеют обозначения 1, 2а, 2б и 3; при классификации медицинских изделий каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу: класс 1 - медицинские изделия с низкой степенью риска; класс 2а - медицинские изделия со средней степенью риска; класс 2б - медицинские изделия с повышенной степенью риска; класс 3 - медицинские изделия с высокой степенью риска.
Обществом для поставки был предложен товар с характеристикой: потенциальный риск - 2а, в то время как техническое задание ответчика предусматривало поставку товара с характеристикой: потенциальный риск - класс низкий.
Установленный в техническом задании стандарт "ГОСТ 31508-2012. Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" (далее - ГОСТ 31508-2012) является Национальным стандартом Российской Федерации.
Класс медицинского изделия устанавливает уполномоченная организация государства, проголосовавшего за принятие ГОСТ 31508-2012, по результатам экспертизы представленных заявителем документов с учетом методик медицинского применения на основании указанного заявителем в своей заявке и документах, представленных для его регистрации, которая носит заявительный характер.
Техническое задание электронного аукциона N 0859200001122003820 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям; описание объекта закупки сформировано в соответствии с потребностями ответчика, с учетом специфики его деятельности; в техническом задании отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении ответчиком требований ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Указание заказчиком характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
С учетом изложенного, вопреки доводам апеллянта и требованиям ст. 9, 65 АПК РФ, принимая во внимание, что контракт исполнен, а обществом не представлено доказательств, что соответствующая характеристика товара включена в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица, а также не указано, какие именно права общества нарушены включением спорной характеристики в техническое задание, суд области правомерно оставил требование общества без удовлетворения.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 по делу N А54-4431/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4431/2022
Истец: ООО "МК ОЛЬГА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области", Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области", ГОСУДАРСТВЕННОЕКАЗЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ" КУЗНЕЦОВА И.А.