г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А56-118295/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8528/2023) ООО "Шнайдер Груп СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-118295/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по иску ООО "Шнайдер Груп СПб"
к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области
о признании недействительным решения, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шнайдер Груп СПб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение, Фонд) от 23.08.2022 N 202S19220052314 в части назначения штрафа, об обязании Отделения возвратить уплаченные денежные средства в размере 25 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 31.01.2023 требования Общества удовлетворены частично. Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение) от 23.08.2022 N 202S19220052314 признано недействительным в части размера финансовых санкций в сумме, превышающей 4000 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
09.02.2023 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт и признать недействительным решение в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления Обществом сведений, предусмотренных подпунктов 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, порядка представления сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В результате проведенной проверки выявлено нарушение срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за май 2022 года в отношении 51 застрахованных лиц.
Сведения по форме СЗВ-М за май 2022 года представлены 17.06.2022, при установленном сроке предоставления 15.06.2022.
Решением Фонда от 23.08.2022 N 202S19220052314 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 25 500 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в части размера штрафных санкций, Общество обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным ненормативного акта Фонда и требованием об обязании возвратить денежные средства в сумме 25 500 рублей, уплаченных платежным поручением N 717 от 15.09.2022.
Суд первой инстанции, признав подтвержденным факт нарушения Обществом срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за май 2022 года на 2 дня, руководствуясь статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), снизил размер санкций до суммы 4 000 руб., признав в остальной части решение Фонда недействительным. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ страхователями являются, в том числе юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь в случае, если численность работающих у него застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за предшествующий отчетный период превышает 10 человек, представляет сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Исходя из пункта 33 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Приказ N 211н), при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
С учетом части 4 статьи 200 АПК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, входят проверка соответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Материалами дела подтверждено, что сведения по форме СЗВ-М "исходная" за май 2022 года в отношении 51 застрахованных лиц представлены Обществом в пенсионный фонд 17.06.2022, при установленном сроке для их представления не позднее 15.06.2022. Следовательно, факт несвоевременного представления установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведений в отношении застрахованных лиц подтвержден.
Вместе с тем, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в рассматриваемом случае имелись основания для снижения размера финансовых санкций (наличие смягчающих ответственность обстоятельств, в частности отсутствие ущерба бюджету пенсионного фонда, нарушение срока предоставления сведений на 2 дня), примененных к страхователю на основании решения, в связи с чем признал недействительным ненормативный акт в части назначения штрафа в сумме превышающей 4000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения и возможности освобождения от ответственности отклоняются апелляционном судом.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных в установленный срок сведениях до момента ее обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно при предоставлении сведений по форме СЗВ-М по типу "дополняющая".
В рассматриваемом случае Обществом нарушен срок предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "Исходная", что исключает возможность применения положений статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ и пункта 40 Инструкции.
Малозначительность правонарушения и незначительный период просрочки не являются основанием для освобождении Общества от ответственности, поскольку ни Закон N 27-ФЗ, ни налоговое законодательство, не содержит возможности освобождения страхователя от ответственности за допущенное нарушение ввиду малозначительности.
Как разъяснено в пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) размер штрафных санкций за совершение налогового правонарушения не может быть снижен до нуля рублей при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку это будет означать освобождение лица от ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьей 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения; отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также если такое правонарушение было совершено при приобретении (формировании источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, а также счетами (вкладами), информация о которых содержится в специальной декларации и (или) прилагаемых к ней документах и (или) сведениях, представленных в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Наличие обстоятельств, определенных ст. 109 НК РФ не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции, правомерно применив нормы налогового законодательства (ст. 112, 114 НК РФ), учитывая характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства, снизил размер штрафа, подлежащий взысканию с Общества до суммы 4 000 руб. Указанная сумма в полной мере отвечает принципу справедливости и соразмерности ответственности.
Апелляционный суд также считает обоснованным решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об обязании возвратить денежные средства в сумме 25 500 рублей.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 цитируемой статьи НК РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом.
Для реализации предусмотренного статьей 21 НК РФ права налогоплательщик, страхователь обязан обратиться в соответствии со статьей 78 Кодекса в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты в срок, не превышающий трех лет с момента уплаты.
Поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ обществом в рамках настоящего дела не доказана совокупность условий, необходимых для удовлетворения требований о возврате, а именно: не представлено доказательств обращения общества в орган пенсионного фонда или в налоговый орган с заявлением о возврате перечисленных сумм (ст. 78 НК РФ); не представлено доказательств отсутствия у общества задолженности по уплате страховых взносов, пеням, штрафам (поскольку в силу нормативного регулирования возврат излишне взысканных сумм производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), правовые основания для удовлетворения требований об обязании возвратить 25 500 рублей отсутствуют.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-118295/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118295/2022
Истец: ООО "Шнайдер Груп СПб"
Ответчик: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ