г. Самара |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А72-12017/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Дегтярева Д.А., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Сабуров М.Ю. директор, паспорт,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русьдревстрой" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года по делу N А72-12017/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Русьдревстрой"
к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области
об обязании заключить дополнительные соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русьдревстрой" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, в котором просит обязать заключить дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков: N 17/1 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/3 от 06.03.2017 г., N 17/4 от 06.03.2017 г., N17/5 от 06.03.2017 г., N 17/6 от 06.03.2017 г., N 17/7 от 06.03.2017 г., N 17/8 от 06.03.2017 г., N 17/9 от 06.03.2017 г., N 17/10 от 06.03.2017 г, N 17/11 от 06.03.2017 г., N 17/12 от 06.03.2017 г., N 17/13 от 06.03.2017 г., N 17/14 от 06.03.2017 г., N 17/15 от 06.03.2017 г., N 17/16 от 06.03.2017 г., N 17/17 от 06.03.2017 г., N 17/18 от 06.03.2017 г., N 17/19 от 06.03.2017 г., N 17/20 от 06.03.2017 г., N 17/21 от 06.03.2017 г., N 17/22 от 06.03.2017 г., N 17/23 от 06.03.2017 г., N 17/24 от 06.03.2017 г., N 17/25 от 06.03.2017 г., N 17/26 от 06.03.2017 г., N 17/27 от 06.03.2017 г., N 17/28 от 06.03.2017 г., N 17/29 от 06.03.2017 г., N 17/30 от 06.03.2017 г., N 17/31 от 06.03.2017 г., N 17/32 от 06.03.2017 г., N 17/33 от 06.03.2017 г., N 17/34 от 06.03.2017 г, N 17/35 от 06.03.2017 г., N 17/36 от 06.03.2017 г., N 17/37 от 06.03.2017 г., N 17/38 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/39 от 06.03.2017 г., N 17/40 от 06.03.2017 г., N 17/41 от 06.03.2017 г., N 17/42 от 06.03.2017 г., N 17/43 от 06.03.2017 г., N 17/44 от 06.03.2017 г
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2022 суд определил ходатайство ответчика об изменении наименования ответчика удовлетворить, ответчиком по делу считать - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645; адрес: 432030, г.Ульяновск, ул. Подлесная, зд.24, помещ.24).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года внесены изменения в договоры аренды лесных участков: N 17/1 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/3 от 06.03.2017 г., N 17/4 от 06.03.2017 г., N17/5 от 06.03.2017 г., N 17/6 от 06.03.2017 г., N 17/7 от 06.03.2017 г., N 17/8 от 06.03.2017 г., N 17/9 от 06.03.2017 г., N 17/10 от 06.03.2017 г, N 17/11 от 06.03.2017 г., N 17/12 от 06.03.2017 г., N 17/13 от 06.03.2017 г., N 17/14 от 06.03.2017 г., N 17/15 от 06.03.2017 г., N 17/16 от 06.03.2017 г., N 17/17 от 06.03.2017 г., N 17/18 от 06.03.2017 г., N 17/19 от 06.03.2017 г., N 17/20 от 06.03.2017 г., N 17/21 от 06.03.2017 г., N 17/22 от 06.03.2017 г., N 17/23 от 06.03.2017 г., N 17/24 от 06.03.2017 г., N 17/25 от 06.03.2017 г., N 17/26 от 06.03.2017 г., N 17/27 от 06.03.2017 г., N 17/28 от 06.03.2017 г., N 17/29 от 06.03.2017 г., N 17/30 от 06.03.2017 г., N 17/31 от 06.03.2017 г., N 17/32 от 06.03.2017 г., N 17/33 от 06.03.2017 г., N 17/34 от 06.03.2017 г, N 17/35 от 06.03.2017 г., N 17/36 от 06.03.2017 г., N 17/37 от 06.03.2017 г., N 17/38 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/39 от 06.03.2017 г., N 17/40 от 06.03.2017 г., N 17/41 от 06.03.2017 г., N 17/42 от 06.03.2017 г., N 17/43 от 06.03.2017 г., N 17/44 от 06.03.2017 г., путем подписания дополнительных соглашений к договорам в редакциях, представленных Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области..
Общество с ограниченной ответственностью "Русьдревстрой" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18 апреля 2023 года.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в соответствии со ст. 262 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (правопредшественник ответчика) (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Русьдревстрой" (Арендатор) заключены следующие договоры аренды лесных участков: N 17/1 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/3 от 06.03.2017 г., N 17/4 от 06.03.2017 г., N17/5 от 06.03.2017 г., N 17/6 от 06.03.2017 г., N 17/7 от 06.03.2017 г., N 17/8 от 06.03.2017 г., N 17/9 от 06.03.2017 г., N 17/10 от 06.03.2017 г, N 17/11 от 06.03.2017 г., N 17/12 от 06.03.2017 г., N 17/13 от 06.03.2017 г., N 17/14 от 06.03.2017 г., N 17/15 от 06.03.2017 г., N 17/16 от 06.03.2017 г., N 17/17 от 06.03.2017 г., N 17/18 от 06.03.2017 г., N 17/19 от 06.03.2017 г., N 17/20 от 06.03.2017 г., N 17/21 от 06.03.2017 г., N 17/22 от 06.03.2017 г., N 17/23 от 06.03.2017 г., N 17/24 от 06.03.2017 г., N 17/25 от 06.03.2017 г., N 17/26 от 06.03.2017 г., N 17/27 от 06.03.2017 г., N 17/28 от 06.03.2017 г., N 17/29 от 06.03.2017 г., N 17/30 от 06.03.2017 г., N 17/31 от 06.03.2017 г., N 17/32 от 06.03.2017 г., N 17/33 от 06.03.2017 г., N 17/34 от 06.03.2017 г, N 17/35 от 06.03.2017 г., N 17/36 от 06.03.2017 г., N 17/37 от 06.03.2017 г., N 17/38 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/39 от 06.03.2017 г., N 17/40 от 06.03.2017 г., N 17/41 от 06.03.2017 г., N 17/42 от 06.03.2017 г., N 17/43 от 06.03.2017 г., N 17/44 от 06.03.2017 г., согласно которым Арендодатель, действующий в соответствии со ст. 25, 41,71 -74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола о результатах лесного аукциона предоставило, а Арендатор принял во временное владение лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в п. 2 указанных договоров, в целях осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пунктам 2,3 указанных выше договоров аренды лесные участки, предоставленные истцу в аренду, имеют местоположение: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Ульяновское лесничество, Красноярское участковое лесничество квартал N 11.
Указанные выше лесные участки ответчик 06.03.2017 передал истцу в аренду на основании актов приема-передачи.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что в 2018 году было проведено лесоустройство на территории Ульяновского лесничества, утверждено в 2020 году, по результатам которого изменились качественные и количественные характеристики лесного участка, являющиеся существенными обстоятельствами, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении.
В связи с изменением существенных условий договора аренды, истец направил в адрес ответчика заявления от 28.02.2022 о заключении соответствующих дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков N 17/1 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/3 от 06.03.2017 г., N 17/4 от 06.03.2017 г., N17/5 от 06.03.2017 г., N 17/6 от 06.03.2017 г., N 17/7 от 06.03.2017 г., N 17/8 от 06.03.2017 г., N 17/9 от 06.03.2017 г., N 17/10 от 06.03.2017 г, N 17/11 от 06.03.2017 г., N 17/12 от 06.03.2017 г., N 17/13 от 06.03.2017 г., N 17/14 от 06.03.2017 г., N 17/15 от 06.03.2017 г., N 17/16 от 06.03.2017 г., N 17/17 от 06.03.2017 г., N 17/18 от 06.03.2017 г., N 17/19 от 06.03.2017 г., N 17/20 от 06.03.2017 г., N 17/21 от 06.03.2017 г., N 17/22 от 06.03.2017 г., N 17/23 от 06.03.2017 г., N 17/24 от 06.03.2017 г., N 17/25 от 06.03.2017 г., N 17/26 от 06.03.2017 г., N 17/27 от 06.03.2017 г., N 17/28 от 06.03.2017 г., N 17/29 от 06.03.2017 г., N 17/30 от 06.03.2017 г., N 17/31 от 06.03.2017 г., N 17/32 от 06.03.2017 г., N 17/33 от 06.03.2017 г., N 17/34 от 06.03.2017 г, N 17/35 от 06.03.2017 г., N 17/36 от 06.03.2017 г., N 17/37 от 06.03.2017 г., N 17/38 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/39 от 06.03.2017 г., N 17/40 от 06.03.2017 г., N 17/41 от 06.03.2017 г., N 17/42 от 06.03.2017 г., N 17/43 от 06.03.2017 г., N 17/44 от 06.03.2017. Тем самым, досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден.
Министерство отказало истцу в заключении вышеуказанных дополнительных соглашений к договорам аренды (исх. N 73-ИОГВ -10-03/2059 исх. -73-ИОГВ-10-03/2102 исх. от 28.03.2022 г.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В связи с изменением существенных условий договоров аренды, изменением адресов лесных участков и проведением на территории Ульяновского лесничества лесоустройства истец направил в адрес ответчика письмо N 18 от 24.02.2022 о заключении Дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков.
Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец просил обязать заключить дополнительные соглашения в соответствии с действующими материалами лесоустройства Ульяновского лесничества 2018 года к договорам аренды лесных участков: N 17/1 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/3 от 06.03.2017 г., N 17/4 от 06.03.2017 г., N17/5 от 06.03.2017 г., N 17/6 от 06.03.2017 г., N 17/7 от 06.03.2017 г., N 17/8 от 06.03.2017 г., N 17/9 от 06.03.2017 г., N 17/10 от 06.03.2017 г, N 17/11 от 06.03.2017 г., N 17/12 от 06.03.2017 г., N 17/13 от 06.03.2017 г., N 17/14 от 06.03.2017 г., N 17/15 от 06.03.2017 г., N 17/16 от 06.03.2017 г., N 17/17 от 06.03.2017 г., N 17/18 от 06.03.2017 г., N 17/19 от 06.03.2017 г., N 17/20 от 06.03.2017 г., N 17/21 от 06.03.2017 г., N 17/22 от 06.03.2017 г., N 17/23 от 06.03.2017 г., N 17/24 от 06.03.2017 г., N 17/25 от 06.03.2017 г., N 17/26 от 06.03.2017 г., N 17/27 от 06.03.2017 г., N 17/28 от 06.03.2017 г., N 17/29 от 06.03.2017 г., N 17/30 от 06.03.2017 г., N 17/31 от 06.03.2017 г., N 17/32 от 06.03.2017 г., N 17/33 от 06.03.2017 г., N 17/34 от 06.03.2017 г, N 17/35 от 06.03.2017 г., N 17/36 от 06.03.2017 г., N 17/37 от 06.03.2017 г., N 17/38 от 06.03.2017 г., N 17/2 от 06.03.2017 г., N 17/39 от 06.03.2017 г., N 17/40 от 06.03.2017 г., N 17/41 от 06.03.2017 г., N 17/42 от 06.03.2017 г., N 17/43 от 06.03.2017 г., N 17/44 от 06.03.2017 г.
В соответствии с п.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По условиям п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ч.2 ст.73.1 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (ч.1 ст.74.1 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч.2 ст.74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии с ч.3 ст.74.1 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В соответствии с актом о внесении документированной информации в государственный лесной реестр N 2 от 10.04.2020, утвержденным исполняющим обязанности директора департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, на территории Ульяновского лесничества проведено лесоустройство и введена в действие со дня утверждения названного акта лесоустроительная документация.
В связи с лесоустройством на территории государственного лесного фонда Ульяновского лесничества, проведением инструментальной съемки, данные которой подлежат внесению в Схемы расположения и границы земельных участков (Приложения N 1 к договорам аренды) изменились адреса арендуемых участков, номера кварталов участков, арендуемых истцом, а также количественные и качественные характеристики участков, что привело к изменению размера арендной платы.
Однако, соответствующие изменения в договор внесены не были.
В соответствии со ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
Согласно ст.91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах;
4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий;
5) о лесных участках и об их границах;
6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункты 1 - 3, 9 ст.91 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, внесение документированной информации в государственный лесной реестр в связи с уточнением характеристик лесоустройства является существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, входящего в состав лесничества, и, как следствие, основанием для изменения условий договора аренды такого лесного участка.
ООО "Русьдревстрой" и Министерством имеются разногласия в части п.п.5, 11 дополнительных соглашений и соответственно в отношении приложений N 3 (расчет арендной платы), N 5 (сроки внесения арендной платы) к дополнительным соглашениям (в части расчета, сроков и порядка внесения арендной платы за 2020,2021 годы).
В остальной части разногласия между истцом и ответчиком отсутствуют.
Пунктом 7 договоров предусмотрено, что арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
Разделом 5 договора определен порядок изменения и расторжения договора. Согласно пунктам 14,15,16 договора, все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
Согласно пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено статьей 422 Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
Из буквального толкования указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, положений договора следует, что арендная плата за лесной участок является регулируемой ценой и определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Поскольку ставки арендной платы за пользование лесным участком являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться нормативно установленными ставками арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что изменение количественных и качественных характеристик арендуемых лесных участков произошло в результате проведения лесоустройства на территории Ульяновского лесничества участков, что отражено в акте от 10.04.2020 N 2, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец использовал лесные участки с измененными характеристиками с 10.04.2020. Следовательно, расчет арендной платы, а также сроки внесения арендной платы должны быть изменены с 10.04.2020.
Таким образом, п.п.5, 11 дополнительных соглашений и соответственно в отношении приложений N 3 (расчет арендной платы), N 5 (сроки внесения арендной платы) к дополнительным соглашениям (в части расчета, сроков и порядка внесения арендной платы за 2020,2021 годы) следует принять в редакции ответчика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца следует удовлетворить, внести изменения в договоры аренды лесных участков путем подписания дополнительных соглашений к договорам в редакциях, представленных Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что разрешая спор, суд первой инстанции неправильно сделал вывод о распространении действия дополнительных соглашений на отношения сторон, возникшие с 10.04.2020, в редакциях, представленных Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области, а не истцом, тем самым внесены изменения в договор аренды за прошедший период времени, судом не принимаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Между тем, стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Как указывалось выше, из буквального толкования указанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, положений договора следует, что арендная плата за лесной участок является регулируемой ценой и определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Поскольку ставки арендной платы за пользование лесным участком являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться нормативно установленными ставками арендной платы за лесные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
ООО "Русьдревстрой" и Министерством имеются разногласия в части п.п.5, 11 дополнительных соглашений и соответственно в отношении приложений N 3 (расчет арендной платы), N 5 (сроки внесения арендной платы) к дополнительным соглашениям (в части расчета, сроков и порядка внесения арендной платы за 2020,2021 годы).
Указанные разногласия послужили основанием для обращения в суд.
Учитывая, что изменение количественных и качественных характеристик арендуемых лесных участков произошло в результате проведения лесоустройства на территории Ульяновского лесничества участков, что отражено в акте от 10.04.2020 N 2, суд первой инстанции разрешая возникший спор пришел к выводу, что истец использовал лесные участки с измененными характеристиками с 10.04.2020, следовательно, расчет арендной платы, а также сроки внесения арендной платы должны быть изменены с 10.04.2020, в связи с чем дополнительные соглашения подлежат принятию в редакции ответчика.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 января 2023 года по делу N А72-12017/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Д.А. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12017/2022
Истец: ООО "РУСЬДРЕВСТРОЙ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДЫ И ЦИКЛИЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ