г. Тула |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А54-3804/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Вымпел-коммуникации" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 по делу N А54-3804/2022 (судья Соломатина О.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (г. Москва, ОГРН 1027700166636, ИНН 7713076301) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209013190, ИНН 6234006746), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (г. Москва, ОГРН 1027739334479, ИНН 7706228218) признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения от 18.02.2022 N П-62/5/2-нд/-/1/3;
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" - Астафьев В.Б. (доверенность от 09.01.2023 N ШК-23-2, паспорт, диплом);
от управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области - Кулев А.В. (доверенность от 07.04.2023 N 26-Д, паспорт, диплом), Журавлёва В.В. (доверенность от 17.04.2023 N 28-Д, паспорт, диплом);
от Федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" - Машков О.В. (доверенность от 31.10.2022, паспорт, диплом);
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области (далее - управление) об устранении выявленного нарушения от 18.02.2022 N П-62/5/2-нд/-/1/3.
Определением от 19.05.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (далее - ФГУП "ГРЧЦ").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции незаконно отклонил объективные причины, по которым общество не может оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 в г. Рязань в полном объеме; полагает ошибочным вывод суда области, что общество не осуществляет покрытие LTE на территории МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 21 г. Рязани".
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на заседании Государственной комиссии по радиочастотам, состоявшемся 08.09.2011 (протокол N 11-12) было принято решение N 11-12-02 "Об использовании радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами стандарта LTE и последующих его модификаций" (далее - Решение N 11-12-02), согласно которому полосы радиочастот 790-862 МГц, 2500-2690 МГц определены для создания на территории Российской Федерации сетей связи стандарта LTE и последующих его модификаций. Роскомнадзору поручено не позднее 01.02.2012 провести торги (аукционы, конкурсы) на право получения лицензий на оказание на территории Российской Федерации услуг связи в сетях связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосе радиочастот 790-862 МГц, 2500-2690 МГц.
По результатам открытого конкурса N 1/2012 на право получения лицензий на оказание на территории Российской Федерации услуг связи с использованием радиоэлектронных средств в сетях связи стандарта LTE, проведенным Роскомнадзором 12.07.2012, обществу выданы лицензии Роскомнадзора от 25.07.2012:
- N 101254 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи;
- N 101256 на оказание телематических услуг связи;
- N 101255 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- N 101253 на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (далее - конкурсные лицензии).
Пунктом 7 Перечней лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385, установлено требование выполнения лицензиатом обязательств, которые он принял при участии в торгах на получение соответствующей лицензии.
Согласно п. 3 лицензионных требований лицензиат обязан оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи с использованием радиоэлектронных средств стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц, в соответствие с данной лицензией на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7.1 конкурсных лицензий услуги связи должны предоставляться во всех средних и высших учебных заведениях, расположенных в границах населенных пунктов, численностью 50 тысяч человек и более. При этом развертывание сети должно осуществляться в любой выделенной лицензиату полосе частот, указанной в п. 3 конкурсных лицензий или их совокупности.
В период с 07.02.2022 по 18.02.2022 в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области связи была проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных условий (требований) при оказании обществом (обособленным подразделением в г. Рязани) услуг электросвязи, в ходе которой в адрес ФГУП "ГРЧЦ" управлением был направлен запрос от 27.01.2022 N 9497-15/77 о представлении расчетов зон покрытия населенных пунктов, выполненных в соответствии с Методикой (методическими указаниями) проведения проверки выполнения операторами подвижной радиотелефонной связи лицензионных требований и требований решений ГКРЧ, согласованной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письмом от 25.06.2021 N ДК-П12-079-25397 (далее - Методика).
Согласно представленным ФГУП "ГРЧЦ" письмом от 08.02.2022 N 19812 данным установлено, что обществом услуги оператора связи в полосах радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц не предоставляются в одном среднем учебном заведении в г. Рязани, а именно в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 21 г. Рязани", расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Белякова, 1А, что является нарушением условий выданных конкурсных лицензий N 101254, 101256, 101255, 101253 в отношении данного учебного учреждения.
В реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств (далее - РЭС) и высокочастотных устройств (далее - ВЧУ) информация о регистрации РЭС сети радиосвязи стандарта LTE и последующих его модификаций общества в полосах радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц в районе расположения МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 21 г. Рязани" отсутствует.
С учетом изложенного, управлением был сделан вывод о нарушении обществом ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.04.2003 N 126-ФЗ "О связи", п. 7 разделов XI, XIV, XV, XVI Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 и п. 7.1 конкурсных лицензий, что было отражено в акте плановой выездной проверки от 18.02.2022 N А-62/5/2-нд/7.
В ответ на требование о предоставлении информации в рамках проводимой проверки общество сообщило, что по указанному адресу образовательного учреждения обеспечило 100 % покрытие сетями LTE в разрешенных полосах радиочастот в диапазоне 1800 МГц, а не в диапазонах, указанных в п. 3 лицензии.
Данная информация подтверждается сведениями, представленными ФГУП "ГРЧЦ".
По результатам проверки обществу было выдано предписание об устранении выявленного нарушения от 18.02.2022 N П-62/5/2-нд/-/1/3, в соответствии с которым обществу в срок до 18.08.2022 необходимо увеличить зону покрытия сети, либо использовать иные доступные способы.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области.
Рассматривая заявление и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с п. 2, 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу п. 36 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена деятельность по оказанию услуг связи.
Согласно п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов; оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В связи с выявлением нарушения обществом п. 1 ст. 46 Закона N 126-ФЗ, п. 7, 7.1 лицензий Роскомнадзора от 25.07.2012 N 101254, 101253, 101255, 101256, управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2022 N АП-62/5/120 и направлено заявление в Арбитражный суд Рязанской области для привлечения общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2022 по делу N А54-2185/2022, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2022, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Частью 2 ст. 69 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.05.2022 по делу N А54-2185/2022 установлен факт нарушения со стороны общества лицензионных требований, спорное предписание является законным и обоснованным.
При этом довод апеллянта об обеспечении услуг связи в диапазоне частот, отличном от указанного в п. 3 лицензионных требований лицензий N 101253, 101254, 101255, 101256, отклоняется судебной коллегией, поскольку не свидетельствует о соблюдении отраженных в поименованных лицензиях лицензионных требованиях.
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2022 по делу N А09-2157/2022.
Довод апеллянта о невозможности использования РЭС в полосах радиочастот 735-742,5/776-783,5 МГц, 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц является несостоятельным, поскольку:
- заявка от 31.08.2021 N ШК-04/41594/21 на получение разрешения работы на территории г. Рязани в полосах радиочастот 2550-2560/2670-2680 МГц была одобрена на 27 из 36 заявленных базовых станций, однако общество ее не реализовало, тем самым не предприняло мер по получению разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов на указанные базовые станции;
- радиочастотные заявки в полосах радиочастот 735-742,5/776-783,8 МГц обществом не подавались, соответственно, разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в указанной полосе радиочастот не оформлялись;
- обществом не представлено отказов в согласовании данных радиочастот для установки базовых станций со стороны Министерства обороны РФ;
- полосы радиочастот 813,5-821/854,5-862 МГц обществом не используются;
- в полосах радиочастот 2550-2560/2670-2680 МГц использование базовых станций общества допускается без наложения существенных ограничений как по условиям ЭМС с РЭС гражданского, так военного и специального назначения;
- в период с 2013 года в ФГУП "ГРЧЦ" от общества в диапазоне 2500 МГц поступило 8 радиочастотных заявок на более чем 200 базовых станций, по которым были выданы заключения экспертизы ЭМС, в том числе и без наложения ограничений.
Довод апеллянта, что полосы радиочастот 813,5821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц заняты средствами телевизионного вещания подлежит отклонению, так как средства телевизионного вещания в полосах радиочастот 813,5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц отсутствуют.
Таким образом, объективные причины отсутствия оказания услуг связи на базе собственной сети связи общества, построенной на основе РЭС стандарта LTE и последующих его модификаций в любой из полос радиочастот 735-742,5/776-783.5 МГц, 813.5-821/854,5-862 МГц, 2550-2560/2670-2680 МГц в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 21 г. Рязани", судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, требование общества о признании недействительным предписания управления от 18.02.2022 N П-62/5/2-нд/-/1/3 удовлетворению не подлежит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2022 по делу N А54-3804/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3804/2022
Истец: ОАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ"
Ответчик: Управление Роскомнадзора по Рязанской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области
Третье лицо: ФГУП "Главный радиочастотный центр"