город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2023 г. |
дело N А53-41201/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матиняном С.А.,
при участии:
от истца: представитель Великая Е.А. по доверенности от 06.09.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства города Батайска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2023 по делу N А53-41201/2022
по иску публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН: 1027700198767, ИНН: 7707049388)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (ОГРН: 1026101847067, ИНН: 6141019421)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (далее - ответчик, управление) о взыскании 11 547 361,21 руб. задолженности по энергосервисному контракту на оказание услуг для муниципальных нужд N 07-13 от 11.07.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2023 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по энергосервисному контракту на оказание услуг для муниципальных нужд N 07-13 от 11.07.2019 за период с 01.04.2021 по 30.11.2021 в размере 11 547 361,21 руб., судебные расходы в возмещение уплаты государственной пошлины в размере 80 737 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что в связи с несвоевременным предоставлением платежных документов принять к финансированию не представлялось возможным, ввиду закрытия финансового года. На основании расчетов расходов по энергосервисному контракту за период с апреля 2021 по ноябрь 2021 сумма задолженности составляет 9 849 577,02 руб. Следовательно, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оно является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Представитель истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал с учетом представленного отзыва, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Батайска (заказчик) и ПАО "Ростелеком" (исполнитель) заключен энергосервисный контракт на оказание услуг для муниципальных нужд N 07-13 от 11.07.2019, предметом которого является оказание услуг: проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Батайска Ростовской области в объеме и с характеристиками согласно приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере установленном контрактом, за счет средств местного бюджета (далее - услуги).
В рамках настоящего контракта исполнитель осуществляет энергосервисные мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса (электрической энергии) на объекте энергосервиса, путем реализации энергосберегающих мероприятий, а заказчик оплачивает оказанные исполнителем энергосервисные услуги за счет средств, полученных от экономии расходов заказчика на оплату энергетического ресурса (электрической энергии) потребляемого объектом энергосервиса. Перечень энергосберегающих мероприятий, которые должен совершить исполнитель, приведен в приложении N 1 к контракту. Сведения об объекте энергосервиса, на котором реализуются энергосберегающие мероприятия (далее - объект, объект энергосервиса), приведены в приложении N 2 к контракту.
Определение фактической величины экономии электрической энергии в натуральном выражении, достигнутой исполнителем, осуществляется после реализации энергосберегающих мероприятий и определяется как разница между объемом потребления электрической энергии объектом энергосервиса в соответствующих календарных месяцах базового и отчетного периодов с учётом применения сопоставимых условий (п.7.1 Договора).
Согласно п. 7.2 контракта, фактическое потребление электрической энергии в натуральном выражении за отчетный период определяется на основании показаний приборов учета, зафиксированных актом о достигнутой экономии электрической энергии. В соответствии с п.8.2 контракта платежи по контракту осуществляются заказчиком в расчетном периоде на основании подписанного сторонами акта о достигнутой экономии электрической энергии за отчетный период с учетом распределения размера экономии в денежном выражении между исполнителем и заказчиком, в соответствии с пунктами 2.5 и 2.7 контракта. Оплата в отчетном периоде за достигнутую экономию электрической энергии на объекте энергосервиса производится заказчиком в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания сторонами акта о достигнутой экономии электрической энергии на основании счета (п.8.10 контракта).
В соответствии актами о достигнутой экономии электрической энергии размер экономии электрической энергии, достигнутой объектом энергосервиса в период апрель -ноябрь 2021, подлежащий уплате ПАО "Ростелеком" составил: с 01.04.2021 по 30.04.2021 - 1 1699 54,32 руб., с 01.05.2021 по 31.05.2021 - 1 352 591,65 руб., с 01.06.2021 по 30.06.2021 - 1 260 694,33 руб., с 01.07.2021 по 31.07.2021 - 1 279 153,63 руб., с 01.08.2021 по 31.08.2021 - 1 054 403,91 руб., с 01.09.2021 по 30.09.2021 - 1 484 613,69 руб., с 01.10.2021 по 31.10.2021 - 1 989 036,86 руб., с 01.11.2021 по 30.11.2021 - 1 956 912,55 руб.
Общая сумма экономии электрической энергии, достигнутой объектом энергосервиса, подлежащая уплате ПАО "Ростелеком" за период с 01.04.2021 по 30.11.2021 составила 11 547 361,21 руб.
В письме N 51.10/2596 от 06.06.2022 ответчик сообщил, что представленные акты достигнутой экономии электрической энергии за период апрель - ноябрь 2021 по энергосервисному контракту от 11.07.2019 N 07-13 им проверены и подтверждены данными энергопотребления, однако до настоящего времени ответчик не произвел оплату экономии электрической энергии за указанный период.
В порядке досудебного урегулирования спора в соответствии с п. 12.1 контракта истцом в адрес ответчика направлялась досудебная претензия N 5-61-102022-0030483 от 12.10.2022., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 г. N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота), а также ст. 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009, государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты) заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 1 статьи 108 Закона N 44-ФЗ в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе услуг по теплоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Аналогичное положение предусмотрено в статье 21 Закона об энергосбережении.
Согласно ст. 108 Закона N 44-ФЗ, оплата энергосервисного контракта должна осуществляться исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.
Порядок определения фактической величины экономии регулируется разделом 7 контракта. Фактическая величина экономии (доли размера экономии), достигнутая в результате исполнения контракта, определяется как разница между объемом потребления заказчиком энергетического ресурса за период, равный календарному периоду достижения установленного в контракте размера экономии, определенного до начала реализации мероприятий, и объемом потребления заказчиком энергетического ресурса, определенным после реализации исполнителем перечня мероприятий, с учетом особенностей определения объема потребления электрической энергии на цели наружного освещения в базовый и отчетные периоды, установленных в соответствии с утвержденной Методикой, включающей изменения факторов, оказывающих влияние на объемы потребления.
При этом, определение объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении после реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляется расчетно-измерительным способом на основании показаний приборов учета, зафиксированных на начало и конец отчетного периода (п. 7.2 контракта).
Условиями заключенного контракта установлено, что отчетным периодом является 1 календарный месяц; режим работы оборудования в отчетный период принимается идентичным количеству часов работы световых приборов в базовом периоде на весь срок действия договора.
Согласно п. 2.7 контракта, размер экономии электрической энергии в денежном выражении, обеспеченный за счет реализации энегосберегающих мероприятий, и подлежащий уплате исполнителю по контракту, составляет 95%.
При этом 5% экономии электрической энергии в денежном выражении остаются в распоряжении заказчика.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как уже было указано, в соответствии актами о достигнутой экономии электрической энергии размер экономии электрической энергии, достигнутой объектом энергосервиса в период апрель-ноябрь 2021, подлежащий уплате ПАО "Ростелеком" составил: с 01.04.2021 по 30.04.2021 - 1 1699 54,32 руб., с 01.05.2021 по 31.05.2021 - 1 352 591,65 руб., с 01.06.2021 по 30.06.2021 - 1 260 694,33 руб., с 01.07.2021 по 31.07.2021 - 1 279 153,63 руб., с 01.08.2021 по 31.08.2021 - 1 054 403,91 руб., с 01.09.2021 по 30.09.2021 - 1 484 613,69 руб., с 01.10.2021 по 31.10.2021 - 1 989 036,86 руб., с 01.11.2021 по 30.11.2021 - 1 956 912,55 руб.
Общая сумма экономии электрической энергии, достигнутой объектом энергосервиса, подлежащая уплате ПАО "Ростелеком" за период с 01.04.2021 по 30.11.2021 составила 11 547 361,21 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании расчетов расходов по энергосервисному контракту за период с апреля 2021 по ноябрь 2021 сумма задолженности составляет 9 849 577,02 руб., не принимаются апелляционным судом как опровергаемые материалами дела.
Ответчик подтвердил факт выполнения истцом в полном объеме энергоэффективных мероприятий и принял их результат от общества, подписав акт сдачи-приемки энергосберегающих мероприятий от 15.01.2020 без замечаний.
В письме N 51.10/2596 от 06.06.2022 ответчик сообщил, что представленные акты достигнутой экономии электрической энергии за период апрель - ноябрь 2021 по энергосервисному контракту от 11.07.2019 N 07-13 им проверены и подтверждены данными энергопотребления.
Наличие задолженности перед истцом в размере 11 547 361,21 руб. ответчиком не оспорено, доказательств, опровергающих заявленные требования по размеру, не представлено, равно как и не представлено доказательств оплаты задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поскольку наличие задолженности в размере 11 547 361,21 руб. подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено, постольку арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в указанном размере.
Доводы ответчика о том, что в связи с несвоевременным предоставлением платежных документов принять к финансированию не представлялось возможным ввиду закрытия финансового года, подлежат отклонению, поскольку правовой статус ответчика, отсутствие финансирования не могут учитываться при рассмотрении вопроса о взыскании задолженности по спорному контракту.
Согласно специфике предмета самого денежного обязательства, в денежных обязательствах исключается невозможность исполнения, а отсутствие у должника необходимых денежных средств ни при каких условиях, даже при наличии обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как непреодолимая сила, не может служить основанием для освобождения должника от ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Поэтому недофинансирование ответчика или исчерпание лимитов бюджетных средств само по себе не может служить основанием для освобождения управления от оплаты задолженности.
Апелляционный суд также отмечает, что в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом собственно требование о взыскании с ответчика мер ответственности за нарушение денежного обязательством обществом в рамках настоящего дела не заявлено.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.03.2023 по делу N А53-41201/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41201/2022
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА БАТАЙСКА