26 апреля 2023 г. |
дело N А40-212091/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Титовой И.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2023 г. (резолютивная часть от 07.02.2023 г.) по делу N А40-212091/22
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) к ФГУП "ГУСС" (ОГРН: 1022302390461) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гасанов М.М. по доверенности от 04.04.2023,
от ответчика: Вастрейкина Т.В. по доверенности от 16.11.2022
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило ФГУП "ГУСС" (далее - ответчик, исполнитель) иск о взыскании неустойки в размере 158 887,05 руб., а также процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса в размере 169 266,60 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 07.02.2023 г., изготовленным в полном объеме 22.02.2023 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с ФГУП "ГУСС" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойку в размере 30 000 руб., с применением ст. 333 ГК РФ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и ФГУП "ГУСС" (далее - Генпроектировщик) заключен государственный контракт от 11.03.2019 N 1919187375192554164000000 (далее - Контракт)
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта цена Контракта составляет 2 521 349,57 руб.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генпроектировщик осуществляет разработку проектной документации для строительства объекта в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 16 Контракта, другими исходными данными, необходимыми для выполнения Генпроектировщиком работ.
Разделом 3 Контракта установлены сроки выполнения обязательств: разработка проектной документации - 30.04.2019; получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации - 30.06.2019 (поскольку 30.06.2019 (воскресенье) приходится на нерабочий день, в соответствии со статьей 193 ГК РФ датой окончания данного обязательства является 01.07.2019; подписание итогового акта приемки выполненных работ - 01.08.2019.
Истец указал, что Обязательства по Контракту в полном объеме Генпроектировщиком не исполнены.
Согласно пункту 10.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генпроектировщиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генпроектировщиком.
Просрочка выполнения работ по этапу "разработка проектной документации" с 01.05.2019 по 01.07.2019 составляет 62 дня.
Согласно пункту 10.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генпроектировщиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик требует уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генпроектировщиком обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ключевой ставки ЦБ РФ от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генпроектировщиком.
Просрочка исполнения Генпроектировщиком своих обязательств по Контракту с 02.08.2019 по 16.12.2019 составляет 137 дней.
Суд апелляционной инстанции полагает, что к подрядчику не подлежит применению неустойка, т.к. просрочка вызвана в т.ч. бездействием заказчика.
Заказчик оказывает содействие Генподрядчику в ходе выполнения им Работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика (п.п. 7.1.12 п. 7.1 Контракта).
В соответствии с п.п. 7.1.9 п. 7.1 Контракта Заказчик до начала проектно-изыскательских Работ передает Генподрядчику в установленном порядке Исходные данные, необходимые для выполнения проектных работ.
Под Исходными данными стороны признали документы, необходимые Генподрядчику для разработки Рабочей документации (п.п. 1.1.15 Контракта.).
Также п.п. 7.1.10 п. 7.1 Контракта установлена обязанность Заказчика передать Генподрядчику до начала выполнения строительно-монтажных работ в установленном порядке на период строительства Объекта строительную площадку, а также всю необходимую для выполнения работ документацию (проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный билет (в случае необходимости), технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство).
Стороны определили дату начала Работ - дата вступления Контракта в силу, т.е. 08.10.2019 (п. 5.1, п. 19.1 Контракта).
Следовательно, все Исходные данные Заказчик должен был передать Генподрядчику 08.10.2019.
В силу ч. 6, 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, п. 10, п. 11 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию":
- задание на проектирование;
- утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
- технические условия, предусмотренные ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сети инженерно-технического обеспечения общего пользования;
-иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими градостроительными регламентами, -являются частью исходных данных для проектирования, которые на основании ст. 759 ГК РФ Заказчик должен предоставить Генподрядчику.
Согласно п. 1 ст. 47 (Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, результаты инженерных изысканий также являются исходными данными для разработки проектной документации. В отсутствии результатов инженерных изысканий невозможно разработать проектную документацию.
В соответствии с п. 3 ст. 47 ГрК РФ, лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо привлекаемые ими или техническим заказчиком на основании договора физическое лицо или юридическое лицо.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий СНиП 11-02-96, утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 1033/пр, к договору Заказчик прилагает задание на выполнение инженерных изысканий (далее - задание) материалы и документы, необходимые для выполнения работ, - исходные данные (п. 4.12, п. 4.16, п. 4.17 Свода правил):
- ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
- правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
- схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
- материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
- координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
- копии имеющихся топографических и иных, карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
- материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
- материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
- иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
Согласно СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства", СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства", инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания включают в себя полевой этап, в ходе которого должны быть произведены рекогносцировочные обследования территории, а также комплекс иных полевых работ.
Таким образом, обязательным условием выполнения изыскательских работ является сам земельный участок и правоустанавливающие документы на него, которые должны быть заблаговременно переданы лицу, выполняющему соответствующие работы.
Обязанность по своевременному обеспечению доступа к земельному участку для производства Работ императивно возложена на Заказчика п. 2 ст. 747 ГК РФ и продублирована в п.п. 7.1.10 п. 7.1 Контракта.
Строительную площадку для производства Работ Заказчик передал Генподрядчику по акту приема-передачи только 16.03.2020 (просрочка составила 160 дней, период с 09.10.2019 по 16.03.2020).
В соответствии со ст. 52.1 ГрК РФ технические условия, предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации и положений отдельных актов Правительства Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которым могут предоставляться технические условия.
Однако, к данным лицам Генподрядчик не относится, поскольку не является ни органом государственной власти или местного самоуправления, ни правообладателем земельного участка.
Таким образом, согласно нормам законодательства, обязанность по получению технических условий возложена именно на Заказчика.
Заказчиком несвоевременно получены и представлены технические условия:
- технические условия на прокладку волоконно-оптических линий связи в канализации ПАО "Ростелеком" были получены только 18.06.2020 и переданы Заказчиком Генподрядчику письмом от 23.06.2020 исх. N ФКПЛОВО/3/5263 (просрочка составила 259 дней, период с 09.10.2019 по 23.06.2020), в связи с чем Генподрядчик обратился с письмом в адрес Заказчика (исх. от 22.06.2020 N исх42-417-242) о-продлении срока действия Контракта.
Несмотря на данное обстоятельство Генподрядчиком обязательства по Контракту были выполнены надлежащим образом, а именно:
- разработана рабочая документация, о чем сообщено Заказчику (РУЗКСЮВО) письмом от 29.09.2020 N исх42-417-650, рабочая документация направлена Заказчику 06.11.2020 N исх42-417-790;
- письмом от 15.12.2020 N исх42-417-981 Генподрядчик уведомил о завершении работ на Объекте с просьбой назначить приемочную комиссию;
- актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) утвержден 24.03.2021.
Соответственно начисление неустойки Истцом за нарушение сроков выполнения работ по Контракту необоснованно, поскольку со стороны Генподрядчика обязательства по Контракту не нарушены.
Учитывая, что решение подрядчиком не обжалуется, а заказчиком обжалуется только в отказанной части, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции в части неустойки без изменения.
Кроме того, к подрядчику не подлежит применению неустойка за не подписание Итогового акта приемки выполненных работ также в силу того, что подписание Итогового акта приемки выполненных работ не является собственно работой, выполнение которой является предметом Госконтракта, а является требованием к порядку документального оформления сдачи-приемки результата выполнения работ, поэтому неподписание Итогового акта само по себе гражданских прав и законных интересов заказчика не нарушает.
Кроме того, к подрядчику не подлежит применению неустойка за нарушение срока выполнения работы по этапу "получение положительного заключения госэкспертизы" также в силу того, что условиями контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (раздел 8 Контракта "Права и обязанности Генподрядчика").
Также истцом предъявлено требование о взыскании процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса в размере 11 806 477,53 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что проценты за пользование авансом как коммерческим кредитом не подлежат взысканию с подрядчика по причине того, что невыполнение работ в установленный срок вызвано обстоятельствами, за которые отвечает сам заказчик.
Из буквального толкования п. 5.13. Контракта следует, что проценты за пользование коммерческим кредитом, начисляемые по правилам ст. 823 ГК РФ на предоставленный заказчиком подрядчику аванс, подрядчик обязан уплатить в случае неисполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в срок, установленный Контрактом (ст. 330 ГК РФ).
Следовательно, предусмотренные п. 5.13. Контракта проценты за пользование коммерческим кредитом, начисляемые по правилам ст. 823 ГК РФ на предоставленный заказчиком подрядчику аванс, подлежат уплате подрядчиком за период просрочки исполнения обязательств, если просрочка вызвана обстоятельствами, за которые отвечает подрядчик.
Если же просрочка вызвана обстоятельствами, за которые отвечает заказчик, то это не должно лишать подрядчика права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом) и влечь для подрядчика негативные имущественные последствия.
Поскольку в противном случае будут нарушены принципы справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Тогда как по настоящему делу, как указано выше, установлено, что невыполнение подрядчиком работ в объеме и в срок, предусмотренные Контрактом, было вызвано обстоятельствами, за которые отвечает не подрядчик, а заказчик.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с подрядчика процентов за пользование коммерческим кредитом не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы заказчика.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.02.2023 г. (резолютивная часть от 07.02.2023 г.) по делу N А40-212091/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212091/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 4"