г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А40-199380/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-199380/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Алексеева Н.Е.
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гасанов К.Р. по доверенности от 22.11.2022; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по доверенности от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Заявитель, ДГИ, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве, Управление) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенного в уведомлениях от 15.07.2022 N N N PKPVDMFC-2022-04-28-767598, КУВД-001/2022-17926169, MFC-0558/2022-714868, от 20.07.2022 NNNNN PKPVDMFC-2022-04-15-707335, КУВД-001/2022-15848299, КУВД-001/2022-15848300, КУВД-001/2022-15848301, MFC-0558/2022-636164 об отказах в осуществлении регистрационных действий в отношении объектов недвижимости: с кадастровыми номерами 77:07:0016002:1178, 77:07:0016002:1087 по адресам: г. Москва, ул. Центральная, вл.21г, стр.1, стр.2 и учтенных в их составе помещений.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2022 заявление ДГИ удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ДГИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Управление Росреестра по Москве с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:07:0016002:1178, 77:07:0016002:1087 по адресам: г. Москва, ул. Центральная, вл.21г, стр.1, стр.2 и прекращении прав собственности города Москвы на помещении, расположенные в них, на основании Актов о прекращении существования объектов, которыми зафиксирован факт сноса указанных объектов недвижимости для целей строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Снос указанных нежилых зданий осуществлен на основании части 19 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Управление Росреестра по Москве уведомлениями от 15.07.2022 N N N PKPVDMFC-2022-04-28-767598, КУВД-001/2022-17926169, MFC-0558/2022-714868, от 20.07.2022 NNNNN PKPVDMFC-2022-04-15-707335, КУВД-001/2022-15848299, КУВД-001/2022-15848300, КУВД-001/2022-15848301, MFC-0558/2022-636164 сообщило об отказах в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с тем, что на часть помещений ранее в Управление Росреестра по Москве были представлены заявления о регистрации прав собственности иных лиц, а также в связи с непредставлением документов, подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости - актов обследования кадастрового инженера в соответствии с пунктом 2, части 2, статьи 15 и части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Удовлетворяя заявление Департамента, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ).
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в пунктах 1-3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (пункт 4 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях осуществления учетно-регистрационных действий в адрес Управления Росреестра по Москве были направлены заявления о прекращении прав и снятии с кадастрового учета вышеуказанных объектов недвижимости с приложением подписанных актов о прекращении существования объектов недвижимости.
Вместе с тем, в состав комплектов документов были представлены письма N ДГИ-И-26218/22, N ДГИ-И-30087/22 о том, что в отношении помещений, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, в Департаменте отсутствует информация о ранее возникших правах.
Также письмом N ДГИ-1-125697/21 Департамент строительства города Москвы предоставил информацию о том, что правообладателям помещений в указанных нежилых зданиях выплачена денежная компенсация за освобождение территории строительства, права третьих лиц в ЕГРН погашены.
Указанные объекты были изъяты из частной собственности для государственных нужд - для целей строительства объекта "Калининско-Солнцевская линия метрополитена, станция "Рассказовка" - станция метро "Внуково", предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 03.11.2020 N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы" и постановлением Правительства Москвы от 29.10.2019 N 1426-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта - участок Калининско-Солнцевской линии метрополитена от тупиков за станцией "Рассказовка" до проектируемой станции "Внуково".
Учитывая факт изъятия объектов для государственных нужд - для целей строительства объектов регионального значения, к отношениям по снятию таких объектов с кадастрового учета подлежит применению специальное законодательство.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ N "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены частью 7 статьи 4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6 - 11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
В соответствии с частью 20 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в течение десяти дней после выполнения работ по сносу объектов недвижимого имущества, указанных в части 19 настоящей статьи, и утилизации образовавшихся отходов организации, осуществившие снос указанных объектов и утилизацию образовавшихся отходов, подписывают акт о прекращении существования указанных объектов с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а в случае привлечения подрядной организации для выполнения работ по сносу указанных объектов и утилизации образовавшихся отходов также с данной подрядной организацией.
При снятии указанных объектов с государственного кадастрового учета составление акта обследования не требуется.
В соответствии с частью 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ Акт о прекращении существования объекта недвижимого имущества, является основанием для внесения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), сведений о прекращении существования объекта недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях подтверждения факта сноса изъятых объектов недвижимости в соответствии с частью 21 статьи 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ к заявлениям были приложены Акты о прекращении существования объектов недвижимого имущества от 14.01.2022.
При этом согласно пункту 5 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В отношении имеющейся записи в ЕГРН 77-01/06-268/2001-6684 от 05.04.2002 о праве собственности Алексеевой Надежды Емельяновой (умершей в 2021 году) на объект с кадастровым номером 77:07:0016002:4533, суд первой инстанции правильно отметил, что платежным поручением от 09.12.2005 N 2362 была выплачена компенсация за сносимое строение.
Собственник или его наследники с возражениями по вопросу размера компенсации не обращались, доказательств обратного регистрирующим органом не представлено.
При этом наличие в ЕГРН записи в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0016002:4533, при физическом его отсутствии, свидетельствует о несоответствии данных в ЕГРН.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департаментом при обращении в Управление Росреестра по Москве были полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для осуществления регистрационных действий в связи с чем, правовые основания для отказа в снятии с кадастрового учета указанных объектов и прекращения прав собственности города Москвы отсутствовали.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления Департамента.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности города Москвы на объекты недвижимости: с кадастровыми номерами 77:07:0016002:1178, 77:07:0016002:1087 по адресам: г. Москва, ул. Центральная, вл.21г, стр.1, стр.2, учтенные в их составе помещений.
Довод Управления о том, что судом первой инстанции было оценено уведомление, по которому Департамент не подавал заявление в Управление Росреестра по Москве - N КУВД-001/2022-14848300 судом апелляционной инстанции отклоняется, так как судом допущена опечатка в номере уведомления, правильный номер - КУВД-001/2022-15848300, что подтверждается материалами дела. При этом допущенная опечатка может быть исправлена соответствии с положениями статьи 179 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что в отношении помещения с кадастровым номером 77:07:0016002:4533 имеется спор о праве, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как данный довод основанием для приостановления государственной регистрации и, соответственно, отказа в государственной регистрации не являлся, в суде первой инстанции Управлением не заявлялся.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.12.2022 по делу N А40-199380/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199380/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Алексеева Надежда Емельянова