г. Чита |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А10-7538/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 октября 2022 года по делу N А10-7538/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "БАБРЪ" (ОГРН 1133850046770, ИНН 3811174229) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) о взыскании 8 177 681 руб. 94 коп.,
встречному иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" к обществу с ограниченной ответственностью "БАБРЪ" о признании действий по приостановлению оказания услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 незаконными, взыскании 56 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Аушев М.С., действует на основании прав по должности; Эдельман М.И., представитель по доверенности от 24.10.2022, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт; Жирякова Ю.С., представитель по доверенности от 09.03.2023, удостоверение адвоката;
от ответчика - Дугарова С.Б., представитель по доверенности N 21 от 11.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БАБРЪ" (далее - истец, ООО "БАБРЪ") обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ответчик, ООО "ЭкоАльянс") о взыскании долга по оплате услуг по обращению с ТКО по договору N 8745 от 12.12.2018, неустойки за просрочку оплаты.
Определением от 09.03.2022 принят встречный иск ООО "ЭкоАльянс" к ООО "БАБРЪ", уточненный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании действий по приостановлению оказания услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 незаконными, взыскании 56 500 000 руб. штрафа.
Представитель истца заявил об уточнении иска, просит взыскать 7 927 920 руб. долга, 219 761,94 руб. неустойки за период с 10.12.2021 по 31.03.2022 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Представитель ответчика заявил об уточнении встречного иска, просит признать действия истца по приостановлению и одностороннему отказу от исполнения обязательств по оказанию услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО N 8745 от 12.12.2018 незаконными, взыскать 7 927 920 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.10.2022 первоначальный иск удовлетворен полностью. С ООО "ЭкоАльянс" в пользу ООО "БАБРЪ" взыскано 8 149 681,94 руб., в том числе 7 927 920 руб. долга, 219 761,94 руб. неустойки за период с 10.12.2021 по 31.03.2022 с последующим начислением по день фактической оплаты долга за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Встречный иск удовлетворен частично. Признаны действия ООО "БАБРЪ" по приостановлению оказания услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N8745 от 12.12.2018 незаконными. В удовлетворении требования встречного иска в остальной части отказано. С ООО "БАБРЪ" в пользу ООО "ЭкоАльянс" взысканы 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. С ООО "ЭкоАльянс" в доход федерального бюджета взыскано 122 377 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части, вынести новое решение об отказе в удовлетворении первоначального иска полностью и удовлетворении встречного искового заявления в части взыскания штрафа с ООО "БАБРЪ" в пользу ООО "ЭкоАльянс" в размере 7 927 920 руб.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению, а именно пункт 5 Правил коммерческого учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 505 от 03.06.2016 (далее - Правила N 505).
Как указывает заявитель жалобы, в городе Улан-Удэ Республики Бурятия нет раздельного сбора ТКО по контейнерам, но есть средство измерения массы ТКО - весы на полигоне в с.Нижний Саянтуй (введено в эксплуатацию 31.03.2021), следовательно, для коммерческого учета подлежал применению один лишь способ, предусмотренный п.п. "б" п.5 Правил N 505 - исходя из массы ТКО.
По данным ответчика ООО "БАБРЪ" оказал услуги по транспортировке ТКО в октябре 2021 года в объеме 19 449,02 куб.м. на сумму 4 667 764,80 руб. Оплата данной задолженности уже произведена, что подтверждается платежным поручением N 17500 от 30.07.2021 (письмо о назначении платежа от 17.05.2022).
Заявитель жалобы полагает незаконным вывод суда о невозможности корректировки отчетности со стороны ООО "ЭкоАльянс".
По мнению апеллянта, судом первой инстанции допущено незаконное взыскание стоимости услуг в редакции истца. Акты сверок не были подписаны сторонами.
Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о недобросовестном поведении ответчика в спорной ситуации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, возражая против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца в судебном заседании полагали обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.12.2018 между ООО "ЭкоАльянс" (региональный оператор) и ООО "БАБРЪ" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 8745, согласно пункту 1.1 которого региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах городского округа "город Улан-Удэ" (Железнодорожный район) Республики Бурятия по транспортированию твердых коммунальных отходов в объеме, предусмотренных Приложением N 1 к настоящему договору, в местах их накопления (Приложения N 2, 4) и их транспортированию в места приема и передачи твердых коммунальных отходов (Приложение N 3), а региональный оператор обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора.
Договор заключен по итогам электронного аукциона N 2100700001118000002.
Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2021 (пункт 2.2).
Цена договора составляет 299 226 600 руб. (пункт 3.1).
Расчетным периодом по исполнению услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является календарный месяц (пункт 3.3).
Региональный оператор производит оплату по настоящему договору исполнителю за оказанные услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствующем расчетном периоде, в безналичной денежной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, в срок не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания акта, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг за соответствующий расчетный период (пункт 3.5).
Обязательства регионального оператора по оплате оказанных услуг за расчетный период считаются исполненными с момента списания денежных средств с расчетного счета Регионального оператора (пункт 3.6).
Исполнитель передает региональному оператору счет на оплату, акт приема оказанных услуг, составленный по форме в соответствии с Приложением N 5 к настоящему договору в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом прочие отчетные документы (копии) предоставляются по запросу регионального оператора (пункт 3.7).
Региональный оператор принимает оказанные услуги путем подписания акта приемки оказанных услуг в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения или направляет в адрес Исполнителя мотивированный отказ от его подписания.
В случае если региональным оператором в течение месяца, следующего за расчетным периодом, будет установлено, что фактическое количество (объем) твердых коммунальных отходов больше или меньше указанного исполнителем в акте приемки оказанных услуг за расчетный период, последний производит корректировку такого количества в акте приемки оказанных услуг в расчетном периоде следующем за месяцем установления расхождения (пункт 3.8).
Истец указал, что на основании акта N 181 от 31.10.2021 за период октябрь 2021 года услуги по транспортированию ТКО оказаны на сумму 9 143 040 руб., исходя из объема 38 098 куб. м. В подтверждение объема представил маршрутные листы.
Указанный акт не подписан со стороны регионального оператора, мотивированный отказ от подписания ответчик не направил истцу.
Неисполнение ответчиком обязательства по договору послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыв на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с твердыми коммунальными отходами - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 23 Правил N 1156, в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24 Правил N 1156).
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из дела следует, что между сторонами имеется спор по определению объема оказанных услуг.
Сам факт оказания услуг истцом в спорный период с 01.10.2021 по 27.10.2021 ответчик не оспаривает, при этом доводы заявителя жалобы о недоказанности истцом объема оказанных услуг отклоняются апелляционным судом.
При этом истец определил фиксированный объем оказанных услуг на основании пунктов 3.1, 3.4, 3.13, приложения N 1 к договору. Истец считает, что предъявленные объемы ТКО рассчитаны на основании Правил N 505 по нормативу и согласованы в договоре.
Ответчик полагает, что расчет объема оказанных услуг должен осуществляться исходя из массы, определенной с использованием средств измерения, поскольку с 21.03.2021 на полигоне, на который истец транспортировал ТКО, установлен весовой контроль.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ответчика, исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3.1 цена договора определена сторонами на весь срок действия договора и составила 299 226 600 рублей. Цена договора является твердой и может быть изменена региональным оператором в случае фактического изменения объема ТКО в границах оказания услуг, указанного в Приложении N 1 к договору, но не более чем на 10% от стоимости договора.
Условиями договора, а именно пунктом 3.4 предусмотрено, что размер платы за услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов за расчетный период (один месяц) является фиксированным и равен 1/36 от общей суммы договора, не зависит от объема оказанных услуг и предусматривает транспортирование ТКО с территории городского округа "Город Улан-Удэ" в полном объеме образующихся отходов на территории данного муниципального образования.
В свою очередь, в договоре не содержится условий о стоимости услуги, выраженной в зависимости от объема или массы перевезенных ТКО.
На основании пункта 1 статьи 24.10 закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Действительно, сторонами не оспаривается, что на полигоне по сбору ТКО в марте 2021 года были установлены средства измерения объема ТКО, однако в связи с этим обстоятельством дополнительные соглашения к договору стороны не заключали, каких-либо изменений в договор не вносили.
Удовлетворяя первоначальный иск в полном объеме, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что ООО "ЭкоАльянс" в адрес Министерства природных ресурсов РБ представило ежеквартальные отчеты, в соответствии с пунктом 2.1.9 Соглашений об организации деятельности по обращению с ТКО N 1 от 14.05.2018, N 2 от 20.06.2018, N 3 от 20.06.2018, согласно которым данные об объемах вывезенных ТКО подрядной организацией ООО "Бабръ" в октябре 2021 года составляют: - 33 033 куб.м. - по данным ООО "Экоальянс", - 38 096 куб.м. - по данным ООО "Бабръ" в соответствии с актом, - 37 775,05 куб.м. - объем образуемых отходов, предусмотренных в территориальной схеме.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что истец уточнил требования, исходя из объема, по которому ООО "ЭкоАльянс" отчитался перед Минприроды Республики Бурятия, и который составил 33 033 куб.м. на сумму 7 927 920 руб. (тариф 240 руб. за куб.м.), а также то, что акты сверок за период 2020-2021 г. ответчик получал, но не подписывал, при этом мотивированных возражений в соответствии с п. 3.8. договора в отношении подписания указанных актов в адрес истца не направлял, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и удовлетворил их.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 219 761,94 руб.
Суд, проверив представленный истцом расчет, с учетом периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", требование истца удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исходя из буквального толкования условий договора (в частности, содержания, пунктов 3.1, 3.4) согласно статье 431 ГК РФ, приходит к выводу, что сторонами согласованы все существенные условия договора, цена договора является твердой, размер платы за оказанные услуги не зависит от объема оказанных услуг, в связи с чем выводы суда первой инстанции являются верными.
Таким образом, при разрешении спора суд проверил представленный истцом расчет задолженности на предмет соответствия нормам материального права (пункт 5 Правил N 505) и признал его верным. Из представленных в материалы дела актов оказанных услуг, с учетом условий, согласованных сторонами в договоре, суд первой инстанции установил объем оказанных услуг и их стоимость. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах в отсутствие в настоящем деле доказательств ненадлежащего оказания истцом услуг, а именно доказательств, свидетельствующих о том, что истцом не была вывезена часть образовавшихся отходов, у ответчика возникает обязанность по оплате стоимости услуг вне зависимости от их фактического объема.
ООО "Экоальянс" заявил встречный иск о признании действий по приостановлению оказания услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 незаконными, взыскании 7 927 920 руб. - штрафа.
Суд первой инстанции, установив, что ООО "БАБРЪ" с 27.10.2021 приостановило оказание услуг по транспортированию ТКО без надлежащего уведомления в разумный срок регионального оператора, а также принимая во внимание, что ни договором, ни федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено право на приостановление оказания услуг по транспортированию ТКО, признал действия ООО "БАБРЪ" по приостановлению оказания услуг в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 незаконными.
В указанной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 6.1 договора в случае нарушения исполнителем обязательств по договору ответчик в день обнаружения нарушения в присутствии представителя исполнителя составляет акт о нарушении обязательств по договору. При неявке исполнителя заказчик самостоятельно составляет указанный акт и в течение одного рабочего дня направляет акт исполнителю с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенных ответчиком.
Как следует из дела, 02.11.2021 ООО "ЭкоАльянс" составило акты фиксации нарушений условий договора, выразившихся в несоблюдении графика вывоза ТКО и неоказании услуг по транспортированию ТКО в период с 28.10.2021 по 01.11.2021 (в электронном виде 01.03.2022), однако о составлении указанных актов в разумный срок не уведомил ООО "БАБРЪ", акты составлены в одностороннем порядке.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, указанные акты направлены истцу 03.11.2021 и после их получения истец заявил о намерении возобновить оказание услуг, исполнить договор, привез ТКО на полигон, но ООО "СМП" отказалось принимать ТКО по уведомлению ООО "ЭкоАльянс".
Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства по делу, а также принимая во внимание, что региональный оператор имеет задолженность перед ООО "БАБРЪ" за май, июнь, июль, август, октябрь за оказанные услуги по транспортированию ТКО на сумму более 20 000 000 рублей, со ссылкой на пункт 7.11 договора, в соответствии с которым исполнитель освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору произошло по вине другой стороны, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о взыскания штрафа.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 октября 2022 года по делу N А10-7538/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7538/2021
Истец: ООО "Бабръ"
Ответчик: ООО ЭКОАЛЬЯНС