г. Пермь |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А60-54613/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
с участием представителя автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения "Агат" Огородниковой П.М. по доверенности от 03.11.2022 (паспорт, диплом) с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел";
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 февраля 2023 года
по делу N А60-54613/2022
по заявлению автономной некоммерческой организации социального обслуживания населения "Агат" (ИНН 6658532326, ОГРН 1206600010022)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6658040003, ОГРН 1046602689495)
третьи лица: УФНС России по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным решения N 4063 от 29.06.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения "АГАТ" (далее - заявитель, АНО СОН "АГАТ") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4063 от 29.06.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2023 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что право на применение пониженных тарифов страховых взносов возникает у плательщиков страховых взносов при одновременном соблюдении всех условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс). В рассматриваемом случае налогоплательщик, оказывая услуги в области социального обслуживания граждан, фактически не получал доход, соответственно, в 2020 году у организации отсутствовала какая-либо экономическая выгода. Поскольку АНО СОН "АГАТ" не имела доход за период, предшествующий переходу организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, такой плательщик не вправе исчислять страховые взносы по пониженным тарифам, так как отсутствует возможность подтвердить выполнение условия о доле доходов, установленное пунктом 7 статьи 427 НК РФ.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенных в письменных возражениях, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
От Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета АНО СОН "АГАТ" по страховым взносам за 2021 год.
По итогам проверки составлен акт от 16.05.2022 N 6167 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4063 от 29.06.2022, которым заявителю страховые взносы за 2021 год в сумме 2 630 141 руб. 65 коп., пени в сумме 209 300 руб. 43 коп. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 131 507 руб. 08 коп.
Основанием для доначисления указанных взносов, пени и штрафа явились выводы инспекции о неправомерном применении обществом пониженных тарифов, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
Решением УФНС России по Свердловской области от 05.09.2022 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует положениям НК РФ, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленное в статье 427 НК право на применение пониженного тарифа обусловлено именно характером фактической деятельности, отраженной в учредительных документах деятельности некоммерческой организации. Налоговым органом не установлено осуществление заявителем иной деятельности, кроме как социального обслуживания граждан. Следовательно, требования, дающие право на применение пониженных тарифов, заявителем соблюдены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (статья 420 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 425 НК РФ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в пределах установленной предельной величины).
Однако пунктом 1 статьи 427 Кодекса предусмотрено применение некоторыми плательщиками пониженных тарифов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 указанной статьи пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) применяются для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 5-9 пункта 1 настоящей статьи в течение 2019-2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
Согласно пункту 7 статьи 427 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) плательщики, указанные в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
- доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, определяемых в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ;
- доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ и определяемых в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
- доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абзацах 47, 48, 51-59 подпункта 5 пункта 1 ст.427 НК РФ, в том числе доходы от предоставления социальных услуг без обеспечения проживания (абзац 54 пп.5 п.1 ст.427 НК РФ, код ОКВЭД 88).
Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса. Контроль за соблюдением условий, установленных настоящим пунктом, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, представляемой некоммерческими организациями в соответствии со статьей 431 НК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ некоммерческая организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий:
применение упрощенной системе налогообложения;
осуществление в соответствии с учредительными документами деятельности в области социального обслуживания граждан (или иных видов деятельности, перечисленных в подпункте 7 пункта 1 статьи 427);
доля доходов от указанной деятельности составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Судом установлено и инспекцией не оспаривается, что АНО СОН "АГАТ" является некоммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяет УСН на основании уведомления от 05.03.2020 - то есть с момента своей регистрации (л.д.26 том 1), осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан.
Однако, по мнению налогового органа, не соответствует всем необходимым условиям для применения пониженных тарифов страховых взносов, поскольку у организации отсутствовал доход в течение года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Согласно декларации АНО СОН "АГАТ" по УСН за 2020 год, ее доход за этот период составил 0 рублей.
Судом первой инстанции на основании представленных заявителем документов установлено, что он в 2020 году осуществлял деятельность в сфере социального обслуживания населения в соответствии с основным видом экономической деятельности 88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания".
Деятельность осуществлялась путем оказания социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в соответствии с Законом Свердловской области от 03.12.2014 N 108-О3 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" на основании письменных договоров о предоставлении социальных услуг между АНО СОН "АГАТ" и получателями социальных услуг.
Оказание социальных услуг в рамках договоров подтверждается представленными актами о предоставлении социальных услуг, согласно которым организация в 2020 году оказала социальных услуг на общую сумму 3801,29 рублей. Сумма оказанных услуг определена в соответствии с тарифами на услуги в соответствии с Постановлением РЭК Свердловской области от 18.11.2015 N 162-ПК "Об утверждении предельных тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в Свердловской области, предоставляемые организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Свердловской области".
Доход в сумме 3801,29 рублей в декларации по УСН не отражен, поскольку услуги оказывались организацией безвозмездно.
Данные о предоставлении социальных услуг АНО СОН "АГАТ" в 2020 году включены в регистр получателей социальных услуг Свердловской области в соответствии с приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 21.11.2014 N 706 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Свердловской области".
По факту предоставления социальных услуг гражданам у АНО СОН "АГАТ" в 2020 году возникло право на получение дохода в размере 3801,29 рублей либо путем взимания платы с граждан за оказанные социальные услуги, либо через получение субсидии из бюджета Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 N 1162-1111 "Об утверждении порядка выплаты и размера компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания".
Фактически АНО СОН "АГАТ" в 2020 году не воспользовалась своим правом на получение данного дохода в денежной форме, поскольку не несла финансовых издержек в связи с оказанием социальных услуг волонтерами.
В рамках благотворительной деятельности, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в законе.
К целям добровольческой деятельности статья 2 указанного Федерального закона относит социальную поддержку и защиту граждан. Согласно статье 17.1 условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности, указанной организатором, для достижения общественно полезных целей.
Привлечение волонтеров для оказания социальных услуг является распространенной практикой в среде некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг.
АНО СОН "АГАТ" в 2020 году заключены волонтерские договоры от 01.10.2020 с Клепацкой М.Г., Лашкевич Н.Г., Лукьянец Н.Д. и Шкаревой П.М.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявитель, оказавший в 2020 году услуги в области социального обслуживания граждан безвозмездно, не может быть поставлен в условия, худшие по сравнению с той организацией, которая оказывала аналогичные услуги за плату.
Из обстоятельств дела следует, что организация зарегистрирована в феврале 2020 года, который является годом, предшествующим году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.
В 2020 году субсидий и иных видов поступления из бюджета организация не получала, в связи с чем основной вид деятельности (социальное обслуживание) она осуществляла посредством привлечения волонтерского труда.
Доказательств осуществления заявителем в 2020 году иных видов деятельности и получения от них какого-либо дохода налоговый орган не представил.
Камеральная проверка проведена налоговым органом формально, без установления обстоятельств деятельности организации в 2021 году. Отказывая в применении пониженных тарифов, налоговый орган исходил исключительно из того факта, что доходы АНО СОН "АГАТ", заявленные в декларации за 2020 год, составили 0 рублей.
Однако такой подход не соответствует целям введения пониженных тарифов для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан.
Проанализировав пункт 7 статьи 427 НК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности применения в рассматриваемой ситуации пониженного тарифа страховых взносов, поскольку в указанной норме процентное соотношение дохода от осуществления деятельности по социальному обслуживанию ко всем доходам организации введено с той целью, чтобы льготу получали те некоммерческие организации, которые на 70% получают доход от льготируемой деятельности, то есть норма носит адресный характер.
В связи с этим неполучение дохода от основного вида деятельности организацией социального обслуживания при фактическом осуществлении такой деятельности и отсутствии иных видов деятельности в году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не может расцениваться как нарушение условия, предусмотренного пунктом 7 статьи 427 НК РФ.
Позицию налогового органа апелляционный суд расценивает как несоответствующую смыслу указанной нормы права.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований доначисления обществу страховых взносов, связанных с отказом в применении пониженного тарифа, соответствующих пеней и штрафов.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 февраля 2023 года по делу N А60-54613/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-54613/2022
Истец: АНО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ АГАТ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ