г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А40-147749/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-147749/20 (149-1083)
по заявлению ООО "Косморент"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Горчакова Е.А. по дов. от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Косморент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Гагаринский районный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в оказании государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Москва, ул.Кедрова, д.15 (кадастровый номер 77:06:0004001:275) от 04.12.2019 N 33-5-127618/19-(0)-1; об обязании оказать государственную услугу "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Москва, ул.Кедрова, д.15 (кадастровый номер 77:06:0004001:275).
Определением Гагаринского районного суда г. Москвы дело передано на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Решением суда от 31.01.2023 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Департамента, оспариваемый заявителем отказ правомерен, так как заявителю необходимо первоначально обратиться в уполномоченный орган за исключением объекта из перечня Приложения N 2 к 819-ПП, и только затем обращаться за оформлением земельно-правовых отношений, поскольку в соответствии с Административным регламентом факт включения объекта в перечень является достаточным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, безотносительно завершения судебных разбирательств по признанию объекта самовольной постройкой.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Косморент" является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:06:0004001:11506 (с 01.07.2019) и 77:06:0004001:11505 (с 14.08.2019), расположенных по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, д.15.
На земельный участок площадью 4 500 кв. м. с кадастровым номером 77:06:0004001:275, по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, вл. 15, заключен договор долгосрочной аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора N М-06-025534 от 11.11.2005 для эксплуатации части здания под офис сроком до 16.06.2054 (далее - Договор). Государственная регистрации договора проведена в установленном порядке.
Руководствуясь положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, ООО "Косморент" в Департамент городского имущества города Москвы было подано заявление об оказании государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Москва, ул.Кедрова, д.15 (кадастровый номер 77:06:0004001:275) от 04.12.2019 N 33-5-127618/19-(0)-1.
Однако письмом от 04.12.2019 N 33-5-127618/19-(0)-1 Департамент отказал в оказании государственной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги явилось включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Так, объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, д. 15, включен в приложение 2 (пункт 2280) "Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости" постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Не согласившись с отказом Департамента, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемое решение незаконно и нарушает права и законные интересы общества.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях соблюдения требований вышеуказанного Федерального закона, а также реализации возложенных на Департамент полномочий постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утверждены административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).
Предоставление государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" регламентировано приложением N 13 Административного регламента (далее - Приложение N 13).
В обоснование оспариваемого отказа Департаментом указано, что в силу п. 2.10.1.9 Административного регламента (Приложение 13) основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются - включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо государственная регистрация права и кадастровый учет объекта прекращены).
Постановлением Правительства Москвы от 11.07.2019 N 870-ПП объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, д. 15, включен в Перечень под N 2280.
Иных оснований для отказа в оспариваемом письме не содержится.
Между тем, отказывая в предоставлении государственной услуги по указанному основанию, Департаментом не учтено следующее.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2022 по делу N А40-71638/20, оставленным без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к ООО "Седар" о признании помещения (застроенный второй свет: 3 этаж, помещение II, комнаты 2,3,4) площадью 713,1 кв. м с кадастровым номером 77:06:0004001:10335, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, д. 15, самовольной постройкой; признании зарегистрированного права собственности ООО "Седар" на помещение (застроенный второй свет: 3 этаж, помещение II, комнаты 2,3,4) площадью 713,1 кв. м с кадастровым номером 77:06:0004001:10335, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кедрова, д. 15, отсутствующим.
Указанными судебными актами установлено, что в Перечень под номером 2280 включены сведений о части здания, расположенного по адресу г. Москва, ул. Кедрова, д. 15, а именно о помещении (застроенный второй свет: 3 этаж, помещение II, комнаты 2,3,4) площадью 713,1 кв. м с кадастровым номером 77:06:0004001:10335, принадлежащем ООО "Седар".
Таким образом, отказывая в представлении испрашиваемой услуги, Департамент указал на нарушения, допущенные в отношении объекта, не принадлежащего Заявителю.
Каких-либо нарушений со стороны ООО "Косморент" Департаментом установлено не было.
Кроме того, в силу ст. 222 ГК РФ признание постройки самовольной, учитывая регистрацию права собственности Заявителя на указанный объект, может быть осуществлено только в судебном порядке.
В настоящем случае судом при рассмотрении дела N А40-71638/20 отказано в признании объекта - помещение (застроенный второй свет: 3 этаж, помещение II, комнаты 2,3,4) площадью 713,1 кв. м с кадастровым номером 77:06:0004001:10335 самовольной постройкой.
Таким образом, само по себе внесение объекта в вышеуказанный Перечень не означает, что объект является самовольной постройкой.
Указанное исключает возможность отказа заявителю в предоставлении государственной услуги по вышеназванному мотиву (на основании п. 2.10.1.9 Административного регламента).
При таких обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд первой инстанции, учитывая ч. 2 ст. 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав заинтересованное лицо в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления испрашиваемой государственной услуги в установленном законом порядке и сроки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-147749/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-147749/2020
Истец: Маринич М.Н., ООО "КОСМОРЕНТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ