г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А21-13005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Слобожаниной В.Б.,
судей Пивцаева Е.И., Ракчеевой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Я.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Хазалия А.О. по доверенности от 09.01.2023;
от заинтересованного лица: представитель Здвижкова Е.Н. по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6741/2023) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2023 по делу N А21-13005/2022 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд (далее - суд) с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными отказов Министерства в выдаче Обществу разрешения на использование земельных участков категории земель лесного фонда в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 "Об утверждении правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечнем случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов для предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорск и магистрального газопровода "Вильнюс-Калининград", оформленных в письмах исх. от 28.07.2022 N 4411-ОС, исх. от 29.07.2022 N 4449- ОС.
В качестве восстановления нарушенного права Общество заявило требование об обязании Министерства выдать разрешения на использование земельных участков категории земель лесного фонда в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорск и магистрального газопровода "Вильнюс-Калининград".
Решением суда от 12.01.2023 заявление удовлетворено.
Министерство, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что применение судом положений приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2022 N 144 не обосновывает наличие полномочий у Министерства на выдачу разрешений в целях капитального ремонта линейного объекта. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 N 434 предусматривается выдача разрешения, но на другой вид использования лесов. Соответственно, Министерство полагает, что отказы являются обоснованными на основании ограничения полномочия по выдаче разрешений исключительно в целях выполнения работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда. Также Министерство ссылается на представление Обществом приложений к заявлениям о выдаче разрешений не в полном объеме.
13.03.2023 от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела, согласно которому Общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании Министерство поддержало доводы апелляционной жалобы, Общество возражало по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является транспортирование по трубопроводам газа. В виду необходимости выполнения работ по капитальному ремонту магистрального газопровода "Вильнюс-Калининград", а также ГО на ГРС "Светлогорск" Общество обратилось в Министерство с заявлениями (от 12.05.2022 N 33-4/9447/336, от 17.05.2022 N 33-4/9744/343) о выдаче разрешений на использование земельных участков категории земель лесного фонда, поскольку работы будут проводиться в охранной зоне объекта. По результатам рассмотрения заявлений Общества Министерством было отказано в выдаче разрешений на использование лесных участков со ссылкой на отсутствие полномочий заинтересованного лица на их выдачу. Отказы оформлены письмами от 28.07.2022 N 4411-ОС, от 29.07.2022 N 4449-ОС. Заявитель, не согласившись с решениями Министерства об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков из категории земель лесного фонда, инициировал рассматриваемое заявление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявление.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определены случаи, когда использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. В подпункте 2 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ указан капитальный или текущий ремонт линейного объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в статье 39.34 ЗК РФ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 названной статьи разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях проведения инженерных капитального ремонта линейного объекта на срок не более одного года. Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (пункт 2 статьи 39.34 ЗК РФ).
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
Согласно пункту 2 Правил N 1244 заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления 4 лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).
Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
В соответствии со статьей 82 ЛК РФ владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Довод Министерства об отсутствии у него полномочий по выдаче разрешения на использование участков лесного фонда обоснованно отклонен судом первой инстанции и признан противоречащим Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области, утвержденному постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 N 642, согласно которому Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции, в том числе, в области лесных отношений на территории Калининградской области, реализующим полномочия государственного управления в области лесного хозяйства и иные полномочия, если таковые предусмотрены законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Из содержания постановления Правительства Калининградской области от 28.10.2011 N 838 "О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определенно следует, что Министерство является уполномоченным органом в области лесных отношений на территории Калининградской области.
Таким образом, Министерство, осуществляя делегированную ему согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения на использование лесного участка без его предоставления или установления сервитута для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.03.2022 N 144 утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Приложением N 4 к данному приказу утверждена форма N 4-ОИП полугодовая, которая содержит сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков на землях лесного фонда (статьи 39.33-39.35 ЗК РФ), подаваемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Вопреки доводам подателя жалобы в случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 ЛК РФ, а государственные органы, осуществляющие делегированную им согласно действующему законодательству функцию по предоставлению прав на лесные участки, обладают достаточными полномочиями для выдачи соответствующего разрешения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что разрешения на использование земельных участков испрашиваются обладателем прав на линейные объекты в целях их капитального ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
Довод Министерства о предоставлении Обществом приложений к заявлениям не в полном объеме судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в письмах Министерства от 28.07.2022 и 29.07.2022 указано только на отсутствие полномочий у Министерства по выдаче соответствующих разрешений.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.01.2023 по делу N А21-13005/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
Е.И. Пивцаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13005/2022
Истец: ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ