город Омск |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А70-24990/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2122/2023) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-24990/2022 (судья Коряковцева О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (ИНН 7710474375, ОГРН 1047702026701, адрес: 123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2) к обществу с ограниченной ответственностью "ТелеСети" (ИНН 7203231542, ОГРН 1097232007047, адрес: 625015, город Тюмень, улица Мусоргского, дом 29А) о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и пени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТелеСети" (далее - ответчик, общество, ООО "ТелеСети") о взыскании 270 792 руб. 22 коп. задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, 131 690 руб. 77 коп. пени по состоянию на 12.10.2022, 847 руб. 07 коп. пени за период с 01.08.2017 по 08.09.2017, пени по дату фактической оплаты.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-24990/2022 в удовлетворении заявления Министерства отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в котором исковые требования Министерства удовлетворить в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы истец не соглашается с обжалуемым решением, считая его незаконным, необоснованным, противоречащим положениям законодательства Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Отдельно Министерство сообщило, что мотивированная апелляционная жалоба будет подана после изготовления судом первой инстанции мотивированного решения.
ООО "ТелеСети" в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, пунктом 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" жалоба рассмотрена без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что, несмотря на то, что мотивированное решение Арбитражным судом Тюменской области было изготовлено 14.02.2023, на момент рассмотрения апелляционной жалобы истцом мотивированная апелляционная жалоба подана не была.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ТелеСети" является оператором сети связи общего пользования как лицо, осуществляющее деятельность в области связи на базе проводных технологий на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно представленным ООО "ТелеСети" сведениям о доходах за 3, 4 кварталы 2015 года, 1, 4 кварталы 2016 года сумма неоплаченной задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания составляет 270 792 руб. 22 коп.
В связи с вышеизложенным Министерство обратилось в адрес общества с письменным уведомлением от 12.09.2022 N П14-1-09-200-55697 об уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, а также пеней за их неуплату (несвоевременную уплату).
Оставление уведомления без ответа послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
14.02.2023 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
Частью 1 статьи 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета (часть 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
Обязанность по расчету размера обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования законодателем возложена на соответствующего оператора сети связи общего пользования (часть 4 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (часть 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Порядка представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Частью 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ закреплено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Соответственно, несоблюдение указанной обязанности является нарушением требований, установленных действующим законодательством.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (часть 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству переданы его функции.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, согласно представленным обществом сведениям о доходах за 3, 4 кварталы 2015 года, 1, 4 кварталы 2016 года общая сумма неоплаченной задолженности общества по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания составила 270 792 руб. 22 коп.
Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявило о применении срока исковой давности в отношении заявленных истцом требований.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом пунктом 2 статьи 200 ГК РФ установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Законом N 126-ФЗ не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Учитывая изложенное, к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года.
В силу пункта 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.
Как следует из материалов дела, Министерство обратилось в суд с исковым заявлением 22.11.2022, ввиду чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по требованиям о взыскании обязательных платежей за периоды 3, 4 квартал 2015 года, 1, 4 квартал 2016 года.
Таким образом, суд первой инстанции в связи с пропуском срока правомерно отказал в удовлетворении требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.02.2023 по делу N А70-24990/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-24990/2022
Истец: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Ответчик: ООО "ТелеСети"
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3807/2023
14.02.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14353/2023
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3807/2023
26.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2122/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-24990/2022