25 апреля 2023 г. |
Дело N А83-19733/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Вахитова Р.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" на определение Арбитражного суда Республики Крым от 20.10.2022 по делу N А83- 19733/2018, принятое по результатам рассмотрения заявления Министерства строительства и архитектуры РК поступило ходатайство о замене Службы капитального строительства Республики Крым на ее процессуального правопреемника - Министерство строительства и архитектуры Республики Крым в деле
по исковому заявлению Службы капитального строительства Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия",
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым, конкурсный управляющий Макаров А. В., Министерство строительства и архитектуры РК
о взыскании,
и по встречному иску ООО "Стройиндустрия"
к Службе капитального строительства Республики Крым
о взыскании задолженности по государственному контракту
УСТАНОВИЛ:
В производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело N A83-19733/2018 по иску Службы капитального строительства Республики Крым (далее - Истец, Служба. Государственный заказчик) к ООО "Стройиндустрия" (далее - Ответчик, Общество, Подрядчик) о взыскании с Общества в пользу Службы авансовых средств (неосновательного обогащения) в размере 40 609 787,77 руб., перечисленных по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/24 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N 1" Кировского района Республики Крым", процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 233 645,35 руб. за период с 14.11.2018 по 11.12.2018 с дальнейшим начислением с 12.12.2018 по дату фактического исполнения обязательства, обязании Общества передать Службе по акту приема-передачи строительную площадку, расположенную по адресу: Республика Крым, Кировский район, шт. Кировское, ул. Школьная, д. 7, а также встречному иску ООО "Стройиндустрия" к Службе капитального строительства Республики Крым о взыскании денежных средств за фактически выполненные работы по Контракту в размере 20 228 481,75 руб., неустойки (пени) в сумме 80 913,93 руб., штрафа в размере 1 108 016,78 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размер 2 720 286,37 руб. за период с 14.11.2018 по 06.01.2021 с дальнейшим начислением с 07.01.2021 по день фактического исполнения.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.10.2022 по делу N А83-19733/2018 по ходатайству Министерства строительства и архитектуры Республики Крым истец - Служба капитального строительства Республики Крым заменен на ее правопреемника - Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Не согласившись с указанным выше определением, ООО "Стройиндустрия" подало апелляционную жалобу, в которой просит определение отменить и отказать в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд при вынесении оспариваемого определения не учел и не исследовал надлежащим образом, что Между Службой капитального строительства Республики Крым и ГКУ "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" было заключено соглашение от 21.06.2019 года, о передаче прав и обязанностей по Государственному контракту N 077/238/24 от 21.12.2016 года на "Строительство учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N1" Кировского района Республики Крым". Данное обстоятельство подтверждается Определением арбитражного суда Республики Крым от 26.08.2021 года по делу А83-19733/2018 о привлечении соответчика. Соглашение не содержит условий об исключении каких-либо конкретных прав и обязанностей по договору из всего их объема, передаваемых новому подрядчику. Таким образом, поскольку соглашение предусматривает передачу всего договора, без исключения каких-либо прав и обязанностей, то Государственное казенное учреждение "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" несет ответственность как Заказчик в полном объеме. Данное определение имеет преюдициальное значение. В соответствии со ст. 48 АПК РФ Министерство строительства и архитектуры Республики Крым не может быть надлежащей стороной по делу т.к. все права и обязанности перешли Государственному казенному учреждению "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", данное обстоятельство так же подтверждается представленными ими в материалы дела 13.10.2022 документами, а именно, подписанными актами по форме КС-2 и КС-3, где от имени Заказчика подписывает ГКУ "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", а подрядчиком указывается ООО "ТЕПЛОСТРОЙСЕРВИС".
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 21.02.2023. Судебное заседание откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ, в последний раз на 18.04.2023.
От ГКУ "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" и от Министерства строительства и архитектуры Республики Крым поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определений о назначении дела к судебному разбирательству посредством почтовой связи, а также размещения текста указанного определения и определения об отложении судебного разбирательства на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения последней.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта о том, что Министерство строительства и архитектуры Республики Крым не может быть надлежащей стороной по делу, т.к. все права и обязанности перешли Государственному казенному учреждению "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" исходя из следующего.
21.12.2016 между Службой капитального строительства Республики Крым и ООО "Стройиндустрия" заключен государственный контракт N 077/238/24 на выполнение строительно- монтажных работ по объекту "Строительство учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N 1" Кировского района Республики Крым" (далее - Контракт).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2015 N 350 "О вопросах обеспечения реализации федеральной целевой программы "Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 25.01.2019 N 49) Учреждение определено заказчиком (застройщиком) по реализации мероприятия федеральной целевой программы "Строительство учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N 1".
На основании соглашения от 21.06.2019 права и обязанности Государственного заказчика по Контракту переданы от Службы Учреждению. В соответствии с Соглашением Первоначальный заказчик несет ответственность государственного заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту до даты заключения Соглашения, а также за достоверность и полноту передаваемых в соответствии с Соглашением документов и сведений.
25.10.2021 между Службой капитального строительства Республики Крым и ГКУ "Инвестстрой Республики Крым" заключено соглашение о расторжении соглашения от 21.06.2019 о передаче прав и обязанностей по Контракту, (приобщено в материалы дела 16.11.2021) при этом согласно п. 6 соглашения от 25.10.2021, данное соглашение вступает в законную силу с момента подписания и применяется к правоотношениям сторон, возникшим с 21.06.2019. Соглашение от 25.10.2021 в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 181 ГК РФ) не оспорено.
Таким образом, государственным заказчиком по Контракту является Служба капитального строительства Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым от 18.12.2018 N 389-У (ред. от 24.12.2018) "О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым Служба капитального строительства Республики Крым была реорганизована путем присоединения к Министерству строительства и архитектуры Республики Крым. В результате деятельность учреждения фактически была прекращена, функции, и полномочия учреждения были переданы правопреемнику, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства и архитектуры Республики Крым.
Так, согласно п. 2 Указа N 389-У Минстрой Крыма является правопреемником прав и обязанностей Службы.
На основании п. 5 Указа N 389-У мероприятия по прекращению деятельности Службы должны были быть проведены до 01.03.2019, а до 28.12.2018 Минстрой Крыма должен был представить предложения по приведению актов Главы Республики Крым, Совета министров РК в соответствие с Указом N 389-У.
При этом согласно п. 7 Указа N 389-У Служба исключена из состава органов исполнительной власти Республики Крым (путём внесения соответствующих изменений в Указ Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым") с даты вступления в силу Указа N 389-У, т.е. с 09.01.2019 (п. 8 Указа N 389-У).
Во исполнение Указа N 389-У в связи с исключением Службы из состава органов исполнительной власти и, соответственно, из числа главных распорядителей бюджетных средств, Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.12.2018 N 686 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 156" функции Минстроя Крыма были дополнены функциями, ранее выполнявшимися Службой. В частности, Положением о Службе было предусмотрено, что Служба является "главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Крым, направляемых на реализацию полномочий в сфере строительства, реконструкции, объектов производственного, жилищно-коммунального, социально-культурного назначения" (п. 3).
С 29.12.2018 - даты вступления в силу указанного Постановления Совета министров Республики Крым N 686 - функции Минстроя РК в соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 156, дополнены: Минстрой Крыма является "главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Крым, направляемых на реализацию полномочий в сфере строительства, реконструкции объектов производственного, жилищно-коммунального, социально-культурного назначения".
Законом Республики Крым от 28.11.2019 N 19-ЗРК/2019 "О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" расходы бюджета, осуществляемые через Службу, как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотрены не были, финансирование осуществляется через Минстрой Крыма.
Законом Республики Крым от 22.12.2020 N 139-3PK/2020 "О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" расходы бюджета, осуществляемые через Службу, как главного распорядителя бюджетных средств, не предусмотрены, финансирование осуществляется через Минстрой Крыма.
В соответствии с письмом Министерства финансов Республики Крым от 05.03.2021 N 2632/1 Служба из структуры органов исполнительной власти Республики Крым исключена. Средства бюджета на содержание Службы не предусматриваются.
Законом Республики Крым от 22.12.2020 N 139- 3PK/2020 "О бюджете Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрены расходы на содержание главного распорядителя средств бюджета - Минстрой Крыма. С учетом вышеизложенных обстоятельств главным распорядителем средств бюджета по Службе является Минстрой Крыма.
По мнению суда апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление о замене истца - Службы капитального строительства Республики Крым на ее правопреемника - Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из материалов дела следует, что Служба капитального строительства Республики Крым, вступая в договорные отношения с ООО "Стройиндустрия", выполняло функции государственного заказчика по строительству учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N 1" Кировского района Республики Крым, финансируемому за счет средств республиканского бюджета. На момент заключения государственного контракта N 077/238/24 на выполнение строительно- монтажных работ по объекту "Строительство учебных корпусов для муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская общеобразовательная школа N 1" Кировского района Республики Крым", Служба являлась главным распорядителем бюджетных средств.
Указом от 18.12.2018 N 389-У "О некоторых вопросах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Глава Республики Крым постановил реорганизовать Министерство строительства и архитектуры Республики Крым в форме присоединения к нему Службы капитального строительства Республики Крым.
Одновременно Указом установлено, что Министерство строительства и архитектуры Республики Крым является правопреемником прав и обязанностей Службы капитального строительства Республики Крым; создана комиссия по прекращению деятельности Службы капитального строительства Республики Крым (председателем комиссии назначен Цинцевич Р. С.), которая должна провести мероприятия, связанные с прекращением деятельности Службы.
В связи с реорганизацией в Указ Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" внесены изменения: Служба капитального строительства Республики Крым исключена из перечня исполнительных органов государственной власти (п. 7 Указа от 18.12.2018 N 389-У).
Указ от 18.12.2018 N 389-У вступил в силу с 9.01.2019.
Как следует из Указа от 18.12.2018 N 389-У, после 09.01.2019 функции и полномочия Службы как государственного органа переданы Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, а то обстоятельство, что Служба не исключена до текущего времени из ЕГРЮЛ обусловлено наличием незавершенных мероприятий комиссии по прекращению ее деятельности.
При рассмотрении настоящего заявления судом установлено, что в правоотношениях, возникших из государственного контракта N 077/238/24 от 21.12.2016, Служба капитального строительства Республики Крым выступала в качестве государственного заказчика от имени, в интересах и для нужд Республики Крым.
Поскольку в публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями, апелляционный суд сделал вывод о том, что правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.
Содержание функционального правопреемства органов государственной власти в публично-правовой сфере состоит в фактическом переходе элементов или части правового статуса (задач, функций, полномочий или их части, ответственности и др.) от одного государственного органа к другому (другим), которое может сопровождаться прекращением деятельности передающего субъекта.
Цель такого правопреемства - сохранение непрерывности осуществления властных функций в правовом режиме, и прежде всего непрерывности и защиты прав физического или юридического лица.
Материально-правовая основа такого правопреемства - изменения в сфере государственного регулирования и прежде всего в его субъектном составе.
Функциональное правопреемство является аналогом правопреемства в материальных правоотношениях, создающим предпосылки для процессуального правопреемства, но отлично по основаниям возникновения (передача полномочий от одних публичных органов другим в первом случае, имущественные правоотношения, гражданско-правовые обязательства - во втором), и означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно п. 2.14 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Республики, утвержденном постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 (ред. от 10.12.2019), указанный орган является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Крым, направляемых на реализацию полномочий в сфере строительства, реконструкции объектов производственного, жилищно-коммунального, социально-культурного назначения.
Учитывая, что реорганизация Службы капитального строительства Республики Крым явилась результатом реорганизации системы и структуры органов исполнительной власти Республики Крым, функции и полномочия Службы как государственного органа переданы иному государственному органу - правопреемнику, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общее правило о завершении реорганизации юридического лица, закрепленное в пункте 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае не применимо.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о замене в порядке процессуального правопреемства Службы капитального строительства Республики Крым на Министерство строительства и архитектуры Республики Крым подлежит удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2022 по делу N А83-2106/2020.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 20 октября 2022 года по делу N А83-19733/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19733/2018
Истец: СЛУЖБА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ГКУ "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым, ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ"
Третье лицо: Конкурсный управляющий Макаров А. В., Министерство строительства и архитектуры РК, ООО "ТЕПЛОСТРОЙСЕРВИС", ООО КРЦСЭ, ФБУ Крымская ЛСЭ Минюста России, ФБУ СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ЛСЭ, Федеральное бюджетное учреждение Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-5280/2022
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19733/18
02.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19733/18
06.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-19733/18