город Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А40-166054/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Матвеевское М" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022
по делу N А40-166054/22,
по заявлению ООО "Матвеевское М"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости
г. Москвы
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Воронова Л.В. по доверенности от 27.07.2022;
от заинтересованного лица - Хайбуллин Р.Р. по доверенности от 31.10.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Матвеевское М" требований о признании незаконным действий Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по установлению признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012010:7, расположенного по адресу: Москва, улица Нежинская, вл. 17, корп. 2; по установлению признаков незаконного размещения на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012010:7 строения площадью 140 кв.м.; по составлению акта N 9076732 от 11.07.2022 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка; по обеспечению проведения мероприятий по демонтажу строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012010:7, расположенного по адресу: Москва, улица Нежинская, вл. 17, корп. 2 на основании акта N 9076732 от 11.07.2022 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, отказано.
ООО "Матвеевское М" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент городского имущества г. Москвы, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и инспекции в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 11.07.2022 инспекцией по недвижимости проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:77:0012010:7, расположенного по адресу: Москва, улица Нежинская, вл. 17, корп. 2, по результатам которого составлен акт N 9076732 от 11.07.2022 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, из содержания которого следует, что имеются объекты, размещенные на земельном участке незаконно и подлежащие демонтажу в порядке, предусмотренном постановлением Правительства г. Москвы N 819-ПП: строение площадью 140 кв.м.". Ранее установлено, что в границах участка находилось строение, которое в 1997 реконструировано путем возведения пристроек, площадь увеличилась на 70 кв.м. и равна 140 кв.м. Согласно плану земельного участка в договоре от 05.09.1996 N М-07-304639 указанное строение отсутствует. Земельный участок для реконструкции не предоставлялся. По данным портала Росреестра строение на кадастровый учет не поставлено, имущественными правами не обременено. Техническая документация ГБУ г. Москвы "МосгорБТИ" отсутствует. Земельный участок для размещения указанного объекта (строение площадью 140 кв.м.) не предоставлялся, разрешительная документация не оформлялась.
15.07.2022 в адрес заявителя направлено уведомление исх. N МКМЦН-ИСХ-3632/22, которым предложено в срок до 24.07.2022 добровольно осуществить демонтаж самовольной постройки, по истечении указанного срока выполнение работ будет обеспечено инспекцией по недвижимости.
В установленный в уведомлении срок заявителем в добровольном порядке проведены работы по демонтажу части указанного строения примерной площадью 70 кв.м., обладавшей признаками самовольной постройки.
На земельном участке осталось строение площадью 56 кв.м. (площадь застройки 63 кв.м.).
29.07.2022 заявителем в адрес инспекции по недвижимости направлено письменное обращение с информацией об устранении нарушений и просьбой провести повторное обследование земельного участка на предмет установления отсутствия признаков его незаконного (нецелевого) использования.
12.08.2022 заявителем в адрес инспекции по недвижимости повторно направлено письменное обращение с информацией об устранении нарушений и об обращении в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий инспекции по недвижимости по установлению признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка, а также просьбой приостановить демонтаж оставшегося на земельном участке строения, не являющегося самовольной постройкой.
Инспекцией по недвижимости повторное обследование земельного участка не проведено, письмами от 29.07.2022, 10.08.2022, 24.08.2022 в адрес заявителя сообщено об отказе перенести срок мероприятий по демонтажу строения.
В период с 23.08.2022 по 26.08.2022 инспекция по недвижимости силами подрядной организации провела мероприятия по демонтажу находящегося на Земельном участке строения площадью 56 кв.м. (площадь застройки 63 кв.м.).
Факт проведения мероприятий подтверждается актом N 9077240 от 30.08.2022 о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка (копия имеется в материалах дела).
Не согласившись с инспекцией, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии действий инспекции законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 201 названного Кодекса решения, действия (бездействие) признаются судом незаконными при наличии одновременно двух условий - не соответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону (иному нормативному правовому акту) в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации возложена на орган, принявший такое решение. При этом, согласно положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 Кодекса представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением возложена на самого заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП, Государственная инспекция по контролю за объектами недвижимости осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, или земельных участков государственная собственность на которые не разграничена установлен Законом г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москвы".
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком.
Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (п.п. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москвы" основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства г. Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами г. Москвы.
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком.
Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (подп. 1.1 п. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы "О землепользовании в г. Москве" от 19.12.2014 N 48 органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2014 N 48, в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
Статья 8 Закона г. Москвы от 19.12.2014 N 48 определяет порядок предоставления органами исполнительной власти г. Москвы земельных участков в аренду.
Оспариваемый акт не является ненормативным правовым актом, поскольку носит информационный характер и сам по себе не создает для заявителя каких-либо препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы ООО "Матвеевское М".
Из материалов дела следует, что в ходе обследования земельного участка по адресу: Москва, улица Нежинская, вл. 17, корп. 2 инспекцией установлено, что в отсутствие разрешительной документации на указанном участке размещено строение площадью 140 кв.м. При этом указанное строение на государственный кадастровый учет не поставлено, право собственности не оформлено.
В случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) инспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка (п. 4.1.1 Положения).
Оспариваемые заявителем действия по демонтажу спорных строений производились во исполнение постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в связи с наличием признаков незаконного (нецелевого) использования обществом арендуемого земельного участка; демонтаж производился на основании акта государственной инспекции по контролю за объектами недвижимости и с соблюдением установленного порядка пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков (п. п. 2.1, 3.3.2, 4.1 Положения).
Доводы общества о недоказанности инспекцией по недвижимости неправомерности размещения на участке спорных строений, являются необоснованными.
Согласно п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В данном случае земельный участок предоставлен обществу для целей эксплуатации комплекса зданий химчистки и прачечной для бытового обслуживания населения (п. 1.1 договора).
Договор не предусматривает право арендатора на возведение на участке каких-либо строений и сооружений, в том числе временного характера.
Совокупность указанных обстоятельств подтверждает довод инспекции о наличии признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка, указанных в п. 2.1 Положения.
В рамках осуществления полномочий в соответствии с п. 3.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, инспекцией по недвижимости 11.07.2022 составлен соответствующий акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9076732.
В свою очередь, оспариваемый акт, направленный заявителю, носит исключительно уведомительный характер.
Таким образом, оспариваемый заявителем акт направлен в соответствии с действующим законодательством и в рамках постановления Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", инспекция по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности проводит мероприятия (обследования), направленные на выявление и пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничены и по результатам проведенных мероприятий составляет соответствующий акт.
Вместе с тем акты административного органа являются внутренним документом инспекции по недвижимости, который фиксирует результаты обследования на земельном участке, расположенном по адресу: Москва, улица Нежинская, вл. 17, корп. 2 в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы" (п. 7 Приложения к постановлению Правительства).
Действия административного органа по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществлены в соответствии предоставленными полномочиями и при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, оснований для отмены судебного акта не установлено. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-166054/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166054/2022
Истец: ООО "МАТВЕЕВСКОЕ М"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ