г. Москва |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А41-77162/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2023 по делу N А41-77162/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симекс-Раша" к Шереметьевской таможне о признании,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Симекс-Раша" - Скорочкина Н.И. по доверенности от 30.09.2022;
от Шереметьевской таможни - Чернышева Д.А. по доверенности от 09.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Симекс-Раша" (далее - общество, ООО "Симекс-Раша") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с ходатайства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня, административный орган) о признании незаконными отказов, формализованных в актах проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 18.07.2022 по ДТ N 10005030/120321/0102932 и от 11.07.2022 по ДТ N 10005030/260221/0077133 о внесении изменений (дополнений), заявленных в указанных ДТ; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Симекс-Раша" путем корректировки сведений и возврата обществу суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 2 972 969, 18 руб. по ДТ N 10005030/120321/0102932 и 2 857 662, 74 руб. по ДТ N 10005030/260221/0077133 с выплатой процентов на сумму излишне уплаченного налога, начиная с 12.07.2022 по ДТ N 10005030/260221/0077133 и с 19.07.2022 по ДТ N 10005030/120321/0102932 по день фактического возврата денежных средств исходя из одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2023 по делу N А41-77162/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Обществом по ДТ N N 10005030/120321/0102932 и 110005030/260221/0077133 задекларированы товары, ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического Союза: "сперма бычья код ОКП 988511", классифицированные в товарной подсубпозиции 0511100000 ТН ВЭД ЕАЭС. Ставка НДС - 20 процентов.
При ввозе товара обществом не заявлялась льгота по налогу на добавленную стоимость и в отношении указанного товара при таможенном декларировании по данным ДТ обществом уплачен налог на добавленную стоимость в полном объеме по ставке 20 %.
По указанным ДТ после выпуска товара получены разрешения Минсельхоза России на импорт племенной продукции (материала) от 04.07.2022 N 24/1763/2022 и от 30.06.2022 N 24/1717/2022 подтверждающие право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввезенного товара.
После получения указанных разрешений, общество обратилось в Шереметьевскую таможню с заявлениями от 01.07.2022 и от 07.07.2022 о внесении изменений в ДТ после выпуска товара, с учетом льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины (НДС) на основании подпункта 19 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявлений общества таможенный орган вынес решения от 11.07.2022 и 18.07.2022 об отказе обществу в запрашиваемых действиях по корректировке ДТ.
Не согласившись с данными решениями, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании их незаконными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.
В силу положений статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (подпункт 8 пункта 1); документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Частью 1 статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок N 289).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Порядка N 289 после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из приведенных норм права, действующим законодательством предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6, пунктом 3 статьи 49 ТК ЕАЭС, льготы по уплате НДС при ввозе товаров устанавливаются законодательством государств-членов ТС, действующим на дату регистрации таможенной декларации на товары.
Согласно пункту 19 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действующей в период ввоза товара по указанным ДТ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 375-ФЗ продлено действие положений подпункта 35 пункта 3 статьи 149 и пункта 19 статьи 150 НК РФ, выводящих из-под налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации и по ввозу Российской Федерации (согласно правительственным перечням), в том числе семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей. Соответствующая поправка внесена в часть 2 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 187-ФЗ.
Положения настоящего подпункта применяются при условии представления в таможенный орган разрешения, выданного в соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон N 123-ФЗ), по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Таким образом, льгота по освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины, предусмотренная подпунктом 19 статьи 150 НК РФ, предоставляется при предоставлении разрешения, выданного в соответствии с Законом N 123-ФЗ.
После выпуска товара получены разрешения Минсельхоза России на импорт племенной продукции (материала) от 04.07.2022 N 24/1763/2022 и от 30.06.2022 N 24/1717/2022 подтверждающие право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость в отношении ввезенного товара, которые были представлены в Шереметьевскую таможню с заявлениями от 01.07.2022 и от 07.07.2022.
Таким образом, общество имеет право на получение льготы по уплате НДС.
При этом получение упомянутого подтверждения для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы и не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, в том числе не ограничивает возможность получения названного подтверждения после выпуска товаров, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.
Данная правовая позиция соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393.
Согласно взаимосвязанным положениям подпункта "д" пункта 11, пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункта 19 Порядка N 289 лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
Соответственно таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу.
В пункте 3 статьи 108 ТК ЕАЭС указано о необходимости наличия у декларанта на момент подачи таможенной декларации документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Иными словами, декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, но не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при первоначальном таможенном оформлении товара "сперма бычья код ОКП 988511" общество не заявило льготу в виде освобождения от уплаты НДС, предусмотренную пунктом 19 статьи 150 НК РФ ввиду отсутствия у него на момент декларирования документов подтверждающих право на применение льготы.
Однако впоследствии полученные от Минсельхоза России разрешения на импорт племенной продукции (материала) от 04.07.2022 N 24/1763/2022 и от 30.06.2022 N 24/1717/2022 подтверждали наличие права на получение льготы от уплаты НДС по спорным ДТ.
Поскольку таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений, а также не представил в материалы дела доказательств наличия оснований, исключающих возможность предоставления преференций по освобождению от уплаты НДС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решения нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности в связи с чем, являются незаконными.
Факт излишней уплаты заявителем НДС в размере 2 972 969, 18 руб. по ДТ N 10005030/120321/0102932 и 2 857 662, 74 руб. по ДТ N 10005030/260221/0077133 подтверждается материалами дела и не оспорен лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Спор относительно размера уплаченного заявителем налога на добавленную стоимость между сторонами отсутствует в связи с чем, нарушенное право правомерно восстановлено судом первой инстанции путем обязания таможенного орган возвратить обществу излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 2 972 969, 18 руб. по ДТ N 10005030/120321/0102932 и 2 857 662, 74 руб. по ДТ N 10005030/260221/0077133
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской 10 Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912).
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено то обстоятельство, что факт излишней уплаты таможенных платежей наступил по вине заявителя, не представившего таможне своевременно необходимые документы на стадии контроля до выпуска товара, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей могут быть начислены лишь после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм.
Соответственно, требование о взыскании процентов на сумму излишне уплаченного налога, начиная с 12.07.2022 по ДТ N 10005030/260221/0077133 и с 19.07.2022 по ДТ N 10005030/120321/0102932 по день фактического возврата денежных средств является обоснованным.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2023 по делу N А41-77162/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77162/2022
Истец: ООО "СИМЕКС-РАША"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: Шереметьевская таможня