г. Чита |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А19-20822/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Братский район" и индивидуального предпринимателя Герасимчук Юрия Васильевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2023 года по делу N А19-20822/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича (ОГРНИП 304380509000100) к Администрации муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737) о признании незаконным отказа, содержащегося в письме N 2748 от 14.07.2021,
с привлечением к участию в дела в качестве третьих, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ИНН 380413542501), Комитета по управлению муниципальным имуществом МО "Братский район" (ОГРН 1023802317494, ИНН 3823028818), индивидуального предпринимателя Герасимчука Юрия Васильевича,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Афанасьев Сергей Геннадьевич (далее - заявитель, ИП Афанасьев С.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования "Братский район" от 14.07.2022 N 521 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 20773 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства вследствие не рассмотрения по существу всех требований указанных в решении Арбитражного суда Иркутской области от 02.02.2022 года по делу А19-16201/2021 в части повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 368 000 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области и индивидуальный предприниматель Герасимчук Юрий Васильевич, с которым после вынесения решения суда администрация 22.08.2022 года посредством торгов заключила договоры аренды земельных участков относительно которых заявитель просил утвердить схему расположения спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2023 года по делу N А19-20822/2022 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации муниципального образования "Братский район" от 14.07.2022 N 521 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 20773 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства вследствие не рассмотрения по существу всех требований указанных в решении Арбитражного суда Иркутской области от 02.02.2022 года по делу А19-16201/2021. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования "Братский район" и индивидуальный предприниматель Герасимчук Юрий Васильевич обжаловали его в апелляционном порядке.
Администрация в апелляционной жалобе указала, что на земельном участке расположены объекты недвижимости. По результатам аукциона на право заключения договоров аренды, договоры заключены с ИП Герасимчук Ю. В., при этом заявка на участие в аукционе от Афанасьева С. Г. не поступала. Заключенные договоры аренды являются действующими и никем не оспорены.
Как следует из апелляционной жалобы третьего лица, образование земельного участка с заявленным истцом видом разрешенного использования приведет к невозможности использования расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Комитет по управлению муниципальным имуществом МО "Братский район", указывая на неправомерность выводов суда первой инстанции, поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Заявитель и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области в своих отзывах просили решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-9078/2019 требования индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича к Администрации муниципального образования "Братский район" о признании незаконным решения, содержащегося в письме от 14.01.2019 N 61, удовлетворены.
Отказ Администрации муниципального образования "Братский район" в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 368 000 кв.м., территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), расположенного по адресу Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого районам Бикей г. Братска, содержащийся в письме N 61 от 14.01.2019 признан незаконным. Администрацию муниципального образования "Братский район" обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича.
30.06.2020 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N 135051/20/38007-ИП.
Во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А19- 9078/2019 Администрация муниципального образования "Братский район" 14.07.2021 повторно рассмотрела заявление индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича от 03.12.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого районам Бикей г. Братска, общей площадью 368 000 кв.м. на кадастровой карте территории. Кадастровый номер земельного участка (или: кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка): 38:02:010401. Территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок: зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), которым отказано в утверждении указанной схемы.
В обоснование отказа указано, что в соответствии с пп.3 п. 38 Административного регламента предоставления муниципальный услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка находящегося в муниципальной собственности", утвержденного постановлением мэра Братского района ФN 108 от 03.04.2017, а также п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатком, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На земельном участка, указанном в схеме расположения, представленной ИП Афанасьевым С.Г. для утверждения, расположены объекты недвижимости, права собственности на которые не были подтверждены заявителем, что препятствует дальнейшему использованию земельного участка. Согласно ст. 39.20 п. 1 ЗК РФ - исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельных участков имеют граждане, юридических лиц, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В связи с чем, земельный участок, сформированный в границах, обозначенных в схеме расположения земельного участка, предоставленной заявителем, не может быть предоставлен в пользование.
Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка, предприниматель обратился в арбитражный суд в рамках дела А19-16201/2021 с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Муниципального образования "Братский район", содержащегося в письме от 14.07.2021 г. N 2748, в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 368 000 кв.м., территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), расположенного по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого района Бикей г. Братска.
Решением суда от 02.02.2022 года по делу А19-16201/2021 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Администрации муниципального образования "Братский район", содержащийся в письме от 14.07.2021 N 2748 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 368 000 кв.м., территориальная зона сельскохозяйственных угодий (СХЗ-801), расположенного по адресу Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, окрестности жилого районам Бикей г. Братска.
Суд обязал Администрацию муниципального образования "Братский район" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Афанасьева Сергея Геннадьевича путем повторного рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, площадью 368 000 кв.м.
Во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А19- 16201/2021 от 02.02.2022 года Администрацией муниципального образования "Братский район" в лице ВрИО мэра Братского района Короткова О.А. вынесено постановление N 521 от 14.07.2022 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение: Иркутская область, Братский район, 400 м южнее жилого района Бикей г. Братска, площадью 20773 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона- зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Не согласившись с указанным постановлением, индивидуальный предприниматель Афанасьев С.Г. обратился в арбитражный суд в рамках настоящего дела. По мнению заявителя, администрация должна была либо утвердить схему расположения земельного участка в указанных им границах, либо отказать в ее утверждении согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация и третье лицо индивидуальный предприниматель Герасимчук Юрий Васильевич обратились в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником следующих объектов недвижимости:
нежилое здание - гараж с проф. на 60 а/м, общей площадью 671,5 кв. м., в том числе основной 671,5 кв. м., (инвентарный номер 25:204:001:010000830), находящееся по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, с южной стороны п. Бикей, 05 20 01 02;
нежилое здание - гараж с профи, на 60 а/м, общей площадью 1263,2 кв. м., в том числе основной 1241,2 кв. м. (инвентарный номер 25:204:001:010000860), находящееся по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, с южной стороны п. Бикей, 05 20 01 01;
нежилое здание - рем. база подъезда, общей площадью 344,1 лкв.м., в том числе основной 314,2 кв.м. (инвентарный номер 25:204:001:010000850), находящееся по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, с южной стороны п. Бикей, 05 20 01 03;
нежилое здание - административное здание и сан. пропускник, общей площадью 471,6 кв.м., в том числе основной 403,9 кв.м. (инвентарный номер 25:204:001:010000870), находящееся по адресу: Российская Федерация, Иркутская область! Братский район, с южной стороны п. Бикей, 05 20 02 01;
- нежилое здание - коровник на 400 голов, общей площадью 2713,5 кв.м., (инвентарный номер 25:204:001:010000880), находящееся по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, с южной стороны п. Бикей, 05 20 03 01.
Объекты недвижимости находятся на испрашиваемом земельном участке, используются заявителем для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
Испрашиваемый земельный участок необходим заявителю непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
В силу статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
То есть, подготовка и утверждение схемы является этапом предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в случае обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
В рамках дела А19-16201/2021 судом установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела, а именно.
По инициативе заявителя выполнен комплекс кадастровых работ, в ходе которых выполнены следующие действия:
по материалам топографической съемки масштаба 1:500 создана картографическая основа - электронная карта местности (территории);
установлены границы земельного участка по фактическому использованию, с учетом кадастровой ситуации территории и наличием имущества третьих лиц;
- координаты поворотных точек границы земельного участка определены картометрическим методом с использованием электронной карты местности, созданной по материалам топографической съемки масштаба 1:500;
- определены уникальные характеристики земельного участка;
- схема расположения границ земельного участка на кадастровом* плане территории составлена в соответствии с действующим законодательством.
Указанные работы выполнены заявителем для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и обращения в Администрацию с соответствующим заявлением об утверждении схемы с указанием точных координат и площади земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Письмом N 2748 от 14.07.2021 г. Администрация муниципального образования "Братский район" отказала в утверждении схемы расположения земельного участка, сообщив следующее:
В соответствии с пп.3 п. 38 Административного регламента предоставления муниципальный услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка находящегося в муниципальной собственности", утвержденного постановлением мэра Братского района ФN 108 от 03.04.2017, а также п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатком, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На земельном участка, указанном в схеме расположения, представленной ИП Афанасьевым С.Г. для утверждения расположены объекты недвижимости, права собственности на которые не были подтверждены заявителем, что препятствует дальнейшему использованию земельного участка. Согласно ст. 39.20 п. 1 ЗК РФ - исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельных участков имеют граждане, юридических лиц, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В связи с чем, земельный участок, сформированный в границах, обозначенных в схеме расположения земельного участка, предоставленной заявителем, не может быть предоставлен в пользование".
Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в решении об отказе Администрация не указывает ни одного из перечисленных в пункте 6 ст. 11.9 ЗК РФ конкретных нарушений требований к образуемым земельным участкам, которые усматривались на схеме расположения, представленной предпринимателем Афанасьевым С.Г.
Из представленной предпринимателем Афанасьевым С.Г. схемы расположения земельного участка не следует, что его формирование в заявленных границах приведет к подобным нарушениям.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
Таким образом, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что администрация не предоставила надлежащих доказательств, подтверждающих, что схема расположения земельного участка, подготовленная заявителем, разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно буквального толкования данного ответа администрация ссылается лишь на наличие иных объектов недвижимости, помимо принадлежавших заявителю, расположенных на испрашиваемой территории, которые по ее мнению препятствуют последнему выделение данного земельного участка в пользование.
Между тем, в решении Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2014 по делу А19-18118/2013 по заявлению ИП Афанасьева С.Г. к Администрации муниципального образования "Братский район" об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка от 06.11.2013 N 2361 довод о наличии иных объектов недвижимости, помимо принадлежавших заявителю, расположенных на испрашиваемой территории, был рассмотрен судом и признан незаконным. Судом установлено, что администрация не доказала наличие исключительных зарегистрированных прав третьих лиц на объекты, поименованные в акте проверки, в том числе - муниципального образования, равно как не представила сведения о правоустанавливающих документах третьих лиц на земельный участок, занятый объектами.
Суд также обратил внимание, что нахождение в границах испрашиваемого земельного участка каких-либо объектов, в том числе бесхозных, само по себе не препятствует утверждению схемы расположения данного земельного участка, тем более, что выполнение данного этапа предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена на схеме расположения земельного участка и в соответствующем распорядительном документе.
Таким образом, судом установлено и подтверждено право ИП Афанасьева С.Г. совершать действия, направленные на образование земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимого имущества, а затем, на оформления прав аренды или собственности на спорный земельный участок.
Помимо этого, данный довод также рассматривался в деле А19-9078/2019 по заявлению ИП Афанасьева С.Г. к Администрации муниципального образования "Братский район" об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
В постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 по делу А19-9078/2019 установлено, что администрацией не представлено доказательств, что формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем, с учетом соблюдения требований норм земельного законодательства и расположения самих объектов недвижимости фактически невозможно осуществить.
При этом вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка может решаться только после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет, и с учетом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
Таким образом, уполномоченный орган был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого заявителем земельного участка с указанием всех имеющихся ограничений.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором учувствуют те же лица.
Судом первой инстанции установлено, что Администрация муниципального образования "Братский район", повторно рассматривая заявление ИП Афанасьева С.Г. во исполнение решений суда, не учла установленные судами первой и апелляционной инстанции по делам А19-18118/2013, А19-9078/2019, А19-16201/2021 обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, не рассмотрела по существу вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 368 000 кв.м.
Суд верно указал на то, что из оспариваемого постановления невозможно установить, почему администрацией была утверждена схема расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 20773 кв.м. и каким образом решен вопрос в отношении остальной площади земельного участка приведенной в заявлении, в связи с чем администрация нарушила права и законные интересы индивидуального предпринимателя Афанасьева С.Г.
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что обжалуемое постановление об утверждении схемы расположения земельного участка нельзя признать обоснованным и мотивированным, поскольку в нем отсутствует конкретная ссылка на обстоятельства, послужившие предпосылкой для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 368 000 кв.м., предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является документом, необходимым для принятия решения о последующем предоставлении земельного участка в собственность под объектами недвижимости, принадлежащими ИП Афанасьеву С.Г. на праве собственности, то оспариваемое постановление Администрации в утверждении такой схемы нарушает права и интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создает правовую неопределенность в отношении всей площади спорного земельного участка.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Администрации муниципального образования "Братский район" от 14.07.2022 N 521 об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения крестьянско-фермерского хозяйства площадью 20773 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона - зона природного ландшафта (ПТЗ 1106), разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит признанию незаконным, вследствие не рассмотрения по существу всех требований указанных в решении Арбитражного суда Иркутской области от 02.02.2022 года по делу А19-16201/2021.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционных жалоб, отмечая, что они не содержат обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, а лишь свидетельствуют о несогласии с ними, что не является основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2023 года по делу N А19-20822/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.А.Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20822/2022
Истец: Афанасьев Сергей Геннадьевич
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Братский район"
Третье лицо: Герасимчук Юрий Васильевич, Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Братский район", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, Октябрьский районный суд г.Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1274/2023
01.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1274/2023
15.08.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3363/2023
27.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1274/2023
14.02.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20822/2022