г. Вологда |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А13-13533/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" представителя Зимина А.А. по доверенности от 01.02.2023 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воскресенское" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 февраля 2023 года по делу N А13-13533/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" (адрес: 160034, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Возрождения, д. 31, пом. 311; ОГРН 1023500871712, ИНН 3525065660; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Никола лес" (адрес: 162000, Вологодская обл., Грязовецкий муниципальный округ, г. Грязовец, ул. Волкова, д. 37, пом. 12; ОГРН 1133529000439, ИНН3509010960; далее - ООО "Никола лес"), обществу с ограниченной ответственностью "Воскресенское" (адрес: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Галкинская, д. 79а, оф. 9; ОГРН 1203500004080, ИНН 3525454218; далее - ООО "Воскресенское") о взыскании 131 728 руб. 44 коп. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области.
Решением суда от 08 февраля 2023 года с ООО "Воскресенское" в пользу Учреждения взыскано 131 728 руб.44 коп. в возмещение вреда, причиненного транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; кроме того, с ООО "Воскресенское" в доход федерального бюджета взыскано 4 952 руб. государственной пошлины. В иске к ООО "Никола лес" суд отказал.
ООО "Воскресенское" с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Апеллянт полагает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие пройденное автомобилем расстояние, и которые могли бы стать основанием для расчета ущерба (показания камер фото-, видеофиксации, детализация движения автомобиля системой "Платон"). По мнению подателя жалобы, истцом не представлено доказательств того, что автомобиль на всем протяжении маршрута двигался с превышенной массой.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании, состоявшемся 19.04.2023, объявлялся перерыв до 26.04.2023. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Представитель истца, присутствовавший в судебном заседании до объявления перерыва, доводы апеллянта отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Ответчики, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без их участия.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, за Учреждением на праве оперативного управления закреплены следующие автомобильные дороги общего пользования федерального значения:
- М8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска (после переименования - М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль-Вологда-Архангельск) на участке км 113+800-км 256+300, км 271+850-км 1226 +218;
- "Обход города Вологды";
- А-123 "Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово.
На ПКП-1 (Вологда), расположенном на 400 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск, 18 декабря 2021 года проведена проверка весовых параметров в отношении тяжеловесного транспортного средства КАМАЗ М1840 5490-S5, государственный регистрационный знак К143РХ35, принадлежащего ООО "Никола лес".
По результатам проверки сотрудниками ТОГАДН по Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были выявлены нарушения владельцем тяжеловесного транспортного средства требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, а именно: превышение предельно допустимых значений максимально допустимой массы (общей массы) и превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства при отсутствии специального разрешения на движение по федеральным автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, отсутствии согласования маршрута движения тяжеловесного транспортного средства и отсутствии возмещения ответчиком вреда.
О превышении тяжеловесным транспортным средством установленных ограничений при движении по федеральным автомобильным дорогам, находящимся в оперативном управлении Учреждения, сотрудниками Управления составлен акт от 18.12.2021 N 35101000068 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.
Согласно акту от 18.12.2021 N 35101000068 фактическая полная масса тяжеловесного транспортного средства составила 44,79 тонн (с учетом погрешности) при допустимой полной массе транспортного средства 40,00 тонн. Перегруз по полной массе составил 4,79 тонн (или 11,98%). Также было установлено превышение допустимых осевых нагрузок:
- по оси N 2 допустимая нагрузка составляет 10,00 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 12,40 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 2,40 тонн (или 24,00%);
- по оси N 3 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 7,87 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 0,37 тонн (или 4,93%);
- по оси N 4 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 8,070 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 0,57 тонн (или 7,60%);
- по оси N 5 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 8,53 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 1,03 тонн (или 13,73%).
Взвешивание тяжеловесного транспортного средства произведено работниками весового контроля МУГАДН с применением весового оборудования - весов автоматических для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси SUPAWEIGH 5000c, заводской номер 35597/52 (госреестр N 62223-15), признанных пригодными к применению (свидетельство о поверке N МА 0253609, действительно до 16.05.2022).
С актом от 18.12.2021 N 35101000068 водитель транспортного средства ознакомлен и подписал его.
На основании акта истцом произведен расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесным транспортом федеральным дорогам, размер которого составил 131 728 руб. 44 коп.
Неуплата ответчиками в добровольном порядке указанной суммы вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, закрепленным за истцом на праве оперативного управления, послужила поводом для обращения Учреждения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал надлежащим ответчиком по настоящему спору ООО "Воскресенское", в иске к ООО "Никола лес" отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ (в редакции на момент перевозки груза) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ (в редакции на момент перевозки груза) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу положений частей 6, 6.2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ для получения специального разрешения требуются, в частности: согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи.
Пунктом 6 приказа Минтранса России от 05.06.2019 N 167 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" определено, что заявление на получение специального разрешения подается на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации, - в Федеральное дорожное агентство либо в уполномоченные им подведомственные организации.
В силу пункта 3.3.11 устава Учреждения, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24 августа 2015 года N 801, Учреждение осуществляет, в том числе деятельность по предоставлению государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанных транспортных средств проходят по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям и более субъектов Российской Федерации в рамках предоставленных Федеральным дорожным агентством полномочий.
Пунктом 3.3.58 устава к полномочиям Учреждения отнесено согласование маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств осуществляющих перевозку опасных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее - Правила N 67), устанавливающие, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения, указанного в части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
Пунктом 3 Правил N 67 установлено, что осуществление расчета и взимания платы организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В силу пунктов 4 и 5 Правил N 67 размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
В силу пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398, на Федеральную службу возложено осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств.
На территории Вологодской области полномочия по осуществлению весового и габаритного контроля транспортных средств возложены на Северо-Восточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (пункт 6.4.4 приказа Ространснадзора от 27 июня 2017 года N ВБ-534фс "Об утверждении Положения о Северо-Восточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта").
В данном случае судом установлено и следует из материалов дела, что транспортное средство КАМАЗ М 1840, г/н К143РХ35, прицеп KOLUMAN S, г/н АР281035, принадлежащее ООО "Никола лес", на момент выявления нарушения находилось во владении и пользовании ООО "Воскресенское" на основании заключенных ООО "Никола лес" (Арендодатель) и ООО "Воскресенское" (Арендатор) договоров аренды транспортных средств без экипажа от 09.06.2021, от 22.06.2021.
Факт аренды транспортных средств ООО "Воскресенское" не оспаривается.
Как указывалось выше, по итогам взвешивания транспортного средства 18.12.2021 установлено превышение допустимой массы и нагрузки на ось. В отношении ООО "Воскресенское" возбуждено дело об административном правонарушении по вышеуказанному факту, вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку Арендатором в материалы дела не представлено доказательств наличия специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по маршруту следования, а также доказательств возвращения транспортных средств Арендодателю или передачи в аренду иному лицу в спорный период, то обязанность по возмещению вреда, причиненного автомобильным дорогам, возлагается на ООО "Воскресенское".
Расчет ущерба произведен истцом в соответствии с действующими на момент совершения правонарушения требованиями Правил N 67.
Представленный истцом расчет ущерба в сумме 131 728 руб. 44 коп. проверен судом, признан обоснованным, арифметически верным. Ответчики контррасчет ущерба в суд не представили.
При изложенных обстоятельствах, поскольку факт перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора,
суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ООО "Воскресенское" 131 728 руб. 44 коп. в возмещением вреда, причиненного транспортным средством.
В части отказа в удовлетворении иска к ООО "Никола лес" решение суда апеллянтом не обжалуется.
Довод апеллянта о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие пройденное автомобилем расстояние, отклоняется апелляционной коллегией, поскольку маршрут движения транспортного средства отражен в акте от 18.12.2021 N 35101000068. Данный акт подписан водителем Комягиным С.П. без возражений, в том числе по маршруту перевозки.
В подтверждение маршрута движения транспортного средства истцом представлены копии транспортной накладной от 17.12.2021, формы сопроводительного документа на транспортировку древесины от 17.12.2021, путевого листа от 13.12.2021, подписанные водителем Комягиным С.П.
ООО "Воскресенское" доказательств перевозки груза по иному маршруту, равно как и доказательств выгрузки товара в пути следования и сведений о прохождении контрольного взвешивания не представило.
Таким образом, ответчиком указанный в акте от 18.12.2021 маршрут движения транспортного средства относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнут.
При таких обстоятельствах расчет размера вреда правомерно исчислен истцом, исходя из маршрута, указанного в акте от 18.12.2021 и подтвержденного товаросопроводительными документами.
В свете изложенного, поскольку в апелляционной жалобе апеллянтом не приводится убедительных доводов, опровергающих правомерность выводов суда, принятое решение соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ООО "Воскресенское" - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 февраля 2023 года по делу N А13-13533/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воскресенское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13533/2022
Истец: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ООО "Никола Лес", ООО Воскресенское
Третье лицо: Северо-Восточное МУГАДН, Северо-Восточное МУГАДН в лице ТО государтственного автодорожного надзора по ВО, УГИБДД УМВД России по ВО