г. Чита |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А10-7921/2022 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Будаевой Е.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2023 года по делу N А10-7921/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) о привлечении арбитражного управляющего Топчу Татьяну Владимировну к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Топчу Татьяну Владимировну (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17 февраля 2023 года в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав, что доказательств наличия исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного, не установлено.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
Топчу Татьяна Владимировна является арбитражным управляющим, членом ассоциации "Национальная организация арбитражных управляющих".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 года по делу N А10-852/2019 отсутствующий должник - общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Полянчикова Светлана Викторовна.
Определением суда от 15 октября 2020 года Смазнова (ранее - Полянчикова) Светлана Викторовна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой".
Определением суда от 25 декабря 2020 года конкурсным управляющим отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" утверждена Топчу Татьяна Владимировна.
05 декабря 2022 года должностным лицом Управления Росреестра по Республике Бурятия Мухиной С.Н. по результатам рассмотрения заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республики Бурятия от 11 июля 2022 года N 19-12/28847 (вх.N02/10372/22 от 12 июля 2022 года) в отношении арбитражного управляющего Топчу Татьяны Владимировны, обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, выразившегося в действиях (бездействиях) арбитражного управляющего Топчу Татьяны Владимировны по исполнению возложенных на него законодательством о несостоятельности (банкротстве) обязанностей, а именно: управляющий не исполнила обязанность по организации и проведению собраний кредиторов должника ООО "Сибстрой" не реже чем один раз в три месяца, не исполнила обязанность по опубликованию в ЕФРСБ и официальном издании газете "Коммерсант" сведений о судебном акте (об утверждении арбитражного управляющего) в установленный законом срок.
05 декабря 2022 года в отношении арбитражного управляющего Топчу Татьяны Владимировны составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Топчу Татьяну Владимировну к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ правонарушениях установлена административная ответственность арбитражного управляющего за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из диспозиции указанной нормы следует, что объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объективная сторона административного правонарушения заключается в невыполнении правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Суд апелляционной инстанции признает правильными выводы суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения.
Полномочия по контролю (надзору) за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов возложены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2005 года N 52 на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия является Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03 декабря 2004 года N 183 "Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации" определены основные задачи Управления, одной из которых является осуществление контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Протокол об административном правонарушении от 05 декабря 2022 года составлен Мухиной С.Н. - главным специалистом-экспертом отдела правового обеспечения по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Республике Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 года по делу N А10-852/2019 отсутствующий должник - общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Полянчикова Светлана Викторовна.
Определением суда от 15 октября 2020 года Смазнова (ранее - Полянчикова) Светлана Викторовна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой".
Определением суда от 25 декабря 2020 года конкурсным управляющим отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" утверждена Топчу Татьяна Владимировна.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.
Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику.
В силу пункта 1 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
В силу статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
В силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий ООО "Сибстрой" Топчу Татьяна Владимировна обязана проводить собрания кредиторов и представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, иную информацию не реже чем один раз в три месяца, поскольку собрание иное не устанавливало, именно: в срок до 24 февраля 2021 года, 25 июня 2021 года, 25 сентября 2021 года, 27 декабря 2021 года, 28 марта 2022 года, 29 июня 2022 года соответственно.
Из информации, размещенной на сайте ЕФРСБ (https://fedresurs.ru), а также жалобы уполномоченного органа следует, что 09 августа 2021 года арбитражным управляющим Топчу Т.В. размещено сообщение N 6896401 о собрании кредиторов ООО "Сибстрой": форма проведения: заочная, дата окончания приема бюллетеней: 29 июля 2021 года в 18:00.
Последующее собрание кредиторов должника организовано и проведено арбитражным управляющим Топчу Т.В. 18 августа 2022 года, что подтверждается сообщением на ЕФРСБ N 9478054 от 23 августа 2022 года.
Согласно пункту 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика);
наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела;
дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
дата закрытия реестра требований кредиторов, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона;
адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику;
сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.
Согласно абзаца 3 пункта 3.1 приказа Минэкономразвития России от 05 апреля 2013 года N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведения, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве" сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 года по делу N А10 - 852/2019 отсутствующий должник - общество с ограниченной ответственностью "Сибстрой" признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Полянчикова Светлана Викторовна.
Определением суда от 15 октября 2020 года Смазнова (ранее - Полянчикова) Светлана Викторовна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой".
Определением суда от 25 декабря 2020 года (резолютивная часть определения оглашена 23 декабря 2020 года) конкурсным управляющим отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Сибстрой" утверждена Топчу Татьяна Владимировна.
Соответственно обязанность по обеспечению опубликования в ЕФРСБ должна быть исполнена конкурсным управляющим не позднее 28 декабря 2020 года.
Сообщение N 6022489 о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина ООО "Сибстрой" опубликовано 15 января 2021 года.
Следовательно, имеет место событие административного правонарушения.
Наличие объективных препятствий для выполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей не установлено.
Выявленные административным органом нарушения подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствуют о ненадлежащем выполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей, регламентированных вышеизложенными положениями действующего законодательства о банкротстве.
При установленных по делу обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из того, что Топчу Татьяна Владимировна имела возможность должным образом обеспечить соблюдение установленных норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняла все необходимые, зависящие от неё меры по их соблюдению, правомерно признал доказанным наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего Топчу Татьяны Владимировны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего Топчу Татьяны Владимировны не установлено. Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Вместе с тем, суд первой инстанции, разрешая вопрос о назначении арбитражного управляющему меры ответственности за совершенное деяние, усмотрел основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В определении от 05 ноября 2003 года N 349-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 октября 2003 года N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. То есть, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, исходя из характера совершенных правонарушений, принимая во внимание, что неправомерные действия (бездействия) арбитражного управляющего не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекли наступление каких-либо негативных последствий, причинения вреда, суд первой инстанции признал совершенное правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил арбитражного управляющего от административной ответственности, объявив устное замечание.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив характер совершенных деяний, установил, что административное правонарушение, совершенное арбитражным управляющим, обладают низкой степенью общественной опасности и не повлекло серьезных негативных последствий для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Иного административным органом не доказано, из доводов апелляционной жалобы не следует.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что рассматриваемом случае объявлением арбитражному управляющему устного замечания достигнута предупредительная цель административного наказания, установленная частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, применение иной меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести совершенного правонарушения.
При апелляционном пересмотре судебного акта убедительных и опровергающих выводы суда первой инстанции доводов, нашедших свое подтверждение, не приведено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2023 года по делу N А10-7921/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7921/2022
Истец: Топчу Татьяна Владимировна, Управление Федеральной службы государственной регистрациии, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Ответчик: Топчу Татьяна Владимировна