г. Самара |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А72-10770/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2022 по делу N А72-10770/2022 (судья Юдин П.Г.), возбужденному по исковому заявлению областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ИНН 7316000218, ОГРН 1027300930678), г.Ульяновск, к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования "Тереньгульский район" (ИНН 7320001870, ОГРН 1027300931459), рп.Тереньга Ульяновской области, о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное казенное предприятие "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (далее - ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований) о взыскании с муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Тереньгульский район" (далее - Администрация) основного долга за январь-апрель 2022 года в сумме 4 330 руб. 11 коп., пени за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 в сумме 71 руб. 75 коп., пени за период с 11.04.2022 по 17.10.2022 в сумме 136 руб. 17 коп., пени с 18.10.2022 по день фактической оплаты долга в размере 1/130 от минимального значения ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за март 2022 года - 1 242 руб. 28 коп., пени за период с 11.05.2022 по 17.10.2022 в сумме 45 руб. 37 коп., пени с 18.10.2022 по день фактической оплаты долга в размере 1/130 ставки от минимального значения ключевой ставки Банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за апрель 2022 года - 491 руб. 54 коп.
Решением от 25.10.2022 по делу N А72-10770/2022 Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Администрации в пользу ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" основной долг в сумме 4 330 руб. 11 коп., пени за период с 11.02.2022 по 17.10.2022 в сумме 129 руб. 30 коп., пени с 18.10.2022 на сумму 1 733 руб. 82 коп. по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 действующей ключевой ставки Банка России, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 977 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований - отказал.
ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Администрация представила письменные пояснения по делу.
Судебное разбирательство откладывалось в соответствии со ст.158 АПК РФ.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в обоснование исковых требований ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" указало на то, что в январе-апреле 2022 года поставило тепловую энергию в нежилое помещение (диспетчерская), расположенное по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, р.п.Тереньга, ул.Южная, д.17, принадлежавшее на праве собственности муниципальному образованию "Тереньгульский район", и выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов.
Поскольку Администрация поставленные энергетические ресурсы не оплатила, ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" направило ей претензию от 07.06.2022 N 08/08-196 с просьбой погасить задолженность в сумме 4 330 руб. 11 коп. и уплатить пени.
Администрация претензию не исполнила, в связи с чем ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Ст.9 АПК РФ установлено, что судопроизводство в арбитражном процессе осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований (ч.3.1 ст.70 АПК РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде Администрация каких-либо доводов и доказательств, опровергающих доводы истца, не представила.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании Устава муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области к вопросам местного значения города относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Тереньгульского района; осуществление полномочий собственника имущества муниципального образования возложено на Администрацию.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п.1 ст.548 ГК РФ).
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (п.3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На дату рассмотрения иска задолженность Администрации по оплате тепловой энергии составила 4 330 руб. 11 коп., что подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто. Доказательств оплаты этой задолженности частично или полностью суду первой инстанции не представлено.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" задолженность в сумме 4 330 руб. 11 коп.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Размер неустойки (пени) установлен ч.9.1 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.65 Постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
По расчету ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" сумма неустойки (пени) за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 составила 71 руб. 75 коп., за период с 11.04.2022 по 17.10.2022 - 136 руб. 17 коп., за период с 11.05.2022 по 17.10.2022 - 45 руб. 37 коп.
Проверив расчет неустойки, приняв во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497) и п.3 ст.9.1, абз.10 п.1 ст.63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), суд первой инстанции взыскал с Администрации в пользу ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" пени в общей сумме 129 руб. 30 коп., из них: 71 руб. 75 коп. - за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 (на долг за январь-февраль 2022 года), 12 руб. 18 коп. - за период с 01.10.2022 по 17.10.2022 (на долг за март 2022 года), 45 руб. 37 коп. - за период с 11.05.2022 по 17.10.2022 (на долг за апрель 2022 года), а также пени за период с 18.10.2022 по день фактической оплаты задолженности, исходя из 1/130 действующей ключевой ставки Банка России; в удовлетворении остальной части требований о взыскании пени суд первой инстанции отказал.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания указанных сумм основного долга и пени в апелляционном порядке не оспаривается.
В апелляционной жалобе ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" ссылается лишь на то, что суд первой инстанции неправомерно отказал во взыскании неустойки (пени), начисленной за период с 11.04.2022 по 01.10.2022 на задолженность за март 2022 года, так как эта задолженность в смысле Закона N 127-ФЗ является текущей и на нее подлежит начислению неустойка.
Суд апелляционной инстанции этот довод признает несостоятельным.
Постановлением N 497 на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Из буквального толкования Постановления N 497 следует, что мораторий распространяется на всех участников гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо предусмотренных п.2 данного постановления.
При этом каких-либо иных ограничений (помимо п.2 Постановления N 497) для применения данного моратория не установлено, соблюдение каких-либо дополнительных условий для его применения не требуется.
Исходя из положений п.3 ст.9.1, абз.10 п.1 ст.63 Закона N 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", целью введения моратория, предусмотренного ст.9.1 Закона N 127-ФЗ, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрация к должникам, перечисленным в п.2 Постановления N 497, не относится, и на нее, соответственно, распространяется действие моратория, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании неустойки, начисленной за период с 11.04.2022 по 01.10.2022 на задолженность за март 2022 года.
Следует отметить, что разрешение вопроса о применении положений Постановления N 497 в части начисления финансовых санкций не зависит от момента возникновения (просрочки исполнения) обязательств, то есть временный запрет на применение соответствующих санкций распространяется на случаи ненадлежащего исполнения обязательств, возникших как до введения моратория, так и в период его действия. Иное толкование ставит в неравное (худшее) положение те субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые приняли на себя обязательства в период действия моратория и не исполнили их, по сравнению с теми, кто не исполнил свои обязательства в период, предшествующий мораторию, то есть в докризисный период.
Аналогичная позиция по вопросу применения положений Постановления N 497 изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2023 по делу N А57-15470/2022.
Представленные Администрацией в суд апелляционной инстанции платежные поручения от 28.12.2022 N N 1405, 1406, 1407 на общую сумму 8 179 руб. 27 коп. с указанием в назначении платежа "по решению N А72-10770/2022 от 25.10.2022" не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку оплата по ним произведена после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения. Данные платежные поручения могут быть учтены на стадии исполнения судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного решения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области".
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции взыскивает с него в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 октября 2022 года по делу N А72-10770/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" (ИНН 7316000218, ОГРН 1027300930678) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10770/2022
Истец: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН"