26 апреля 2023 г. |
А85-1/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Кравченко В.Е., |
|
|
|
Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой О.Л.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей Люсовой Оксаны Владимировны, Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики на решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23.12.2022 по делу N А85-1/2022 (N5а/200/1/2022) по заявлению физического лица-предпринимателя Люсовой Оксаны Владимировны к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики о признании незаконным и отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
физическое лицо-предприниматель Люсова О.В. (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики к Министерству доходов и сборов Донецкой Народной Республики (далее - Министерство, налоговый орган) о признании незаконными и отмене решений о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) от 25.09.2019 N 2463/599/14-07/2006804869 в размере 431 рос. руб., N 2464/599/14-07/2906804869 в размере 7 157,26 рос. руб., N 2466/599/14-07/2906804869 в размере 33 582,50 рос. руб., об определении суммы денежного обязательства от 25.09.2019 N 2465/599/14-07/2906804869 в размере 134 330 рос. руб.; о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование от 25.09.2019 N 2467/599/14-07/2906804869 в размере 251,20 рос. руб.; N 2468/599/14-07/2906804869 в размере 821,28 рос. руб.; N 2470/599/14-07/2906804869 в размере 3046 рос. руб.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23.12.2022 (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 22.03.2023) требования Предпринимателя удовлетворены частично.
Суд признал недействительными, как не соответствующими Закону Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99-IHС:
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2463/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по подоходному налогу в размере 431 рос. руб.,
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2464/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по подоходному налогу в размере 7157,26 рос. руб. в части применения штрафных (финансовых) санкций (штрафа) в размере 1575, 51 рос. рус.
Также суд признал недействительными, как не соответствующие Временному порядку о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденному Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7:
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики об определении суммы денежного обязательства N 2465/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по единому социальному взносу па общеобязательное государственное социальное страхование для физических лиц - предпринимателей плательщиков налога на прибыль в размере 134 330 рос. руб. в части определения суммы денежного обязательства в размере 76 042,22 рос. руб.,
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2466/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование для физических лиц - предпринимателей плательщиков налога на прибыль в размере 33 582,50 рос. руб. в части применения штрафных (финансовых) санкций (штрафа) в размере 19 010,56 рос. руб.
Кроме того, суд признал недействительными, как не соответствующими Закону Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99-IHС:
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 2468/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 в размере 821,28 рос. руб. в части применения штрафных санкций и начисления пени в размере 738,64 рос. руб.,
- решение Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 2470/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 в размере 3046 рос. руб. в части применения штрафных санкций и начисления пени в размере 76,26 рос. руб.,
В удовлетворении требований Предпринимателя в остальной части суд отказал.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выездная проверка в отношении Предпринимателя Люсовой О.В. по вопросам правильности начисления и уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, соблюдения требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции органов доходов и сборов, а также иных действий, противоречащих интересам Республики, за период с 04.08.2015 по 31.03.2019 проведена Министерством в соответствии с действующим законодательством и выводы налогового органа, отраженные в акте проверки, основываются на нормах законодательства, действовавшего на момент осуществления истцом хозяйственной деятельности, а также фактических обстоятельствах, в связи с чем, принятые на основании выводов акта проверки решения ответчик считает правомерными.
В судебное заседание лица, участвующие в деле представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики в отношении предпринимателя Люсовой Оксаны Владимировны провело выездную проверку по вопросам правильности начисления и уплаты налогов, сборов, взносов и других обязательных платежей, соблюдения требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции органов доходов и сборов, а также иных действий, противоречащих интересам Республики, за период с 04.08.2015 по 31.03.2019.
В ходе проверки налоговый орган установил нарушения:
1) пункта 119.1 статьи 119. подпунктов 121.1.1, 1.21.1.2 пункта 121.1, подпунктов 121.2.1, 121.2.2 пункта 121.2 статьи 121 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99- IНС в части занижения/завышения подоходного налога, в результате чего занижен подоходный налог на сумму 1724 рос. руб. (за октябрь 2018 года на 164 рос. руб., за март 2019 года на 1560 рос. руб.) и завышен подоходный налог на сумму 1724 рос. руб. (за сентябрь 2018 года на 164 рос. руб., за февраль 2019 года на 1560 рос. руб.).
2) пункта 125.1 статьи 125 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99- IНС в части несвоевременной уплаты подоходного налога в общей сумме 23 842,01 рос. руб. (за март 2016 года - 713,20 рос. руб.; апрель 2016 года - 1052,80 рос. руб.; май 2016 года - 1052,80 рос, руб.; июнь 2016 года - 1052 рос. руб.; август 2016 года - 254,41 рос. руб.; июнь 2017 года - 1872 рос. руб.; август 2017 года - 2080 рос. руб.; октябрь 2017 года - 2080 рос. руб.; декабрь 2017 года - 2080 рос. руб.; январь 2018 года - 1040 рос. руб.; февраль 2018 года - 1040 рос. руб.; март 2018 года - 1040 рос. руб.; апрель 2018 года - 1040 рос, руб.; май 2018 года - 1040 рос. руб.; июнь 2018 года - 1040 рос. руб.; июль 2018 года - 1040 рос. руб.; сентябрь 2018 года - 2244 рос. руб.; октябрь 2018 года - 2080 рос. руб.).
3) части 3 статьи 10 Временного порядка о сборе и учете единого износа на общеобязательное государственное социальное страхование па территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7 в части несвоевременной уплаты единого взноса в общей сумме 8000 рос. руб. (за август 2015 года - 800 рос. руб., сентябрь 2015 года - 800 рос. руб., февраль 2016 года - 800 рос. руб., март 2016 года - 800 рос. руб., апрель 2016 года - 800 рос. руб., май 2016 года - 800 рос. руб., июнь 2016 года - 800 рос. руб., июль 2016 года - 800 рос. руб., август 2016 года - 800 рос. руб., сентябрь 2016 года - 800 рос. руб.).
4) части 4 статьи 10 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, в части не представление отчетов о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов за август, сентябрь 2015 года.
5) подпункта "д" части 1 статьи 8 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, в части занижения единого взноса в общей сумме 134 330 рос. руб. (октябрь 2016 года - 17 738,75 рос. руб.; ноябрь 2016 года - 3132,50 рос. руб.; декабрь 2016 года - 7548,95 рос. руб.; январь 2017 года - 10 898,45 рос. руб.; февраль 2017 года - 9 991,10 рос. руб.; март 2017 года - 3112,55 рос. руб.; апрель 2017 года - 4875,50 рос. руб.; май 2017 года - 3273,65 рос, руб.; июнь 2017 года - 6665,90 рос. руб.; июль 2017 года - 10 282,20 рос. руб.; август 2017 года - 11 350,70 рос. руб.; сентябрь 2017 года - 7500,95 рос. руб.; октябрь 2017 года - 9619,85 рос. руб.; ноябрь 2017 года - 7256,90 рос. руб.; декабрь 2017 года - 2739,80 рос. руб.; январь 2018 года - 521,30 рос. руб.; август 2018 года - 17 820,95 рос. руб.).
6) части 3 статьи 10 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, в части несвоевременной уплаты единого взноса па общую сумму 2448, 40 рос, руб. ( в октябре 2016 года на сумму 2261,25 рос. руб.; в июле 2017 года - 16 рос. руб.; в августе 2017 года - 15,30 рос. руб.; в сентябре 2017 года - 14,35 рос. руб.; в октябре 2017 года - 13,50 рос. руб.; в ноябре 2017 года - 12,60 рос. руб.; в декабре 2017 года - 11,80 рос. руб.; в январе 2018 года - 11,50 рос. руб.; в феврале 2018 года - 11,50 рос. руб.; в марте 2018 года - 11,50 рос. руб.; в апреле 2018 года - 11,50 рос. руб.; в мае 2018 года - 11,50 рос. руб.; в июне 2018 года - 11,50 рос. руб.; в июле 2018 года - 11,50 рос. руб.; в августе 2018 года - 11,55 рос. руб.; в сентябре 2018 года - 11,55 рос. руб.).
7) части 3 статьи 10 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7, в части несвоевременной уплаты единого взноса в общей сумме 29 417,24 рос. руб. (август 2016 года - 606,67 рос. руб.; апрель 2017 года - 606,67 рос. руб.; май 2017 года - 606,67 рос. руб.; июнь 2017 года - 606, 67 рос. руб.; июль 2017 года - 606,67 рос. руб.; август 2017 года - 606,67 рос. руб.; сентябрь 2017 года - 606,67 рос. руб.; октябрь 2017 года - 606,67 рос. руб.; ноябрь 2017 года - 606,67 рос. руб.; декабрь 2017 года - 606,67 рос. руб.; январь 2018 года - 606,67 рос. руб.; февраль 2018 года - 606,67 рос. руб.; март 2018 года - 606,67 рос. руб.; апрель 2018 года - 606,67 рос. руб.; июнь 2018 года - 606,67 рос. руб.; июль 2018 года - 606,67 рос. руб.; август 2018 года - 606,67 рос. руб.; сентябрь 2018 года - 2871,53 рос. руб.; октябрь 2018 года - 3288,17 рос. руб.; ноябрь 2018 года - 3084,37 рос. руб.; декабрь 2018 года - 3084,37 рос. руб.; январь 2019 года - 3084.37 рос. руб.; февраль 2019 года - 3083,37 рос. руб.).
Министерство 17.09.2019 составило акт N 1006/599/14-05/2906804869 о результатах выездной проверки за период с 04.08.2015 по 31.03.2019 (далее - акт проверки).
На основании акта проверки в отношении Предпринимателя Министерство 25.09.2019 прияло решения:
- N 2463/599Л4-07/2906804869 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по подоходному налогу в размере 431 рос. руб.;
- N 2464/599/14-07/2906804869 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по подоходному налогу в размере 7157,26 рос. руб.;
- N 2465/599/14-07/2906804869 об определении суммы денежного обязательства по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование для физических лиц-предпринимателей плательщиков налога на прибыль в размере 134 330 рос. руб.;
- N 2466/599/14-07/2906804869 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование для физических лиц-предпринимателей плательщиков налога на прибыль в размере 33 582,50 рос. руб.;
- N 2467/599/14-07/2906804869 о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере 251,20 рос. руб.;
- N 2468/599/14-07/2906804869 о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере 821,28 рос. руб.;
- N 2470/599/14-07/2906804869 о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере 821,28 рос. руб.;
Полагая, что решения Министерства являются в части незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель Люсова О.В. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем не согласилось Министерство, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку Предпринимателем соответствующих возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой инспекцией части.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в обжалуемой части в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 17.1 статьи 17 Закона Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99-IHC (далее - Закон "О налоговой системе") налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 119 Закона "О налоговой системе" установлено, что плательщиками подоходного налога от суммы выплаченного дохода являются физические лица - резиденты с источником происхождения налогооблагаемого дохода как в Донецкой Народной Республике, так и за ее пределами, а также нерезиденты с источником происхождения налогооблагаемого дохода в Донецкой Народной Республике; налоговые агенты в случаях, предусмотренных настоящим Законом; лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность.
В соответствии с пунктом 121.1 статьи 121 Закона "О налоговой системе" базой налогообложения является общий налогооблагаемый доход, с учетом особенностей, определенных этой главой.
Согласно подпунктам 121.1.1. 121.1.2 пункта 121.1 статьи 121 Закона "О налоговой системе" общим налогооблагаемым доходом является любой доход, подлежащий налогообложению, выплаченный (предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода. Общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, выплаченных (предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца.
В общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога включаются: доходы в виде заработной платы, выплаченные плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта); другие доходы (в том числе финансовая, материальная помощь, поощрительные, подъемные выплаты и тому подобное), кроме указанных в статье 123 настоящего Закона (подпункты 121.2.1. 121.2.11 пункта 121.2 статьи 121 Закона "О налоговой системе").
Согласно подпункту 122.1.1 пункта 122.1 статьи 122 Закона "О налоговой системе" ставка налога устанавливается в размере 13 процентов от суммы месячного дохода.
Подоходный налог удерживается и уплачивается налоговыми агентами одновременно с выплатой дохода налогоплательщику (пункт 125.1 статьи 125 Закона "О налоговой системе").
Физические лица - предприниматели перечисляют подоходный налог в бюджет по месту фактического нахождения на учете в органах доходов и сборов (пункт 125.2 статьи 125 Закона "О налоговой системе").
Таким образом, подоходный налог подлежит удержанию и уплате в размере 13% от налогооблагаемого дохода в момент выплаты налогоплательщику такого дохода. То есть, налоговые агенты при фактической выплате дохода налогоплательщику обязаны из него удержать и перечислить в бюджет начисленную сумму налога.
В соответствии с пунктом 220.1 статьи 220 Закона "О налоговой системе" неначисление, неудержание или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика, влечет наложение на такого налогоплательщика штрафа в размере 25 % суммы налога (сбора), подлежащей начислению и или уплате в бюджет.
На основании вышеизложенного основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности является совершение таким налогоплательщиком правонарушения в виде выплаты дохода без удержания с него налогов и перечисления их в бюджет. При этом расчет штрафной санкции подлежит осуществлению исходя из суммы налога (сбора), подлежащей начислению и/или уплате в бюджет.
Пунктом 208.1 статьи 208 Закона "О налоговой системе" установлено, что штрафной (финансовой) санкцией является плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований законодательства о налогообложении и/или другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы доходов и сборов.
Таким образом, органом доходов и сборов при принятии решения о применении штрафной (финансовой) санкции необходимо установить наличие со стороны налогоплательщика нарушений требований законодательства, выразившееся, в частности, в неначислении, неудержании и/или неуплате (неперечислении) налогов до или во время выплаты дохода в пользу другого налогоплательщика.
Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о занижении Предпринимателем сумм выплаченного дохода и суммы подоходного налога в налоговых декларациях по подоходному налогу за октябрь 2018 года в сумме 164 рос. руб. и март 2019 года в сумме 1560 рос. руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно отметил, что вывод о нарушении Предпринимателем пункта 119.1 статьи 119, подпункта 121.1.1 пункта 121.1 подпунктов 121.2.1, 121.2.2 пункта 121.2 статьи 121 Закона "О налоговой системе" относительно занижения подоходного налога на сумму 1724 рос. руб. (октябрь 2018 года на 164 рос. руб. и за март 2019 года на 1560 рос. руб.) связан исключительно с тем, что в ходе проверки налоговым органом установлено несоответствие суммы выплаченного работникам дохода, отраженного в налоговых декларациях по подоходному налогу, суммам, отраженным в первичных документах и ведомостях бухгалтерского учета.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что указанное несоответствие является следствием ошибочного указания Предпринимателем в графе 5 деклараций "Сумма, выплаченного дохода, рос. коп." начисленного дохода (заработная плата) и подоходного налога, в то время как согласно подпункту 2.2.14 пункта 2.2 раздела II Порядка заполнения и представления субъектами хозяйствования (юридическими лицами, физическими лицами-предпринимателями) имеющими наемную силу, налоговой декларации по подоходному налогу, утвержденного Приказом Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики от 24.02.2016 N 52, в указанной строке подлежало отражению сумма фактически выплаченного дохода плательщику налога субъектом хозяйствования в отчетном периоде (с учетом удержанных сумм подоходного налога).
Как верно установил суд первой инстанции, Министерство не установило фактов неначисления, неудержания и неуплаты ФЛП Люсовой О.В. подоходного налога при выплате своим сотрудникам дохода (заработной платы), что свидетельствует об отсутствии факта нарушения ФЛП Люсовой О.В. норм действующего законодательства в части уплаты подоходного налога.
Согласно материалам дела денежное обязательство по подоходному налогу истцу также не определялось.
Кроме того, согласно расчету суммы штрафной (финансовой) санкции по подоходному налогу (приложение к решению N 2463/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019, т. 1, л. 8) штрафная (финансовая) санкция (штраф) органом доходов и сборов также определялась исходя из суммы заниженного денежного обязательства, при том, что факта занижения денежного обязательства Министерством не установлено.
Суд республики верно отметил, что пунктом 220.1 статьи 220 Закона "О налоговой системе" не предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленных правил декларирования.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, приняв во внимание отсутствие в материалах дела доказательств выплаты Предпринимателем Люсовой О.В. своим работникам дохода без удержания с него и уплаты в бюджет подоходного налога, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вынесенное Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики решение о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2463/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по подоходному налогу в размере 431 рос. руб. принято с нарушением вышеуказанных норм законодательства.
Суд первой инстанции придя к выводу о частичном удовлетворении требований Предпринимателя в части признания недействительным решения о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2464/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по подоходному налогу в размере 7157,26 рос. руб. относительно применения штрафных (финансовых) санкций (штрафа) на сумму 1575,51 рос. руб., верно руководствовался следующим.
Согласно пункту 210.1 статьи 219 Закона "О налоговой системе" в случае если налогоплательщик не уплачивает сумму самостоятельно определенного денежного обязательства в течение сроков, определенных настоящим Законом, такой налогоплательщик привлекается к ответственности в виде штрафа в следующих размерах: при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 10 % погашенной суммы налоговой задолженности; при задержке до 90 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 20 % погашенной суммы налоговой задолженности; при задержке более 90 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, - в размере 50 % погашенной суммы налоговой задолженности.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки установлено нарушение Предпринимателем пункта 125.1 статьи 125 Закона "О налоговой системе", так Министерство выявило несвоевременную уплату подоходного налога на общую сумму 23 842,01 рос. руб. за период с 01.03.2016 по 31.08.2016, с 01.04.2017 по 31.03.2019.
Суд признал доказанным факт нарушения Предпринимателем пункта 125.1 статьи 125 Закона "О налоговой системе" в части своевременной уплаты подоходного налога за июнь, август, октябрь, декабрь 2017 года, январь - июль, сентябрь - октябрь 2018 года. Расчет штрафной санкции в этой части за указанные периоды суд признал арифметически верным. В связи с чем, Министерство правомерно привлекло Предпринимателя к ответственности за несвоевременную уплату подоходного налога на сумму 5581.75 рос. руб.
Вместе с тем, проверив расчет суммы штрафной (финансовой) санкции (штрафа) (приложение к оспариваемому решению), суд пришел к выводу о неприменении налоговым органом требований пункта 206.1 статьи 206 Закона "О налоговой системе" в части привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременную уплату подоходного налога за апрель - июнь, август 2016 года.
Плательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового нарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания отчетного периода, в течение которого было совершено это нарушение, и до момента вынесения решений о наложении налоговых санкций истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового нарушения применяется в отношении всех налоговых нарушений, кроме предусмотренных статьями 212, 221 - 224 настоящего Закона (пункт 206.1 статьи 206 Закона "О налоговой системе").
Так, в силу пункта 125.1 статьи 125, пункта 219.1 статьи 219 Закона "О налоговой системе" началом исчисления срока, установленного пунктом 206.1 статьи 206 Закона "О налоговой системе" для привлечения к ответственности за несвоевременную уплату подоходного налога за апрель 2016 года является 30 апреля 2016 года, за май 2016 года - 31 мая 2016 года, за июнь 2016 года - 30 июня 2016 года, за август 2016 года - 31 августа 2016 года, и до момента вынесения рассматриваемого оспариваемого решения о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2464/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 истек срок давности три года.
Таким образом вопреки доводам апелляционной жалобы, суд республики пришел к верному выводу о том, что вынесенное Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики решение о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) N 2464/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 в части применения штрафных (финансовых) санкций (штрафа) за несвоевременную уплату подоходного налога за апрель - июнь, август 2016 года на сумму 1575,51 рос. руб. (395,50 рос. руб. + 526,40 рос. руб. + 526,40 рос. руб. - 127,21 рос. руб.) принято с нарушением вышеуказанных норм Закона "О налоговой системе".
Довод апеллянта о занижении при расчете судом единого взноса в размере 9186,96 рос. руб. при принятии судебного акта в части признании незаконными решений Министерства N 2465/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 об определении сумм денежного обязательства по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование на сумму 134 330 рос. руб., N 2466/59/14-07/2906804869 от 25.09.2019 о применении штрафных (финансовых) санкций (штрафа) по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование на сумму 33 582,50 рос. руб., в связи с некорректностью расчета суда принимается судебной коллегией во внимание.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, следующее.
В ходе проведения проверки налоговый орган установил, что Предприниматель являясь плательщиком налога на прибыль в период с 01.10.2016 по 31.03.2019, в нарушение требований налогового законодательства занизила сумму единого взноса на общеобязательное государственное страхование на 134 330 рос. руб.
Подпунктом "а" пункта 1.2 части 1 статьи 3 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7 (далее - Временный порядок) установлено, что плательщиками единого взноса являются физические лица-предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками налога на прибыль.
Согласно подпункту "д" части 1 статьи 8 Временного порядка для плательщиков единого взноса, указанных в статье 3 настоящего Порядка, применяются следующие размеры единого взноса: для физических лиц-предпринимателей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики, являются плательщиками налога на прибыль или осуществляют независимую профессиональную деятельность - в размере 15 % от суммы чистой прибыли, но не менее 800 рос. руб. и не более 20 000 рос. руб., не зависимо от общей суммы чистой прибыли (ставка в размере 800 рос. руб. уплачивается в случае осуществления предпринимательской деятельности и получения валового дохода в любой сумме).
В соответствии с абзацем 3 части 3. частью 8 статьи 10 Временного порядка плательщики единого взноса, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 1.2 части 1 статьи 3 настоящего Порядка, обязаны сплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее последнего календарного дня текущего месяца. Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах "а", "г" пункта 1.2 части 1 статьи 3 настоящего Порядка, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за отчетный календарный месяц, в течение 10 календарных дней после граничного срока подачи отчетности за отчетный период по единому взносу. В случае если последний день срока уплаты или подачи отчетности по единому взносу выпадает на выходной или праздничный день, то последним днем срока уплаты или подачи отчетности считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства установленные решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23.03.2022 по делу N 5а/200/60/2022, пришел к выводу о доказанности Министерством факта занижения Предпринимателем сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за спорный период и правомерность выводов налогового органа о занижении единого взноса в размере 58 287,78 руб. из которых; ноябрь 2016 года - 3132,50 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 16 867,50 рос. руб. (3 315,60 рос. руб. (22 104,00 рос. руб. х 15%); декабрь 2016 года - 4766,40 рос. руб. (31 776,00 рос. руб. х 15%); январь 2017 года - 1957,08 рос. руб. (13 047,19 рос. руб. х 15%); февраль 2017 года - 1972,35 рос. руб. (13 149,00 рос. руб. х 15%); март 2017 года - 3112,55 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 16 887,45 рос. руб. (3 667,65 рос. руб. (24 451 рос. руб. х 15%); апрель 2017 года - 3160,50 рос. руб. (21 070 рос. руб. х 15%); май 2017 года - 3273,65 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 16 726,35 рос. руб. (3551,25 рос. руб. (23 675 рос. руб. х 15%); июнь 2017 года - 2854,35 рос. руб. (19 029 рос. руб. х 15%); июль 2017 года - 1795,50 рос. руб. (11 970,00 рос. руб. х 15%); август 2017 года - 2130,90 рос. руб. (14 206,00 рос. руб. х 15%); сентябрь 2017 года - 3391,35 рос. руб. (22 609,00 рос. руб. х 15%); октябрь 2017 года - 1894,80 рос. руб. (12 632 рос. руб. х 15%); ноябрь 2017 года - 3763,80 рос. руб. (25 092 рос. руб. х 15%); декабрь 2017 года - 2739,80 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 17 260,20 рос. руб. (5106,75 рос. руб. (34 045,00 рос. руб. х 15%); январь 2018 года - 521,30 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 19 478,70 рос. руб. (1 026,45 рос. руб. (34 215 рос. руб. х 15%); август 2018 года - 17 820,95 рос. руб. с учетом максимальной ставки в размере 20 000 рос. руб. и самостоятельно задекларированной истцом суммы в размере 2 179,05 рос. руб. (63 464,70 рос. руб. (423 098 рос. руб. х 15%) (с учетом определения об исправлении арифметической опечатки от 22.03.2023).
Таким образом, суд первой инстанции (с учетом определения об исправлении арифметической опечатки от 22.03.2023) правомерно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Предпринимателя по решению N 2465/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 об определении сумм денежного обязательства по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование на сумму 76 042,22 рос. руб. (134 330 рос. руб. - 58 287,78 рос. руб.)
Органы доходов и сборов применяют к плательщику единого взноса следующие штрафные санкции за доначисление органом доходов и сборов своевременно не начисленного единого взноса - штраф в размере 25 % доначисленной суммы; при повторном нарушении в течение календарного года - в размере 50 % суммы доначисленного единого взноса (пункт 2 часть 1 статьи 11 Временного порядка).
В силу того, что выводы акта проверки о нарушении Предпринимателем пункта "д" части 1 статьи 8 Временного порядка в части занижения суммы единого взноса на общеобязательное государственное страхование в размере 76 042,22 рос. руб. не подтверждаются материалами дела, суд правомерно пришел к выводу о том что, привлечение Предпринимателя к ответственности в указанной части (19 010,56 рос. руб. (76 042,22 рос. руб. х 25%)) является неправомерным (с учетом определения об исправлении арифметической опечатки от 22.03.2023).
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд верно признал не соответствующее Временному порядку о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики, утвержденному Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 18.04.2015 N 6-7 решение Министерства N 2466/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 по единому социальному взносу на общеобязательное государственное социальное страхование для физических лиц- предпринимателей плательщиков налога на прибыль в размере 33 582,50 рос. руб. в части применения штрафных (финансовых) санкций (штрафа) в размере 19 010,56 рос. руб. (с учетом определения об исправлении арифметической опечатки от 22.03.2023).
Также Министерство не согласно с решением суда республика в части признания, как несоответствующее Закону Донецкой Народной Республики "О налоговой системе" от 25.12.2015 N 99-IHC решение Министерства о применении штрафных санкций и начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование N 2468/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 в размере 821,28 рос. руб. в части применения штрафных санкций и начисления пени в размере 738,64 рос. руб.
По результатам проверки налоговый орган установил, что в нарушения части 3 статьи 10 Временного порядка о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на территории Донецкой Народной Республики Предпринимателе в период с августа по сентябрь 2015 года, февраля по сентябрь 2016 года несвоевременно уплатила единый взнос в общей сумме 8000 рос. руб. (август 2015 года - 400 грн. (800 рос. руб.); сентябрь 2015 года - 800 рос. руб.; февраль 2016 года - 800 рос. руб., март 2016 года - 800 рос. руб.; апрель 2016 года - 800 рос. руб., май 2016 года - 800 рос. руб.; июнь 2016 года - 800 рос. руб.; июль 2016 года - 800 рос. руб.; август 2016 года - 800 рос. руб.; сентябрь 2016 года - 800 рос. руб.)
На основании пункта 1 части 1 статьи 11, статьи 12 Временного порядка к налогоплательщику применена штрафная санкция, а также начислена пеня на сумму недоимки.
При этом, Министерство при расчета штрафной санкции и пени исходило из суммы ежемесячного взноса в размере 800 рос. руб., самостоятельно задекларированной налогоплательщиком.
Подпунктами "б", "в" пункта 1.2 части 1 статьи 3 Временного порядка установлено, что плательщиками единого взноса являются: физические лица-предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками упрощенного налога 3 группы; физические лица-предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики и являются плательщиками упрощенного налога 1 и 2 группы.
В соответствии с абзацем 3 части 3, частью 8 статьи 10 Временного порядка плательщики единого взноса, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 1.2 части 1 статьи 3 настоящего Порядка, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее последнего календарного дня текущего месяца. Плательщики единого взноса, указанные в подпунктах "а", "г" пункта 1.2 части 1 статьи 3 настоящего Порядка, обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за отчетный календарный месяц, в течение 10 календарных дней после граничного срока подачи отчетности за отчетный период по единому взносу. В случае, если последний день срока уплаты или подачи отчетности по единому взносу выпадает на выходной или праздничный день, то последним днем срока уплаты или подачи отчетности считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Как следует из материалов дела, Предприниматель Люсова О.В. с 04.08.2015 по 31.01.2016 являлась плательщиком упрощенного налога 3 группы, в период с 01.02.2016 по 31.10.2016 - плательщиком упрощенного налога 1 группы.
Суд первой инстанции, приняв во внимание положение пункта 206.1 статьи 206 Закона "О налоговой системе" в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения, пришел в правомерному выводу о том, что в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности (три года) Предприниматель не может быть привлечена к ответственности за совершение указанного налогового правонарушения за периоды с августа по сентябрь 2015 года, с февраля по август 2016.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно отметил, что, учитывая установленный пунктом 1 части 3 статьи 59 Закона Донецкой Народной Республики "О нормативных правовых актах", действующего на момент принятия оспариваемого решения, принцип приоритета нормативного правового акта высшей юридической силы над нормативным правовым актом меньшей юридической силы, а также то, что все неустранимые противоречия актов законодательства о налогообложения в силу пункта 3.6 статьи 3 Закона "О налоговой системе" толкуются в пользу налогоплательщика, часть 5 статьи 13 Временного порядка судом во внимание не принимается, как не соответствующая в понимании пункта 6.1 статьи 6 Закона "О налоговой системе" требованиям статьи 206 Закона "О налоговой системе".
Таким образом, арбитражный суд республики правомерно удовлетворил требования Предпринимателя в части признания решения N 2468/599/14-07/2906804869 от 25.09.2019 о применении штрафных санкций начислении пени за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в части применения штрафных санкций и начисления пени в размере 738,64 рос. руб.
Также в ходе проверки налоговый орган установил нарушение Предпринимателем части 3 статьи 10 Временного порядка в части своевременной уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в качестве работодателя, самостоятельно отраженного налогоплательщиком в отчетах за период август 2016 года, апрель - февраль 2019 года.
Суд признал доказанным факт совершения указанного налогового правонарушения и с выводами Министерства о привлечении Предпринимателя к ответственности в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11, статьей 12 Временного порядка в виде штрафных санкций в размере 10% своевременно не уплаченных сумм, а также пени из расчета 0,01% суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа на общую сумму 2969,94 рос. руб.
Вместе с тем, суд, учитывая ранее изложенную позицию относительно привлечения налогоплательщика к ответственности по истечении срока давности, основанную на требованиях пункта 3.6 статьи 3, пункта 206.1 статьи 206 Закона "О налоговой системе", пункта 1 части 3 статьи 59 Закона Донецкой Народной Республики "О нормативных правовых актах", правомерно удовлетворил требования Предпринимателя в части привлечения к ответственности за несвоевременную уплату единого взноса на общеобязательные государственные социальное страхование в качестве работодателя, самостоятельно отраженного налогоплательщиком в отчете за август 2016 года в размере 76,26 рос. руб.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 23.12.2022 по делу N А85-1/2022 (N 5а/200/1/2022) (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 22.03.2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А85-1/2022
Истец: Люсова Оксана Владимировна
Ответчик: Министерство доходов и сборов ДНР
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-764/2023