г. Самара |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А55-169/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 апреля 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2023 года по делу N А55-169/2021 (судья Матюхина Т.М.),
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания г. Тольятти" (ОГРН 1176313051903, ИНН 6321432109)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО "Энергосбыт Плюс",
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания г. Тольятти" (далее - ответчик, ООО "ЖК г. Тольятти") о взыскании задолженности по договору от 10.10.2018 N ГЭ1810-00047 в размере 441 528,97 руб., а также государственной пошлины.
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Энергосбыт Плюс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022, исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 30.06.2022 по делу N А55-169/2021 Арбитражный суд Поволжского округа отменил указанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Отменяя судебные акты, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что при согласии с расчетом истца суды не проверили расчет ПАО "Т Плюс" на предмет соответствия примененной истцом методики требованиям действующего в спорный период законодательства, вместе с тем, само по себе наличие правовых оснований для удовлетворения требований не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом доказать заявленное требование по размеру в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2023 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖК г.Тольятти" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" задолженность по договору N ГЭ1810-00047 в размере 315 789,77 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 462 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания г. Тольятти" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка подготовленному после расторжения договора по инициативе ПАО "Т Плюс" акту сверки взаимных расчетов N 82090000029052 от 31 декабря 2018 года к договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) N ГЭ1810-00047 от 10.10.2018. В соответствии с указанным документом, сумма задолженности ответчика, составляла 165221,30 руб. (с которой ответчик также не был согласен).
Публичное акционерное общество "Т Плюс" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу и возражениях на отзыв суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Т Плюс" и ООО "ЖК г. Тольятти" заключен договор горячего водоснабжения от 10.10.2018 N ГЭ1810-00047 (снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД), в соответствии с условиями которого истец, как организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется, подавать ответчику (исполнителю) через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенным договором, а ответчик обязуется оплачивать принятую горячую воду, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Исполнитель является в отношении многоквартирных домов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, лицом, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Исполнитель приобретает по настоящему договору горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома (пункт 1.1. договора).
15 июня 2015 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации изменений в учредительных документах ОАО "Волжская ТГК". Компания получила новое наименование - Публичное акционерное общество "Т Плюс" (ПАО "Т Плюс"), местонахождение: 143421, Московская обл., Красногорский р-н, 26 км автодороги Балтия, территория Бизнес-центр Рига-Лэнд, строение 3, оф. 506.
В соответствии с условиями Договора, расчеты производятся Ответчиком по платежным требованиям Истца с акцептом Ответчика в срок до 15-го числа месяца следующего за истекшим расчетным месяцем. Исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Истца.
Во исполнение условий договора Истец за период июнь 2018 - ноябрь 2018 года подал Ответчику горячую воду и предъявил к оплате комплект платежных документов.
Ответчик оплату полученной горячей воды за спорный период произвел частично, в связи с чем, за ним образовалась задолженность перед Истцом в сумме 441528,97 руб.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 22.10.2020 N К-711-4445016-П. Ответчик в адрес истца направил ответ на претензию N 60 от 28.01.2019, в которой выразил несогласие с произведенными расчетами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Г РФ).
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Параграфом 6 главы 30 ГК РФ урегулировано правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
В случае, когда подача абоненту коммунального ресурса осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Жилищное законодательство в правоотношении между продавцом - энергоснабжающей (ресурсоснабжающей) организацией и покупателем - абонентом, приобретающим холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3. статьи 161 ЖК РФ).
В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме (часть 11 статьи 161 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 03.04.2018).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ в редакции, действующей с 03.04.2018).
В силу части 7.5 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 04.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно внесенным изменениям расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила N 306 и Правила N 124.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, при управлении домом управляющей организацией в любом случае плату за коммунальные ресурсы (горячую воду), потребленные при содержании общего имущества, собственники помещений МКД вносят этой управляющей организации, которая в свою очередь, оплачивает названные ресурсы ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу подпункта "а" пункта 17 Правил N 124 одним из существенных условий договора ресурсоснабжения является предмет договора (вид коммунального ресурса).
Положениями пункта 21 Правил N 124 установлен порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил.
Принимая во внимание изложенное, ответчиком обоснованно заявлены требования к ответчику.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
ООО "ЖК г. Тольятти" является управляющей организацией в отношении вышеуказанного многоквартирного дома.
Судом установлено, что в спорный период Теплоснабжающая организация производила расчет объема потребленных тепловых ресурсов с июня 2018 года - сентябрь 2018 года по нормативам.
Определение объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества МКД должно соответствовать п. 27 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Исходя из данного пункта при определении объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды, для начисления платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" данный норматив должен быть утвержден органом государственной власти субъекта РФ.
Для расчета норматива предусмотрена только одна формула 23.1. (расчёт норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м) в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду).
На территории Самарской области норматив расхода тепловой энергии на подогрев для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях в Г кал на куб.м утверждён приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 119 (далее - Приказ N 119).
В связи с чем, ПАО "Т Плюс" применяется указанный выше норматив, а не норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды в целях содержания общего имущества, утверждённый приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121.
Судом первой инстанции верно указано, что истец правильно с применением формулы 24 Правил N 354 при определении объема (количества) тепловой энергии на подогрев воды для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, использовал утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который определяется в единицах измерения - "Гкал на 1 куб. метр" (приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 119 от 16.05.2017).
При этом применение норматива на подогрев в целях содержания общего имущества в МКД (установленного приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 121) не будет соответствовать пункту 27 Приложения N 2 Правил N 354, ввиду того, что законодательством не предусмотрена формула для перевода из размерности "Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" в размерность "Гкал на м3" для применения в формуле 24 Приложения N 2 Правил N 354.
Истец правомерно произвел расчет потребленных тепловых ресурсов следующим образом:
Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с разделом II Правил N 354 Приложения 2 п. 17 по формуле 15:
V = Nодн х S ои где:
Nодн - норматив потребления коммунальной услуги, за расчетный период на общедомовые нужды в мкд S ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в мкд
Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, в мкд, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, определяется в соответствии с разделом VII Правил N 354 Приложения 2 п. 27 по формуле 24:
Q = Уодн х N подогрев тэ, где
V одн - объем ОДН рассчитанный по формуле 15
N подогрев тэ - утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Произведен расчет потребленных тепловых ресурсов на примере МКД, расположенном по адресу г. Тольятти, ул. Мира, д. 137 (за период июль 2018 года):
Норматив ГВС одн * Площадь ОДН* Коэффициент подогрева МКД 0,02 * 4 702,5 =
94,05 м3.
94,05 * 0,065 = 6,1133 Гкал.
6,1133 * 1382,96 руб. (тариф утвержден приказом министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2017 N 862) = 8 454,45 руб.
Указанные расчеты приведены с июня 2018 года - сентябрь 2018 года в расшифровках расчета ОДН.
Истцом произведено определение объема потребленных тепловых ресурсов с октября 2018 года по ноябрь 2018 года по расходу ОДПУ.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, установлен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктах 40, 44, 45 Правил N 354.
В соответствии с пп. "а" п. 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
V д = V одпу - V потр,
где:
V одпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
V потр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина V потр превышает или равна величине V одпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0. При этом величина, на которую V потр превышает V одпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах).
Согласно пункту 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с п. 26 приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23:
Pi=Viп+Txв+Qiп+Tт/э
где:
Viп - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
Txв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом
или нежилом помещении, рассчитывается как произведение V1п и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Tт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
В силу пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 указанная формула 23 предполагает определение размера платы за горячее водоснабжение как суммы произведения объема потребленной горячей воды и компонента на холодную воду, являющегося составной частью тарифа на горячую воду, и произведения объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, рассчитанного с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев, и компонента на тепловую энергию, являющегося составной частью тарифа на горячую воду.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, утвержден Приказом N 119.
Тарифы на горячую воду в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 утвержден приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2017 N 862 (далее - Приказ N 862).
Расход (объем) коммунального ресурса тепловой энергии (Гкал), определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора на примере МКД, расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Мира, д. 137 (за период октябрь 2018 года):
Расход ОДПУ куб.м * коэффициент подогрева;
Показания ОДПУ теплоноситель (куб.м) = 3478 м3;
Расход тепловой энергии (Гкал) = 3478*0,065 (Приказ N 119) = 226,07 Гкал. Расход (объем) коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме на примере МКД, расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Мира, д. 137 (за период октябрь 2018 года):
Расход ОДПУ куб.м * коэффициент подогрева; Показания ОДПУ теплоноситель (куб.м) = 1625,2419 м3;
Расход тепловой энергии (Гкал) = 1625,2419*0,065 (Приказ N 119) = 105,6407 Гкал. Va = Vодпу (3478 м3) - VnoTp (1625,2419 м3) = 1852,7581 м3 (ОДН), Vд = Х/одпу (226,07 Гкал) - Vпотр (105,6407 Гкал) = 120,4293 Гкал (ОДН), Расчет размера платы: (1852,7581*21,23 (Приказ N 862), который прилагается к объяснениям)) = 39 334,05 руб.
(120,4293*1 382,96 (Приказ N 862)) = 166 548,905 руб.
Итого по МКД за октябрь 2018 года = 205 882,955 руб.
За период ноябрь 2018 года расчет выполнен истцом аналогично.
Ответчик считает произведенный истцом расчет спорной задолженности не верным.
При этом контррасчету Ответчика была дана надлежащая оценка, в том числе и судом кассационной инстанции.
Расчет истца судом первой инстанции признан правомерным, при этом в расчете истца, что также подтверждено им в ходатайстве о приобщении документов, указано излишне начисленная ОДН (гкал) в размере 125 739,20 руб. за период июнь 2018 года, что подлежит корректировке при расчете, однако данная корректировка при расчете задолженности истцом не произведена.
Так, Приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119 установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (измеряется в единицах: Гкал на 1 куб.м).
Одновременно, приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 121 установлены нормативы:
- потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - СОИ).
В данном случае при начислениях применяются нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (измеряется в единицах: Гкал на 1 куб.м), установленные приказом министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119.
ПАО "Т Плюс" обоснованно считает, что при определении объемов тепловой энергии на подогрев воды, в том числе в целях содержания общедомового, имущества в расчетах с потребителем должен применяться приказ министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 16.05.2017 N 119, ввиду следующего.
В силу п. 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306), норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется исходя: из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС в жилом помещении; из норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС.
В п. 24(1) Приложения 1 к Правилам N 306 приведена формула N 23.1 расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода.
Наличие дополнительной формулы расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой, на подогрев воды исключительно в целях СОИ, Правила N 306 не содержат.
При этом, предусмотренная Правилами N 306 форма для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества (таблица 2 приложения N 2) также не предполагает установления отдельного (дополнительного) норматива на подогрев (рассчитанного исходя из м2 площади общего имущества). В указанной форме в кубических метрах в месяц на кв. метр общей площади измеряется только норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в МКД и ничего не говорится о нормативе расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.
Разделом VII Приложения 2 к N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с п. 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды в формуле 24 того же приложения, где - "объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение, определяется как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению";
Таким образом, требования о необходимости применение отдельного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды исключительно в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила N 354 (так же, как и Правила N306) не содержат.
Нормативы, применяемые Ответчиком, не могут быть применены в одной и той же формуле, поскольку имеют различные единицы измерения нормативов (Гкал/м и Гкал/ м
/ м
).
Формула 24 Правил N 354 предусматривает применение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, который применяется в единицах измерения - "Гкал на 1 куб. метр".
Применение норматива на подогрев в целях содержания общего имущества в МКД будет не соответствовать п. 27 Приложения N 2 Правил N 354 ввиду того, что законодательством не предусмотрена формула для перевода из размерности "Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме" в размерность "Гкал на м?" для применения в формуле 24 Приложения 2 Правил N 354.
При этом в п. 29 Правил N 306 не указано, что при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду может применяться норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в отличии от п. 24 этих правил, где речь идет о нормативе потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении. Из буквального толкования п. 27 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, только в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, определяется по формуле 24 Правил N 354.
Следовательно, исходя из п. 27 (формула 24) приложения N 2 к Правилам N354 при определении объема (количества) тепловой энергии, использованной на подогрев воды, для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, в случае установления двухкомпонентных тарифов, используется утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Доводы ПАО "Т Плюс" подтверждаются сложившейся правоприменительной судебной практикой - постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2019 по делу N А57-21845/2018, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2020 по делу N А55-38900/2018.
В рамках указанных дел судом рассматривался в точности аналогичный вопрос и была дана оценка как незаконному применению отдельного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о неверном определении суммы долга со ссылкой на отсутствие документального подтверждения исходных данных, используемых при расчете.
Так, в соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и 8 прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальными или общим (квартирными) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя коммунальных услуг возложена обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Судом первой инстанции установлено, что объем отпущенной энергии определен истцом на основании представленных собственниками сведений, которые подтверждаются соответствующей документацией.
Принятие ресурсоснабжающей организацией и использование для целей проведения расчетов предоставленных собственниками сведений об индивидуальном потреблении не ставится в зависимость от получения результатов проверок таких показаний.
Управляющая организация с целью опровержения верности расчета истца в порядке статьи 65 АПК РФ могла произвести собственную проверку и представить суду конкретные сведения, допустимые к использованию в целях доказательств необходимости корректировки данных, представленных потребителями.
В отсутствие соответствующих доказательств доводы ответчика о занижении объема индивидуального потребления для целей необоснованного завышения объема обязательства управляющей компании при содержании общедомового имущества, применительно к исковому периоду, признаются судом апелляционной инстанции не нашедшими своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование истца о взыскании с ответчика задолженности по договору N ГЭ1810-00047, подлежит удовлетворению частично в размере 315 789,77 руб. (441 528,97 руб. (задолженность заявленная истцом - 125 739,20 руб. (сумма подлежащая корректировке, но не учтенная при расчете истцом).
По законности произведенной корректировки начислений суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
В силу п. 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным конечным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, законодателем императивно предусмотрена обязательность корректировки объема оказанных услуг по передаче энергии исполнителем на основании данных, полученных в ходе проверки достоверности начислений, при этом корректировка объема может происходить как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения фактического объема.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции признал правомерным довод гарантирующего поставщика о необходимости корректировки объема услуг по передаче на основании показаний приборов учета, переданных в адрес гарантирующего поставщика, даже при условии предыдущего согласования объема оказанных услуг по нормативным начислениям.
В противном случае, не производя корректировку объема поставленной электрической энергии с учетом фактических данных приборов учета и данных об оплате оказанных услуг по передаче электроэнергии, сетевая организация необоснованно завышает объем услуг по передаче, что может привести к необоснованному получению ею денежных средств за услуги, которые фактически не оказывались в запрашиваемом объеме, и, следовательно, к нарушению принципа правовой определенности во взаимоотношениях сторон.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на ответчика в размере 5 462 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2023 года по делу N А55-169/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-169/2021
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ООО "ЖК г. Тольятти"
Третье лицо: АО Энергосбыт Плюс, ООО "ЖК г.Тольятти"
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4682/2023
31.01.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-169/2021
30.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18421/2022
15.02.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-437/2022
23.11.2021 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-169/2021