г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А56-89957/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Загараевой Л.П., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.,
при участии:
от заявителя: Галанцева Т.А., по доверенности от 17.04.2023;
от заинтересованного лица: Петров А.Ю., по доверенности от 21.10.2022; Погорельцева Ю.А., по доверенности от 28.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7450/2023) общества с ограниченной ответственностью "Мото Северо - Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 по делу N А56-89957/2022 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мото Северо - Запад"
к Северо-Западной электронной таможне
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мото Северо-Запад" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Северо-Западной электронной таможни (далее - СЗЭТ, таможня) от 03.06.2022 N РКТ-10228000-22/000354, от 16.06.2022 N РКТ-10228000-22/000376, от 11.07.2022 NN РКТ-10228000-22/000443, РКТ-10228000-22/000444, от 25.07.2022 NN РКТ-10228000-22/000912, РКТ-10228000-22/000913 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Решением суда от 19.01.2023 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество подало апелляционную жалобу, в обоснование которой сослалось, что выводы суда об области назначения и применения спорных двигателей, об их использовании в целях, не предусмотренных технической документацией производителя, сделаны без учета технических особенностей спорных товаров, в том числе в примененной системе смазки двигателей. Считает, что таможенные экспертные заключения также основаны на неподтвержденной информации об области использования спорных двигателей, реальные технические характеристики товаров не устанавливались, оценка примененным конструкторским решениям, в том числе системе смазки двигателей, судом не давалась. При декларировании спорных товаров Обществом была представлена техническая документация: "Руководство пользователя 4-x тактных бензиновых двигателей LIFAN", в том числе и на ввезенные модели, каталог производителя ввезенного товара "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD", а также декларация компании Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade Co., Ltd. от 31.08.2022, в соответствии с которыми данные товары предназначены для использования в мотокультиваторах, генераторах, мотопомпах и других механизмах с/х назначения. Характеристики гарантийных обязательств производителя, косвенно подтверждают функциональное назначение товара.
Также податель жалобы считает, что судом первой инстанции не дана оценка Руководству пользователя двигателей и декларации компании-производителя CHONGQING LIFAN SUZHUI FOREIGN TRADE CO., LTD, которое представило Общество. Представленные таможенным органом Руководства пользователя двигателей были получены с сайта www.manualslib.com; не относились к спорым товарам; таможенным органом не было представлено доказательств того, что данные Руководства издавались и размещались производителем спорных товаров - компанией CHONGQING LIFAN SUZHUI FOREIGN TRADE CO., LTD. Видеозаписи, которые были продемонстрированы таможенным органом в ходе судебного заседания, не приобщались в установленном процессуальном порядке к материалам дела.
Кроме того, судом первой инстанции экспертному заключению, представленному Общество, оценка не дана. Мотивы, по которым суд отклонил выводы, изложенные в данном экспертном заключении в отношении невозможности использования спорных двигателей для привода транспортных средств, судом первой инстанции не приведены.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представители Таможни просили в удовлетворение жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Мото Северо-Запад" в рамках внешнеэкономического контракта от 02.11.2021 N 338, заключенного с компанией "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD" (Китай), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезены и на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни задекларированы следующие товары:
- по декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/120422/3160821 товар N 1, по ДТ 10228010/220322/3134429 товар N 2, по ДТ N 10228010/150622/3230851 товар N 2: "Бензиновые двигатели внутреннего сгорания, новые, 4-х тактные, с одним цилиндром, с воздушным охлаждением, с возвратно-поступательным движением поршня, искровым зажиганием; предназначены для установки на машины сельскохозяйственного и садово-огородного назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т.д.); рабочий объем цилиндра двигателя более 250 куб. см, мощностью не более 10 КВТ; не предназначены для колесных транспортных средств_". Производитель - "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD", товарный знак - LIFAN, модели KP420E, 177F, 177FB-H, 188F, 188FD, 190FD.
В графе 33 ДТ N 10228010/120422/3160821 (товар N 1), по ДТ N10228010/220322/3134429 (товар N 2), по ДТ N 10228010/150622/3230851 (товар N2) Обществом заявлен классификационный код ввезенного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8407 90 800 0 "Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели прочие: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см3 --- прочие ---- мощностью не более 10 кВт" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%);
- по ДТ N 10228010/150622/3230851 товар N 1, по ДТ N10228010/220322/3134429 товар N 1: "Бензиновые двигатели внутреннего сгорания, новые, 4-х тактные, с одним цилиндром, с воздушным охлаждением, с возвратно-поступательным движением поршня, искровым зажиганием; предназначены для установки на машины сельскохозяйственного и садово-огородного назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т.д.); рабочий объем цилиндра двигателя не более 250 куб. см; не предназначенные для колесных и ж/д транспортных средств_". Производитель - "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD, товарный знак - LIFAN, модель - 168F-2, 170F (далее - товары).
В графе 33 ДТ N 10228010/150622/3230851 (товар N 1), ДТ N10228010/220322/3134429 (товар N 1) декларантом заявлен классификационный код ввезенного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8407 90 100 0: "Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели прочие: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%);
- по ДТ N 10228010/150622/3230851 товар N 3: "Бензиновые двигатели внутреннего сгорания, новые, 4-х тактные, с воздушным охлаждением, с двумя цилиндрами, с возвратно-поступательным движением поршня, искровым зажиганием; предназначены для установки на машины сельскохозяйственного и садово-огородного назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т.д.); рабочий объем цилиндра двигателя более 250 куб. см, мощностью более 10 КВТ; не предназначены для колесных и ж/д транспортных средств_". Производитель - "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD, товарный знак - LIFAN, модель 2V80F-A (далее - ввезенные товары).
В графе 33 ДТ N 10228010/150622/3230851 (товар N 3) декларантом заявлен классификационный код ввезенного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8407 90 900 9: "Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели прочие: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см3 --- прочие ---- мощностью более 10 кВт ---- прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%).
В целях проверки достоверности заявленных сведений о классификационном коде рассматриваемых товаров Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ приняты решения о назначении таможенных экспертиз:
- от 24.03.2022 N 10228010/240322/ПВ/000134 (первичная), от 20.05.2022 N 10228010/200522/ПВ/000224 (дополнительная) в отношении товаров NN 1, 2, сведения о которых заявлены по ДТ N 10228010/220322/3134429;
- от 13.04.2022 N 10228010/130422/ПВ/000178 (первичная) в отношении товара N 1, сведения о котором заявлены по ДТ N 10228010/120422/3160821;
- от 21.06.2022 N 10228010/210622/ПВ/000254 (первичная) в отношении товаров NN 2, 3, сведения о которых заявлены по ДТ N 10228010/150622/3230851.
Товары выпущены Северо-Западным таможенным постом (ЦЭД) СЗЭТ в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров, с предоставлением обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
21.04.2022 Экспертно-криминалистической службой - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЭКС ЦЭКТУ) (г. Брянск) составлено заключение таможенного эксперта N 12403004/0007640 (решение о назначении таможенной экспертизы от 24.03.2022 N 10228010/240322/ПВ/000134 (первичная)).
15.06.2022 ЭКС ЦЭКТУ (г. Брянск) составлено заключение таможенного эксперта N 12403004/0011594 (решение о назначении таможенной экспертизы от 20.05.2022 N 10228010/200522/ПВ/000224 (дополнительная)).
23.05.2022 ЭКС ЦЭКТУ (г. Москва) составлено заключение таможенного эксперта N 12411004/0009347 (решение о назначении таможенной экспертизы от 13.04.2022 N 10228010/130422/ПВ/000178 (первичная)).
08.07.2022 ЭКС ЦЭКТУ (г. Москва) составлено заключение таможенного эксперта N 12411004/0014118 (решение о назначении таможенной экспертизы от 21.06/2022 N 10228010/210622/ПВ/000254 (первичная)).
По результатам таможенного контроля и с учетом вышеуказанных заключений таможенных экспертов таможенным органом приняты решения о классификации товара в соответствии с TH ВЭД ЕАЭС:
1) в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N10228010/120422/3160821, принято решение от 03.06.2022 N РКТ-10228000-22/000354 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 33 200 0: Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 1000 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 500 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%) (заключение таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ (г. Москва) от 23.05.2022 N12411004/0009347);
2) в отношении товара N 1, задекларированного по ДТ N10228010/220322/3134429, принято решение от 11.07.2022 N РКТ-10228000-22/000443 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 32 900 0: "Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 50 см3, но не более 250 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 125 см3, но не более 250 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%) (заключение таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ (г. Брянск) от 15.06.2022 N12403004/0011594);
3) в отношении товара N 2, задекларированного по ДТ N10228010/220322/3134429, принято решение от 11.07.2022 N РКТ-10228000-22/000444 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 33 200 0: Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 1000 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 500 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%) (заключения таможенных экспертов ЭКС ЦЭКТУ (г. Брянск) от 21.04.2022 N12403004/0007640 (первичная экспертиза), от 15.06.2022 N 12403004/0011594 (дополнительная экспертиза));
4) в отношении товара N 2, задекларированного по ДТ N10228010/150622/3230851, принято решение от 25.07.2022 N РКТ-10228000-22/000912 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 33 200 0: Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 1000 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 500 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%) (заключение таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ (г. Москва) от 08.07.2022 N12411004/0014118);
5) в отношении товара N 3, задекларированного по ДТ N 10228010/150622/3230851, принято решение от 25.07.2022 N РКТ-10228000-22/000913 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 33 800 0: Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 250 см3, но не более 1000 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 500 см3, но не более 1000 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%) (заключение таможенного эксперта ЭКС ЦЭКТУ (г. Москва) от 08.07.2022 N12411004/0014118).
6) по результатам проведенного таможенного контроля до выпуска товара СЗЭТ принято решение от 16.06.2022 N РКТ-10228000-22/000376 о классификации товара N1, задекларированного по ДТ N 10228010/150622/3230851, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 8407 32 900 0 "Двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87: -- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 50 см3, но не более 250 см3: --- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 125 см3, но не более 250 см3" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
Не согласившись с указанными решениями Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, который вступил в силу 01.01.2018 (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения о них, в том числе, классификационный код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД, применяемыми последовательно, исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1 - 6, являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификацию товаров следует проводить:
а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам;
б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Также в пояснениях к ОПИ 1 ЕТН ВЭД ЕАЭС однозначно указано, что "...выражение "если такими текстами не предусмотрено иное" вполне недвусмысленно означает, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара...".
Исходя из указанного порядка классификацию любых товаров следует осуществлять исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам и группам, а не в соответствии с текстами научной литературы, энциклопедий, национальных стандартов; в указанных документах нет взаимных отсылочных норм. Терминология указанных источников не совпадает с терминологией ЕТН ВЭД ЕАЭС, поскольку они преследуют разные цели правового регулирования.
Наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил 1, 2, 3, 4 и 5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД. примечания к разделами, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС. содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры. Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.
Судом установлено. что Обществом и таможенным органом ввезенные товары классифицированы в товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС. Разница позиций таможенного органа и Общества заключается в классификации ввезенного товара на уровне субпозиции - 8407 32, 8407 33 и 8407 90 ТН ВЭД ЕАЭС соответственно.
Общество полагает, что при выборе классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС в целях надлежащей классификации товаров в рамках товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо учитывать классификационный признак товаров - область применения и назначения двигателя. Для классификации товаров в рамках товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС функциональное назначение и цель использования определяется и подтверждается требованиями производителя об их использовании.
В товарной позиции 8407 ТН ВЭД классифицируются двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возвратно-поступательным движением поршня и двигатели внутреннего сгорания с вращающимся ротором (двигатели Ванкеля с трехгранным ротором, исполняющим роль поршня), кроме перечисленных в группе 95 ТН ВЭД ЕАЭС. Она включает такие двигатели для моторных транспортных средств.
Данные двигатели, как правило, состоят из цилиндра, поршня, шатуна, коленчатого вала, маховика, впускных и выпускных клапанов и т.д. В них используется энергия расширения горючих газов и паров, сжигаемых внутри цилиндра.
Двигатели, включаемые в данную товарную позицию, имеют очень широкое применение: в сельскохозяйственных машинах; для привода электрогенераторов, насосов, компрессоров; для передвижения летательных аппаратов, автомобилей, мотоциклов, тракторов или лодок.
Таким образом, в целях надлежащей классификации товара в рамках товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо учитывать классификационный признак товаров - область применения и назначение двигателя.
В графе 31 ДТ N N 10228010/120422/3160821, 10228010/220322/3134429, 10228010/150622/3230851 в отношении рассматриваемых товаров Обществом заявлено следующее назначение ввезенных товаров "Бензиновые двигатели внутреннего сгорания, новые, 4-х тактные_предназначены для установки на машины сельскохозяйственного и садово-огородного назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т.д.)_".
Обществом при декларировании представлена техническая документация: "Руководство пользователя 4-x тактных бензиновых двигателей LIFAN", в том числе и на ввезенные модели, каталог производителя ввезенного товара "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD".
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что сведения, указанные в технической документации, представленной при декларировании товаров, опровергаются, в том числе выводами, изложенными в заключениях таможенного эксперта.
В соответствии с заключениями таможенных экспертов ЭКС ЦЭКТУ от 23.05.2022 N 12411004/0009347, от 15.06.2022 N 12403004/0011594, от 08.07.2022 N 12411004/0014118 ввезенные товары представляет собой бензиновые двигатели LIFAN моделей 168F-2, 170F, 177F, 177FB-H, 188F, 188FD, KP420E, 190FD, 2V80F-A, которые разработаны для установки на мототехнику различного уровня - культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, снегоходы, болотоходы, вездеходы, картинги, лодочные моторы, мотопомпы, генераторы и другую всевозможную технику.
В ходе проведения проверки правильности заявленного декларантом классификационного кода ввезенного товара СЗЭТ проанализированы сведения, размещенные в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и установлены следующие обстоятельства:
"Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 разработан для установки на малую мототехнику бытового уровня. Наиболее хорошо подходит он для установки на культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, мотопомпы, генераторы, снегоуборщики и другую технику_" (https://lifan.pro-solution.ru);
"Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 6.5 л.с. самая популярная модель линейки бензиновых двигателей Lifan и устанавливается чаще всего на мотоблоки и мотокультиваторы. Двигатель отличается своей долговечностью, экономичностью и простотой в использовании... Крепления Lifan 168F-2 совпадают с отверстиями большинства мотоблоков и мотокультиваторов поставляемых на российский рынок, среди них: Ока, Нева, Агат, Салют, Авангард, УГРА, Мобил К, Мотор Сич, Patriot, DDE и многие другие" (https://www.lifan rf.ru/catalog/dvigateli_benzinovye_s_ruchnym_i_elektro_zapuskom-gorizontalnyy_val/lifan_168f-2/);
"Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 разработан для установки на малую мототехнику бытового уровня. Наиболее хорошо подходит он для установки на культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, мотопомпы, генераторы, снегоуборщики и другую технику_" (https://lifan-moto.ru/catalog/).
Информация, размещенная в сети Интернет (сайты https://lifan-moto.ru; https://benzolider.ru/catalog/gorizontalnyy_val/dvigatel_engine_lifan, https://lifan-ug.ru, Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки., https://motodom.ru), свидетельствует о том, что ввезенные Обществом двигатели моделей 170F, 177F, 177FB-H, 188F, 188FD, KP420E, 190FD, 2V80F-A разработаны для установки на малую мототехнику бытового уровня, наилучшим образом (подходят для установки не только на культиваторы, мотопомпы, генераторы, снегоуборщики, но и на мотоблоки и мотобуксировщики), являются универсальными.
В представленных Таможней в материалы дела Руководствах пользователя (раздел "предисловие") для покупателей приведена информация, согласно которой двигатели являются универсальными, общего назначения, широко используемыми во многих областях, в том числе для турпоездок.
Кроме того, в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обнаружены предложения о продаже различных мотоблоков и мотобуксировщиков, укомплектованных двигателями торговой марки Lifan ввезенной модели.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ввезенные Обществом двигатели являются универсальными и предназначены для совершенно различных видов техники, при этом используемые, в том числе для комплектации мотоблоков, мотобуксировщиков и иных транспортных средств, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с заключениями таможенных экспертов от 23.05.2022 N 12411004/0009347, от 15.06.2022 N 12403004/0011594, от 08.07.2022 N 12411004/0014118 ввезенный товар представляет собой бензиновые двигатели LIFAN моделей 168F-2, 170F, 177F, 177FB-H, 188F, 188FD, KP420E, 190FD, 2V80F-A, разработаны для установки на мототехнику различного уровня - культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, снегоходы, болотоходы, вездеходы, картинги, лодочные моторы, мотопомпы, генераторы и другую всевозможную технику.
Выводы таможенных экспертов об использовании исследованных спорных двигателей для приведения в движение транспортных средств, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, основаны на информации, размещенной в сети Интернет на сайтах официальных представителей завода Лифан в России (указаны в заключениях таможенных экспертов). Деятельность на территории Российской Федерации официальных представителей иностранных предприятий регламентирована Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в соответствии со статьей 21 которого филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории России на основании решения иностранного юридического лица, которое проходит процедуру аккредитации в установленном порядке. Учитывая данное обстоятельство, суд отклоняет довод заявителя об отсутствии у таможенных экспертов оснований использовать в экспертной работе в качестве официального источника информации данных, размещенных на сайтах официальных представителей иностранных производителей спорных товаров.
Мотоблоки и мотобуксировщики классифицируются в субпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709): - тракторы одноосные", то есть представляют собой транспортные средства группы 87 ТН ВЭД, либо иные виды транспортной техники группы 87 ТН ВЭД.
Для классификации бензиновых двигателей, используемых с транспортными средствами группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС, в составе товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена бескодовая однодефисная субпозиция "двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87".
Примененный в тексте указанной субпозиции термин "используемые" не ограничивает предназначение таких двигателей для привода только транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС (в отличие от ситуации, если бы в тексте данной субпозиции вместо слова "используемые" было бы "предназначенные"), а указывает на возможность их использования для данной цели (помимо установленной производителем возможности их применения с техникой и иных групп ТН ВЭД ЕАЭС), предусматривая более широкий диапазон средств техники, на которой они могут быть установлены.
Кроме того, сайт Lifan-rf.ru принадлежит ООО "Юнион Транс" (Россия, Москва, ул. Ферганская, д. 2, корп. 2, оф. б) - официальному представителю завода Лифан на территории России, о чем, в подтверждение этого, на сайте представлен сканированный вид документа "Свидетельство дистрибьютора", которым производитель спорных двигателей удостоверяет, что ООО "Юнион Транс" является официальным дистрибьютором продукции завода Лифан в России.
Таким образом, утверждение Общества, что в основе спорных решений таможенного органа положена информация сайтов, не являющихся сайтами официальных представителей, в отношении сайта Lifan-rf.ru не является достоверным.
Позиция декларанта была бы верной если бы субпозиция группы 8407 звучала как - двигатели с возратно- поступательным движением поршня, используемые (ИСКЛЮСИТЕЛЬНО ТОЛЬКО) для приведения в движения транспортных средств группы 87 _, но этих исключений не имеется.
Суду первой инстанции в качестве наглядного примера использования спорных моделей двигателей для приведения в движение транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС были воспроизведены записи видеороликов, демонстрирующих транспортные средства конкретных моделей и производителей, приводимых в движение такими двигателями (посредством портативного персонального компьютера (ноутбук) и USB-носителя (флэш-карта)) и был представлен перечень деклараций на товары (ДТ), в которых иными декларантами рассматриваемые модели двигателей LIFAN декларировались кодами ТН ВЭД ЕАЭС, идентичными присвоенным обжалуемыми решениями о классификации спорных двигателей.
При этом Руководства пользователя как на российских, так и на иностранных сайтах, не содержат указания на запрет установки спорных двигателей на какие-либо транспортные средства группы 87.
В энциклопедии "Машиностроение. Энциклопедия в сорока томах. Раздел IV Расчет и конструирование машин. Том IV-14 Двигатели внутреннего сгорания" (М., "Машиностроение", 2013) приведены сведения, которые опровергают доводы Общества, приведенные в заявлении.
Таким образом, спорные двигатели характеризуются именно как тракторные двигатели.
Обществом в материалы дела было представлено заключение эксперта о невозможности использования спорных двигателей для привода транспортных средств.
Суд первой инстанции правомерно не принял представленное заключение в качестве доказательства, поскольку эксперт об ответственности за данное заключение не предупрежден, является специалистом по автомобилям, а не по средствам малой механизации. Более того, почти на каждой странице заключения содержится информация о том, что ответственности по тому или иному вопросу, в том числе за подлинность технической документации, на основании которой экспертом сделаны выводы, он не несет, а также о том, что мнение эксперта основано на предположениях.
Также, в связи с тем, что представленная таможней информация о товарах, в том числе заключения таможенных экспертов, свидетельствует об отсутствии необходимости в каких-либо исследованиях и в представленных таможней сведениях о товарах содержится полный перечень их классификационных признаков для однозначного определения кодов ТН ВЭД ЕАЭС ходатайство Общества о назначении судебной экспертизы судом первой инстанции было правомерно было отклонено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ввезенные Обществом двигатели при их последующей классификации в составе товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ 1, 6 ТН ВЭД ЕАЭС, с учетом вышеуказанных обстоятельств классифицируются в бескодовой субпозиции "двигатели с возвратно-поступательным движением порщня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87", при этом дальнейшая классификация должна осуществляться в зависимости от рабочего объема двигателя (см^).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 по делу N А56-89957/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-89957/2022
Истец: ООО "МОТО СЕВЕРО-ЗАПАД"
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня