г. Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А41-94669/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дмитровского городского округа на решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2023 по делу N А41-94669/22, принятое судьей Минаевой Н.В., по иску ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" (ИНН 9705058743, ОГРН 1167746090742) к администрации Дмитровского городского округа (ИНН 5007007212, ОГРН 1035001600171) о взыскании 362 622 руб. 16 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации Дмитровского городского округа (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 362 622 руб. 16 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2023 по делу N А41-94669/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
14.04.2023 в материалы дела от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель администрации Дмитровского городского округа поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области в Сергиево-Посадской зоне, заключенным по результатам проведенного конкурсного отбора 28.04.2018 г. между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" (далее - Истец, Региональный оператор), последний наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) сроком на 10 лет и является единственным региональным оператором в зоне своей деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Сергиево-Посадский РО" (далее - Истец) приступило к выполнению своих обязанностей с 01.01.2019 г.
Дмитровский городской округ Московской области входит в зону деятельности Регионального оператора.
Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в отношении Регионального оператора было выдано предписание N 08 ОБ-68141-5-1-2021 от 17.12.2021 г. которым на Регионального оператора, в связи с отсутствием надлежаще обустроенного места накопления ТКО (контейнерной площадки), возложена обязанность произвести перерасчет начислений за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителям, жителям деревни Голявино, Дмитровского городского округа за период с 01 января 2019 по 01 февраля 2020 г.
Вышеуказанное предписание было обжаловано Истцом в судебном порядке, однако, вступившим в законную силу Постановлением Арбитражного суда Московского округа вынесенное предписание, решение Арбитражного суда Московской области от 22 апреля 2022 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по делу N А41-954/2022 оставлено без изменения.
Во исполнения вышеуказанного предписания и вступивших в законную силу судебных актов, Региональный оператор произвел перерасчет стоимости оказанных услуг и снятие начислений за оказанную услугу по обращению с ТКО жителям деревни Голявино, Дмитровского городского округа Московской области на общую сумму 356622,16 (триста пятьдесят шесть тысяч шестьсот двадцать два рубля 16 копеек.), что подтверждается прилагаемой справкой о сумме произведенного перерасчета и справкой о сумме перерасчета АО "Мосэнергосбыт".
При этом, в соответствии со ст. 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление твердых коммунальных отходов допускается только в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест накопления ТКО.
В соответствии с положениями ст. 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Помимо этого, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 89-ФЗ относится утверждение порядка накопления ТКО.
На территории Московской области порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) регламентирован распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства распоряжением от 26.06.2019 N 350-РВ (далее - порядок).
Пунктом 1.6. Порядка установлено, что органы местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов Московской области осуществляют свою деятельность в сфере накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Пунктом 1.7 Порядка определено, что органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.6 Порядка, их должностные лица несут ответственность за нарушение требований Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.6. Распоряжения N 350-РВ строительство и ремонт контейнерных для накопления (в том числе раздельного) ТКО осуществляют органы местного самоуправления Московской области, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, на территории Дмитровского городского округа обязанность по созданию контейнерных площадок возложена на Администрацию Дмитровского городского округа.
Распоряжением Министерства ЖКХ от 24.04.2019 N 229-РВ "Об утверждении регламента взаимодействия органа местного самоуправления, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и владельца индивидуального жилого строения" (далее-229-РВ) региональный оператор обязан размещать контейнеры с момента принятия решения об обустройстве контейнерной площадки. Решение принимается жителями населенного пункта на собрании, организованного органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) (п. 2 - 4 229-РВ).
Если обустройство контейнерной площадки на территории муниципального образования невозможно, и собственники индивидуальных жилых строений (далее - ИЖС) против вывоза ТКО с использованием индивидуальных контейнеров, ОМСУ обязан определить ближайшее место накопления ТКО, закрепив за ним данную территорию, и уведомить об этом собственников ИЖС и Регионального оператора.
В адрес истца такое уведомление не поступало.
Вместе с тем, ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" не может нести ответственность за отсутствие контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Ответчиком, в нарушение требований Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) утв. распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства распоряжением от 26.06.2019 N 350-РВ, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не выполнены обязанности по строительству контейнерных площадок в деревне Голявино, Дмитровского городского округа Московской области.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Помимо этого, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при обжаловании предписания Госжилинспекции в Арбитражный суд Московской области Истцом была оплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.
Также, согласно ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Истцом была оплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. по обжалованию решения Арбитражного суда Московской области от 20.10.2021 дело N А41-954/2022 в Десятый Арбитражный апелляционный суд.
Также Истцом была оплачена государственная пошлина в размере 1500 руб. по обжалованию постановления Десятого Арбитражного апелляционного суда в Арбитражном суде Московского округа. (копия платежного поручения прилагается).
Таким образом, общая сумма понесенных убытков составляет 362622,16 (триста шестьдесят две тысячи шестьсот двадцать два рубля 16 копеек.)
В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ, 24.10.2022 г. исх. N 17080 посредством почты России Истец направил в адрес Ответчика досудебную претензию с требованием о возмещении причиненных убытков.
23.11.2022 г. исх. N 22928/04-3 от Администрации Дмитровского городского округа Московской области получен отказ в удовлетворении требований, содержащихся в досудебной претензии по основаниям, изложенным в постановлении Арбитражного суда Московского округа, без правовых обоснований изложенных исковых требований, в связи с чем Региональный оператор вынужден обратиться в Арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду - доходы, которое данное лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ возмещению подлежит вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц.
Как было указано выше, на территории Московской области порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) регламентирован распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства распоряжением от 26.06.2019 N 350-РВ (далее - порядок).
Пунктом 1.6. Порядка установлено, что органы местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов Московской области осуществляют свою деятельность в сфере накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Пунктом 1.7 Порядка определено, что органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.6 Порядка, их должностные лица несут ответственность за нарушение требований Порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.6. Распоряжения N 350-РВ строительство и ремонт контейнерных для накопления (в том числе раздельного) ТКО осуществляют органы местного самоуправления Московской области, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор"" не может нести ответственность за отсутствие контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика в части касающейся невыполнении обязанностей Региональным оператором по предоставлению пакетов для накопления ТКО в случае отсутствия обустроенной контейнерной площадки, поскольку такой способ накопления ТКО как "в пакеты", на территории Московской области законодательством не предусмотрен.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области утвержден Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ.
Пункт 2.2 вышеуказанного Распоряжения содержит исчерпывающий перечень способов накопления ТКО, из содержания которого следует, что способ накопления ТКО "в пакеты" данным распоряжением не предусмотрен.
Судом первой инстанции установлено, что факт несвоевременное строительства контейнерных площадок в деревне Голявино, Дмитровского городского округа является Ответчиком не оспаривается и подтверждается вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-954/2022 г. и не зависит от оказания услуги Региональным оператором населению в настоящем споре.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ответчиком не выполнены возложенные на него постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 обязанности по созданию и содержанию контейнерных площадок в вышеуказанном населенном пункте.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что между убытками Истца и невыполнением обязанностей по строительству контейнерных площадок органами местного самоуправления Дмитровского городского округа имеется прямая причинно-следственная связь, поскольку региональный оператор осуществляет сбор и вывоз ТКО исключительно из мест накоплений, соответствующих требованиям законодательства, включенных в территориальную схему по обращению с отходами и в реестр общественных площадок и отходообразователей соответствующих требованиям законодательства.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, ответчик не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы ответчика направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2023 по делу N А41-94669/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94669/2022
Истец: ООО "СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ