город Воронеж |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А64-8537/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от УФАС по Тамбовской области: Мурзин К.И.- представитель по доверенности N 1-Д от 09.01.2023, сроком действия до 31.12.2023, предъявлено служебное удостоверение.
от ПАО "Россети Центр"-"Тамбовэнерго": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Максимовой Н.Ю.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.02.2023 по делу N А64-8537/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) N 068/04/9.21-404/2022 от 20.10.2022,
третье лицо: Максимова Наталия Юрьевна,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Центр"-"Тамбовэнерго" (далее - ПАО "Россети Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, Управление, Тамбовское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления N 068/04/9.21- 404/2022 от 20.10.2022.
Дело рассматривалось при участии третьего лица Максимовой Н.Ю. (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.02.2023 заявленные требования удовлетворены в части.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20.10.2022 о назначении административного наказания по делу N 068/04/9.21-404/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в части назначения наказания. Размер штрафа изменен - снижен до 300 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает, что оснований для снижения штрафа Обществу не имеется.
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ПАО "Россети Центр".
В судебном заседании представитель УФАС по Тамбовской области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ПАО "Россети Центр" и Максимова Н.Ю. явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
28.04.2021 Максимова Н.Ю. обратился в ПАО "Россети" с заявкой на осуществление технологического присоединения к сетям электропередачи.
Объектом электроснабжения является гараж Максимовой Н.Ю. (место 34, ряд 5, гараж N 24, бывший ГСК "Маяк-2", район Красненского карьера, г. Тамбова; КН68:29:0201001:10288).
08.07.2021 года между Максимовой Н.Ю. и ПАО "Россети Центр" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
09.07.2021 Максимова Н.Ю. была произведена оплата по договору об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 6 вышеуказанного договора установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Срок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям гаража Максимовой Н.Ю. - не позднее 10.01.2022 (включительно).
12.07.2022 в Тамбовское УФАС России поступило обращение Максимовой Н.Ю. с жалобой о невыполнении ПАО "Россети Центр" мероприятий по технологическому присоединению.
Определением от 20.07.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россетти Центр" возбуждено дело N 068/04/9.21-404/2022 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Определением от 12.08.2022 рассмотрение дела 068/04/9.21-404/2022 об административном правонарушении отложено на 25.08.2022. Кроме того, в соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ Максимова Н.Ю. признана потерпевшей по делу N 068/04/9.21- 404/2022 об административном правонарушении.
12.08.2022 уполномоченным должностным лицом Тамбовского УФАС России в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии защитника Общества по доверенности Злобина К.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 068/04/9.21-404/2022 по ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Как следует из протокола, обществу вменено нарушение п. 16 Правил технологического присоединения N 861, выразившееся в нарушении 6-месячного срока по проведению работ технологического присоединения к электрическим сетям.
Определением от 25.08.2022 рассмотрение дела было отложено на 26.09.2022. Определением от 26.09.2022 законный представитель Общества вызван на рассмотрение административного дела.
Постановлением Тамбовского УФАС России о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 068/04/9.21-404/2022 от 20.10.2022 ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ПАО "Россети Центр" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как усматривается из материалов дела, с учетом даты заключения договора (08.07.2021), технологическое присоединение к электрическим сетям гаража Максимовой Н.Ю. должно было быть осуществлено в срок не позднее 10.01.2022. Фактически технологическое присоединение произведено 04.10.2022 (акт о выполнении технических условий N 1231), что свидетельствует о нарушении п. 16 Правил ТП N 861.
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 12.08.2022; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 08.07.2021; Информацией о поданных заявках на технологическое присоединение к электросетям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (статья 4.6 КоАП РФ).
Наличие повторности как квалифицирующего признака вмененного правонарушения подтверждено постановлением Тамбовского УФАС России по делу N 069/04/9.21-508/2020, штраф оплачен 23.08.2021.
Таким образом, на момент совершения данного правонарушения, общество считалось подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не усматривается.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Наложение административного штрафа в установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ пределах, не отвечает в рассматриваемом случае целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Россети Центр" осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и социально значимую функцию - участие в восстановлении электроснабжения вновь присоединенных субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Снижая размер штрафа, суд первой инстанции норм права не нарушил, решение принято в пределах предоставленного суду усмотрения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.02.2023 по делу N А64-8537/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8537/2022
Истец: ПАО " "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр" - "Тамбовэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы (Тамбовское УФАС России)
Третье лицо: Максимова Н.Ю., 19 Арбитражный апелляционный суд