город Москва |
|
26 апреля 2023 г. |
дело N А40-230259/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-230259/22,
по иску: ГКУ г. Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования и науки г. Москвы
к ИФНС России N 18 по г. Москве
третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области,
об обязании;
при участии:
от заявителя - Дудин М.А. по доверенности от 21.12.2022;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2022 на ИФНС N 18 по г. Москве возложена обязанность привести в соответствие КРБ ГКУ г. Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования г. Москвы (ИНН 9718071371) и списать суммы переплаты: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность) по соответствующему платежу по КБК 18210202010060000160 за расчетные периоды истекшие до 01.01.2017 на сумму 1.154.395, 54 руб.; по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу по КБК 18210202010060000160 за расчетные периоды истекшие до 01.01.2017 на сумму 7.895, 57 руб.; по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет по КБК 18210101011010000110 в сумме 0,48 руб.; по налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации по КБК 18210101012020000110 в сумме 0,52 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды с 2002 по 2009 включительно по КБК 18210202031060000160 в сумме 1,00 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии, за расчетные периоды с 2002 по 2009 включительно по КБК 18210202032060000160 в сумме 62.702 руб.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по существующему платежу, в том числе по отмененному), зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 по КБК 18210202090070000160 в сумме 6.721.310, 84 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 по КБК 18210202101080011160 в сумме 2.184.219, 94 руб.; по пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 по КБК 18210202090070000160 в сумме 2.545, 53 руб.
В качестве третьего лица в деле участвует Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, которое, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители налогового органа и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в ИФНС России N 18 по г. Москве о списании переплаты по страховым взносам и налогам в бюджет РФ в связи с истечением срока исковой давности по вышеуказанным КБК исх. от 29.09.2022, от 05.10.2022.
От ИФНС России N 18 по г. Москве получены ответы от 04.10.2022 N 11- 20/0311192@, от 05.10.2022, N 11-20/031383@ о том, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации со дня уплаты, которых прошло более 3-х лет.
Пунктом 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В связи с истечением трехлетнего срока, правовые основания для возврата заявителю переплаты отсутствуют.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует прямое указание, но и не запрещено списание имеющейся просроченной более 3-х лет переплаты (общий срок исковой давности, общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является одним из способов ведения лицевого счета (письмо Минфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225, письмо Минфина России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@.)
Согласно ч. 1 ст. 22 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам (плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов) гарантируется судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 22 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Карточка расчетов с бюджетом - это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику.
В ней, как и в актах сверки взаимных расчетов, отражаются состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам, данные о поступивших платежах, суммы налога, сбора, возмещенные налогоплательщикам в порядке зачета (возврата), а также после уточнения платежа, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях, которые заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и других документов.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (приказ Федеральной налоговой службы от 18.01.2р12 N ЯК-7-1/9@ "Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "расчеты с бюджетом местного уровня").
В силу положений п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего до 01.01.2017 (в период возникновения спорных правоотношений), п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, как установлено ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ и п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ, обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Поскольку спорные правоотношения возникли до 01.01.2017 исчисление страховых взносов, сроков уплаты спорной суммы страховых взносов, а также сроков на выставление требования и принятия иных мер принудительного взыскания должно было осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона N 212-ФЗ, действовавшими до 01.01.2017.
Статьей 3 Закона N 212-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Частью 1 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, регламентировавшей процедуру зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, определялось, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Как предусматривалось ч. 2 ст. 26 Закона N 212-ФЗ, зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют передачу налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 01.01.2017 в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст. 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с ч. 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте переплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Судом установлено, что спорные сумма переплат образовались за период до 01.01.2017, то есть за рамками установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации 3-летнего срока, в связи с чем, правовые основания для возврата заявителю данных сумм переплаты отсутствуют.
Ввиду отсутствия возможности возврата сумм спорных переплат и учитывая тот факт, что сведения, отражаемые в карточке расчетов с бюджетом напрямую влияют на хозяйственную деятельность налогоплательщика, суд пришел к выводу о том, что требования учреждения об обязании налогового органа исключить из карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) указанные суммы переплат и пени являются обоснованными.
Кроме того, в случае допущения налогоплательщиком переплаты определенной суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности.
Довод третьего лица о переходе на новую систему расчетов с налогоплательщиков с бюджетом не отменяет правомерность вынесенного судом первой инстанции решения.
Переход на новую систему расчетов с бюджет не приводит к автоматическому исключению задолженности, как перед бюджетом, так и переплат в бюджет, не изменяет сроков давности по взысканию спорных сумм.
Довод третьего лица об отсутствии нарушения прав заявителя и последствий непринятия мер к зачету (возврату) последним в установленный срок противоречит фактическим обстоятельствам.
Отказ со стороны налогового органа на правомерное требование истца о списании задолженности по переплате в КРСБ нарушаются права истца на отражение актуальной информации в КРСБ, которая влияет на хозяйственную деятельность налогоплательщика.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-230259/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230259/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО Г.МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 7 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Филиал N 7 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и МО