г. Пермь |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А50-22574/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гребенкиной Н.А.,
судей Власовой О.Г., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от ответчика, индивидуального предпринимателя Федоровских Виктора Генриховича: Лобанцев Д.А. по доверенности от 23.11.2022;
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, публичного акционерного общества "Т Плюс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 февраля 2023 года
по делу N А50-22574/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к индивидуальному предпринимателю Федоровских Виктору Генриховичу (ОГРНИП 320595800044163, ИНН 591400065936),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭксКом" (ОГРН 1065904117872, ИНН 5904147077), Администрация Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513), Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939),
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к индивидуальному предпринимателю Федоровских Виктору Генриховичу (далее - ИП Федоровских В.Г.) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии за период с мая 2019 года по май 2022 года в сумме 786 930 руб. 41 коп., неустойки, начисленной на основании пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в сумме 123 502 руб. с дальнейшим ее начислением по день фактической уплаты долга (с учетом уточнения истцом исковых требований, принятого судом первой инстанции к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика почтовых расходов на отправку искового заявления в сумме 121 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2023 отказано в удовлетворении исковых требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭксКом", Администрация Свердловского района города Перми, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края.
Обжалуя принятое по делу решение суда первой инстанции, истец просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования ПАО "Т Плюс". По расчету истца сумма задолженности по оплате потребленного в период с мая 2019 года по май 2022 года ресурса на нужды ОДН составляет 65 311 руб. 01 коп., неустойка, начисленная за несвоевременную оплату ресурса, составляет 15 268 руб. 15 коп.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, ответчик и третье лицо, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, направили отзывы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в спорный период осуществлял поставку тепловой энергии ответчику, обязательства по оплате которой ответчиком не исполнена (в отношении нежилых помещений, расположенных в подвале и на первом этаже МКД по адресу: г. Пермь, ул. Льва Шатрова, 26).
Расчет теплопотребления произведен истцом в соответствии с показаниями ОДПУ пропорционально площади принадлежащих ответчику помещений.
Стоимость оказанных услуг определена на основании действующих тарифов, установленных Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края.
За оказанные услуги истец выставил и направил в адрес ответчика счета-фактуры, которые ответчик в полном объеме не оплатил.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленных энергоресурсов послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора.
Истец указывает, что помещения ответчика входят в тепловой контур МКД, согласно технической документации на МКД все жилые и нежилые помещения, расположенные в нем, отапливаются от объекта истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции счел возможным применить к рассматриваемой ситуации принцип эстоппеля и правила venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению).
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд установил, что еще в 2004 году ответчиком произведено переустройство системы отопления принадлежащих ему помещений. Теплоснабжение помещений ответчика осуществляется посредством автономной газовой котельной, принадлежащей ответчику. При этом ответчиком было получено согласие управляющей компании МКД на осуществление переоборудования системы теплоснабжения принадлежащих ему помещений, что подтверждается письмом от 04.12.2003 N 1870. Монтаж системы автономного газового отопления был осуществлен до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, согласование органа местного самоуправления на момент переустройства ответчиком системы отопления не требовалось.
ИГЖН Пермского края 12.04.2022 проведена выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, к соблюдению порядка переустройства нежилых помещений ответчика. Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.04.2022. Нарушений положений Жилищного кодекса Российской Федерации со стороны ответчика ИГЖН Пермского края не выявлено.
Судом первой инстанции также отмечено, что сам по себе факт того, что ни управляющая организация, ни орган местного самоуправления не внесли изменения в техпаспорт спорного дома, не свидетельствует о незаконности переустройства системы отопления ответчиком.
Помимо этого, теплоснабжение помещений ответчика посредством газовой котельной осуществлялось на протяжении 18 лет, истец обладал информацией о том, что теплоснабжение спорных помещений ответчика осуществляется ответчиком самостоятельно, счета за тепловую энергию истец ответчику все это время не предъявлял.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы истца, отзывов ответчика и третьего лица на апелляционную жалобу, выслушав в судебном заседании пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим изменению, апелляционную жалобу истца - удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
При этом согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), плата за потребленную тепловую энергию в нежилом помещении многоквартирного дома определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Факт нахождения нежилого помещения в пользовании ответчика в спорный период сторонами не оспаривается.
Система отопления представляет собой единую инженерную систему, работоспособность которой зависит от всех отопительных приборов, включая и приборы, которые установлены в квартирах и отдельных нежилых помещениях. Система отопления относится к общедомовому имуществу МКД. Вся система отопления дома рассчитана на определенную отапливаемую площадь, которая заложена в проекте, от этого зависит количество теплоносителя, подаваемого в дом, а значит и температура в каждом помещении.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (статья 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки выводам суда первой инстанции, основания для освобождения ответчика от оплаты потребленных ресурсов отсутствуют, учитывая следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формула 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 указывает на необходимость распределения объема потребления тепловой энергии в расчетном периоде в соответствии с показаниями прибора учета между всеми жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в МКД пропорционально площади соответствующего помещения.
Кроме того, необходимо особо отметить следующее. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, МКД, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
Спецификой МКД как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии.
Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в МКД, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается только с самим фактом его использования.
Согласно пункту 3.44 СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование" отопительными приборами являются радиаторы секционные или панельные одинарные; радиаторы секционные или панельные спаренные или одинарные для помещений, в которых отсутствует выделение пыли горючих материалов; отопительные приборы из гладких стальных труб.
В силу статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; под системой теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД. Поскольку помещение ответчика находится в составе многоквартирного дома, запрет на переход отопления нежилых помещений на иной способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом как на жилые, так и на нежилые помещения.
В силу частей 4, 5 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим согласование, принимается решение о согласовании или об отказе в согласовании по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов, на основании которого заявителю выдается или направляется документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является документ, подтверждающий принятие решения о согласовании (часть 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации доказательством осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (часть 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела представлен акт приемочной комиссий, который не подписан уполномоченным органом, а именно Представителя органа Госгортехнадзора Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Пунктом 1.7.2 названных Правил установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Следовательно, законодательно строго регламентирован порядок проведения переустройства помещений в многоквартирном доме, таким образом, что только в результате выполнения всех требований потребитель может получить решение о согласовании проекта перепланировки системы отопления и провести ее. В противном случае, любые действия по демонтажу энергопринимающих устройств оцениваются с точки зрения закона как самовольные и не изменяют существующую схему теплоснабжения ни дома в целом, ни конкретного помещения в частности.
Изначальное отсутствие обогревательных элементов в помещении может быть подтверждено только проектной и (или) технической документацией - паспортом дома, проектом теплоснабжения на МКД, паспортом на помещение (в случае указания таких сведений) и др. В случае отсутствия технической документации есть основания считать помещение переведенным с нарушением установленного порядка.
В соответствие со справкой ЦТИ в доме установлена центральная система отопления, отметок о переоборудовании помещения в части демонтированы центральной системы отопления и изменении способа отопления надлежащим образом в материалы дела не представлено.
Любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством. Переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника (законного владельца) помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Отказ собственника спорного помещения, входящего в тепловой контур многоквартирного дома, от оплаты услуги по отоплению не допускается. В свою очередь, материалы дела ответчиком не представлены документы, которые могут подтвердить факт осуществления надлежащего переустройства и, соответственно, неотапливаемость помещения. Таким образом, заявляя возражения в части отсутствия в спорном помещении энергопринимающих устройств, ответчик обязан предоставить этому доказательства, а также доказательства соответствия состояния помещений технической документации либо законности отключения энергопринимающих устройств.
Законность переустройства помещения в МКД на индивидуальный источник отопления должна подтверждаться соответствующим решением органа местного самоуправления. Само по себе отсутствие соответствующего обогревающего элемента, посредством которого осуществляется прием из централизованной сети и отдача тепловой энергии в силу конструктивных особенностей дома, технических характеристик и специального функционального назначения отдельных помещений не исключает теплоснабжения таких помещений посредством естественной теплоотдачи магистральных сетей, находящихся в рабочем состоянии.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что помещения ответчика входят в тепловой контур МКД, согласно технической документации на МКД все жилые и нежилые помещения, расположенные в нем, отапливаются от объекта истца.
Из представленных в материалы дела документов также следует, что еще в 2004 году ответчиком произведено переустройство системы отопления принадлежащих ему помещений. Теплоснабжение помещений ответчика осуществляется посредством автономной газовой котельной, принадлежащей ответчику. При этом ответчиком было получено согласие управляющей компании МКД на осуществление переоборудования системы теплоснабжения принадлежащих ему помещений, что подтверждается письмом от 04.12.2003 N 1870. Монтаж системы автономного газового отопления был осуществлен до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, согласование органа местного самоуправления на момент переустройства ответчиком системы отопления не требовалось.
ИГЖН Пермского края 12.04.2022 проведена выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, к соблюдению порядка переустройства нежилых помещений ответчика. Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.04.2022. Нарушений положений Жилищного кодекса Российской Федерации со стороны ответчика ИГЖН Пермского края не выявлено.
Тот факт, что ни управляющая организация, ни орган местного самоуправления не внесли изменения в техпаспорт спорного дома, не свидетельствует о незаконности переустройства системы отопления ответчиком.
Помимо этого, теплоснабжение помещений ответчика посредством газовой котельной осуществлялось на протяжении 18 лет, истец обладал информацией о том, что теплоснабжение спорных помещений ответчика осуществляется ответчиком самостоятельно, счета за тепловую энергию истец ответчику все это время не предъявлял.
Тем не менее, даже если исходить из позиции суда первой инстанции, что переустройство системы отопления является законным и площадь нежилого помещения неотапливаемая, судом не учтен тот факт, что у потребителя остается обязанность возмещать расходы на тепловую энергию на нужды ОДН, поставленную в многоквартирный жилой дом (пункт 40 Правил 354).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, в связи с чем, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доказательств оплаты ОДН ответчиком не представлено.
Истцом расчет платы приведен в апелляционной жалобе, произведен в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354, а именно по формуле 3 (1) Приложения N 2 к указанным правилам.
Согласно формуле 3 (1) Приложения N 2 Правил N 354 Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3 (1), где: Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, исходя из площади такого помещения по формуле 3 (7); Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Тт - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с п. 3 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3. Согласно указанной формуле, расчет производится из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, общей площади жилого или нежилого помещения, общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 (6) приложения N 2 к Правилам N 354 объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3 (6).
Таким образом, расчет объемов ресурса произведен истцом в соответствии с Правилами N 354, исходя из имеющихся у истца сведений, проверен судом апелляционной инстанции и признан соответствующим законодательству, ответчиком по существу ни документально, ни арифметически не оспорен (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Счета-фактуры направлены ответчику. Возражения по качеству и объему потребленных теплоресурсов ответчиком не заявлено.
Сумма задолженности рассчитана истцом в апелляционной жалобе на ОДН за период с мая 2019 года по май 2022 года и составляет 65 311 руб. 01 коп.
Таким образом, требование о взыскании стоимости тепловой энергии на отопление подлежит удовлетворению в исчисленной истцом в апелляционной жалобе сумме 65 311 руб. 01 коп. на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ответчиком ненадлежащим образом были исполнены обязательства по оплате поставленного ресурса, истцом начислена неустойка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или контрактом денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
В силу пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Согласно части 9.4 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством (часть 9.4 введена ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ).
В соответствии с частью 9.1 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Факт просрочки исполнения ответчиком обязательства по оплате поставленной в спорный период тепловой энергии на ОДН подтвержден материалами дела, по расчету истца, приведенному в апелляционной жалобе, размер неустойки, начисленной за период с 11.07.2019 по 13.02.2023, составил 15 268 руб. 15 коп.
Произведенный истцом расчет неустойки судом проверен, признан правильным, соответствующим требованиям закона. Арифметическая правильность расчета размера неустойки ответчиком не оспорена, контррасчет не представлен (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение денежного обязательства (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации) судом не установлено.
Поскольку ответчиком допущена просрочка в исполнении обязательства по оплате поставленного ресурса, при этом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения обязательств, а также принятия всех возможных мер направленных на их оплату, требование истца о взыскании неустойки подлежит удовлетворению.
Требование истца о взыскании законной неустойки с дальнейшим ее начислением по день фактической оплаты долга соответствует разъяснениям пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и также подлежит удовлетворению в порядке статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции изменено в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика почтовых расходов на отправку искового заявления в сумме 121 руб. 74 коп.
Необходимость несения указанных расходов связана с рассмотрением дела, факт их несения подтвержден материалами дела.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям; а понесенные истцом расходы на оплату госпошлины за подачу апелляционной жалобы с учетом результатов ее рассмотрения подлежат возмещению истцу за счет ответчика (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2023 года по делу N А50-22574/2022 изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Федоровских Виктора Генриховича (ОГРНИП 320595800044163, ИНН 591400065936) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) денежные средства в размере 80 579 (восемьдесят тысяч пятьсот семьдесят девять) руб. 16 коп., в том числе, 65 311 (шестьдесят пять тысяч триста одиннадцать) руб. 01 коп. задолженность по оплате тепловой энергии, 15 268 (пятнадцать тысяч двести шестьдесят восемь) руб. 15 коп. неустойки с дальнейшим ее начислением по день фактической оплаты долга, а также 1 877 (одну тысячу восемьсот семьдесят семь) руб. 13 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, и 121 (сто двадцать один) руб. 74 коп. почтовых расходов на отправку искового заявления.
3. Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 142 (две тысячи сто сорок два) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению от 10.09.2020 N 29718.
4. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Взыскать с индивидуального предпринимателя Федоровских Виктора Генриховича (ОГРНИП 320595800044163, ИНН 591400065936) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) 3 000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
О.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-22574/2022
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: Федоровский Виктор Генрихович
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭКСКОМ"