г. Киров |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А28-13033/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Худяковой И.В. по доверенности от 30.12.2020,
представителя заинтересованного лица - Мосуновой Т.И. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.02.2023 по делу N А28-13033/2022
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области"
(ИНН 4347034525, ОГРН 1024301342240)
к Государственному учреждению - Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области
(ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280)
об обязании принять решение о возврате переплаты по страховым взносам,
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову
(ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (до переименования - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области) (далее - Фонд) об обязании принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховых взносов) в сумме 62 рублей 36 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.02.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель указывает, что Учреждение неоднократно обращалось в Фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, полагает, что пропуск срока исковой давности стал возможным, в том числе в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов от налоговых органов в пенсионный фонд.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Учреждения не согласился.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представители Учреждения и Фонда поддержали свои позиции по делу.
Инспекция явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение в 2021 и 2022 годах обращалось в Фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 62 рублей 36 копеек.
Решениями Фонда от 13.12.2021, 17.12.2021, 26.10.2022 заявителю отказано в возврате страховых взносов в связи с истечением трехлетнего срока с момента уплаты страховых взносов.
Считая данный отказ неправомерным, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), частью 1 статьи 3, пунктом 3 части 1 статьи 28, частями 1, 11, 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), пунктом 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных или взысканных страховых взносов установлен в статьях 26 и 27 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017.
В силу части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета перечисленной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
На основании пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968, от 12.05.2021 N 309-ЭС20-22198, а также постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
На основании части 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу частей 3, 4 и 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 7 статьи 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках.
Как следует из материалов дела, в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - расчет по страховым взносам) за 1 квартал 2010 года, представленном 06.07.2010, в разделе 5 Учреждение указало переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 в сумме 62 рублей.
Таким образом, переплата в сумме 62 рублей возникла в результате исчисления и уплаты Учреждением страховых взносов за отчетные периоды до 2010 года; страховые взносы в сумме 62 рублей излишне уплачены Учреждением до 01.01.2010; о наличии переплаты Учреждению было известно на момент представления расчета по страховым взносам за 1 квартал 2010 года (в 2010 году), так как в данном расчете переплата Учреждением самостоятельно отражена.
Кроме того, как видно из материалов дела, по расчету по страховым взносам за 2010 год, представленному Учреждением 01.02.2011, исчислены к уплате страховые взносы на накопительную часть (строка 130) в сумме 53 476 рублей.
При этом Учреждение уплатило до 31.12.2010 страховые вносы на накопительную часть в сумме 53 476 рублей 44 копеек (переплата 44 копейки).
Следовательно, с даты представления расчета по страховым вносам за 2010 год - в 2011 году Учреждение узнало о наличии переплаты в сумме 44 копеек, уплаченных в 2010 году.
По расчету по страховым взносам за 2011 год, представленному Учреждением 15.02.2012, исчислены к уплате страховые взносы на накопительную часть (строка 130) в сумме 51 581 рубля.
При этом Учреждение уплатило до 31.12.2011 страховые взносы на накопительную часть в сумме 51 580 рублей 92 копеек (недоимка в сумме 08 копеек).
Следовательно, переплата в сумме 36 копеек (44 копейки - 08 копеек) возникла в результате исчисления и уплаты Учреждением страховых взносов за отчетный период 2010 год, данная сумма страховых взносов излишне уплачена Учреждением до 31.12.2010, о наличии переплаты в сумме 36 копеек страховых взносов, уплаченных Учреждением в 2010 году, ему было известно не позднее даты представления расчета по страховым взносам за 2011 год - в 2012 году.
Суммы страховых вносов исчислены и уплачены страхователем самостоятельно.
С учетом изложенного, обратившись с заявлением о возврате 62 рублей 36 копеек переплаты в Фонд в 2021 году и в арбитражный суд в 2022 году, Учреждение пропустило трехлетний срок на возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, предусмотренный статьей 26 Закона N 212-ФЗ, статьями 78 и 79 НК РФ, статьей 196 ГК РФ.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что переплата была установлена при сверке расчетов по налогам и взносам с Инспекцией по состоянию на 01.11.2021.
Между тем, суд первой инстанции правильно указал, что Учреждение, являясь страхователем в отношениях обязательного пенсионного и медицинского страхования, обязано самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы.
В связи с этим о факте возникновения переплаты в результате излишней уплаты суммы страховых взносов заявитель должен был узнать непосредственно в момент исчисления и перечисления им страховых взносов.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных страховых взносов, Учреждение не представило. Довод заявителя о передаче полномочий по администрированию страховых взносов между пенсионным фондом и налоговыми органами не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство никаким образом не влияло на возможность обращения Учреждения за возвратом переплаты.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Учреждения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.02.2023 по делу N А28-13033/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-13033/2022
Истец: ФКУ УК УФСИН России по Кировской области
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области
Третье лицо: ИФНС России по городу Кирову, ОСФР по Кировской области