г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А56-87455/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Пономаревой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пановой А.М.
при участии:
- от истца: Кошелева К.В. по доверенности от 07.10.2022,
- от ответчиков: 1. Посоховой В.А. по доверенности от 09.02.2023,
2. не явился, извещен,
- от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-3796/2023 межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2022 по делу N А56-87455/2022,
принятое по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" к
1. Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
2. Федеральному государственному унитарному предприятию "Дирекция по инвестиционной деятельности"
3-е лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Управление, ответчик) о взыскании 19 327,48 руб. задолженности по оплате тепловой энергии потребленной в период с марта по апрель 2022 года.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности" (далее - Предприятие), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2022 с Управления в пользу Компании взыскано 19 327,48 руб. задолженности, а также 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к Предприятию отказано.
Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Полагает, что судом не принято во внимание то, что помещения по адресу: Суворовский пр., д. 16/13, лит. А, переданы в хозяйственное ведение Предприятию на основании распоряжения от 29.07.2011 N 490-р.
Кроме того, Управление не является главным распорядителем бюджетных средств, третьим лицом до Учреждения бюджетные средства на нужды отопления не доведены.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 20.04.2023.
Присутствующий в заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Управлению.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Предприятие и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в государственной собственности Российской Федерации находятся следующие помещения:
- Санкт-Петербург, Суворовский пр. д. 16/13, лит. А пом. 13-Н;
- Санкт-Петербург, Таврическая ул. д. 37, лит. А., пом. 11-Н, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Компания в период с марта по апрель 2022 года в отсутствие заключенного договора осуществляла теплоснабжение названных помещений. Стоимость поставленной тепловой энергии составила 19 327,48 руб.
Полагая, что на Управление возложена обязанность по оплате тепловой энергии, Компания направила в адрес Управления претензию с требованием оплатить возникшую задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования к Управлению удовлетворены, в удовлетворении требований к Предприятию - отказано.
Исследовав документы, представленные в материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции сторон, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт (пункт 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктами 4, 5.47 Положения N 432 установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе выполняет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на него функций.
На основании пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, именно Управление является лицом, отвечающим за исполнение обязательств по оплате тепловой энергии, потребленной объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, и, следовательно, надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.
Доводы Управления о том, что помещение по адресу: Санкт-Петербург, Суворовский пр. д. 16/13, лит. А пом. 13-Н, передано на основании распоряжения от 29.07.2011 N 490-р и акта приема-передачи от 26.11.2011 в хозяйственное ведение Предприятия отклоняются апелляционным судом, как противоречащие нормам гражданского законодательства.
В силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к числу вещных прав, наряду с правом собственности.
Согласно статье 141.4 ГК РФ помещение представляет собой объект недвижимости, права на который в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации.
Согласно положениям статьи 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В представленных в материалы дела выписках из Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют сведения о регистрации права хозяйственного ведения на спорное помещение за Предприятием. В этой связи, суд первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы ответчика.
Факт поставки тепловой энергии в спорные помещения в период с марта по апрель 2022 года на сумму 19 327,48 руб. подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами, Управлением документально не опровергнут.
Доводы ответчика о не доведении до него средств федерального бюджета на оплату отопления отклоняются апелляционным судом ввиду их противоречия разъяснениям, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2022 по делу N А56-87455/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87455/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом