г. Владимир |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А11-5608/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия по приёму, переработке и утилизации отходов "ПОЛИГОН" Киржачского района на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2023 по делу N А11-5608/2022, принятое по заявлению унитарного муниципального предприятия по приёму, переработке и утилизации отходов "ПОЛИГОН" Киржачского района (ОГРН 1033301004703, ИНН 3316010882) о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (ОГРН 1043303407322, ИНН 3329032932) от 12.05.2022 N 03-01-18/27, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природопользования и экологии Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Хартия"
при участии:
от заявителя - Тимофеев А.А. директор на основании выписки, Голованов А.А. по доверенности от 21.04.2023 N 46 сроком действия до 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 27.06.2000 N АВБ 0257602;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Унитарное муниципальное предприятие по приёму, переработке и утилизации отходов "ПОЛИГОН" Киржачского района (далее по тексту - заявитель, МП "ПОЛИГОН" Киржачского района) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 26.05.2022 N 44, в котором просит признать недействительным предписание Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям (далее - ответчик, МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям) от 12.05.2022 N 03-01-18/27 об устранении нарушения в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природопользования и экологии Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия").
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МП "ПОЛИГОН" Киржачского района обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2023 по делу А11-5608/2022, принять по данному делу новое решение, удовлетворив заявленные требования заявителя.
МП "ПОЛИГОН" не согласно с принятым решением в виду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела и недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней, просил решение суда отменить, требования удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, МП "ПОЛИГОН" Киржачского района зарегистрировано в качестве юридического лица 15.07.2003, основным видом деятельности МП "ПОЛИГОН" Киржачского района является обработка и утилизация неопасных отходов; дополнительными видами деятельности являются: сбор неопасных отходов, обработка вторичного неметаллического сырья и др.
МП "ПОЛИГОН" Киржачского района осуществляет эксплуатацию Полигона ТБО Киржачского района, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:02:021311:118, местоположение: обл. Владимирская, р-н Киржачский, МО Першинское (сельское поселение), вблизи д. Храпки; категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование (назначение) - под полигон ТБО (1 очередь); общая площадь 47500 кв.м; вид права - государственная собственность.
Земельный участок предоставлен на правах аренды МП "ПОЛИГОН" Киржачского района согласно договора аренды N 486 от 27.02.2007, на основании постановления главы администрации Киржачского района от 29.11.2006 N 1203 "О предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, Киржачский р-н, вблизи д. Храпки. Договор заключен сроком на 49 лет.
Полигон ТБО Киржачского района включен в Государственный реестр объектов размещения отходов, номер объекта в ГРОРО - 33-00008-3-00758-281114.
На основании решения заместителя руководителя МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 15.04.2022 N 123-р в отношении МП "ПОЛИГОН" Киржачского района в период с 20.04.2022 по 05.05.2022 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Решением заместителя руководителя МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям от 29.04.2022 N 130-р срок проведения проверки приостанавливался на 10 дней (с 30.04.2022 по 09.05.2022).
По результатам проверки МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям составлен акт от 12.05.2022 N 03-02-18/41, согласно которому МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям установлено, что проектная вместимость полигона составляет 280 716 тонн, однако Экспертным заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 05.05. 2022 N б/н установлено размещенных отходов на полигоне ТБО Киржачского района в количестве 316 645 тонн, что превышает проектную вместимость, таким образом, на момент проведения проверки вместимость полигона ТБО Киржачского района исчерпана.
МП "ПОЛИГОН" Киржачского района выдано предписание от 12.05.2022 N 03-01-18/27 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в срок до 13.05.2022.
Полагая, что предписание МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, МП "ПОЛИГОН" Киржачского района обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что МУП "Полигон ТБО" эксплуатирует полигон ТБО в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем оспариваемое предписание Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям принято в пределах его компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы МП "ПОЛИГОН" Киржачского района в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с пунктами 4, 5, 7 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции государственный экологический надзор.
На территории Владимирской области федеральный государственный экологический надзор осуществляет Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям.
Статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ определены виды решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. К их числу 6 пунктом 1 части 2 указанной статьи отнесена выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание от 12.05.2022 N 03-01-18/27 принято Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в пределах предоставленных ему полномочий при наличии законных оснований.
Согласно абзацу 2 преамбулы Федерального закона N 7-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной "с воздействием на природную среду" как важнейшую составляющую окружающей среды (то есть деятельности, связанной с любым воздействием, независимо от того, является это воздействие негативным или нет).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 названной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2).
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов и др.
Согласно пункту 32 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 (далее - Единые требования), объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации, в том числе, после заполнения объекта размещения твердых 8 коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство этого объекта.
В силу пункта 33 Единых требований вывод из эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов включает следующие мероприятия: прекращение приема и размещения отходов собственником и (или) эксплуатирующей организацией; проведение мероприятий по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов, исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.
В рассматриваемом случае судом установлено, что согласно характеристике объекта размещения отходов - полигон ТБО Киржачского района, включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2014 N 758 "О включении объектов размещения отходов в Государственный реестр объектов размещения отходов"), проектная вместимость полигона составляет 280 716 тонн.
Экспертным заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 05.05. 2022 N б/н по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического контроля установлено размещение отходов на полигоне ТБО Киржачского района в количестве 316 645 тонн, что превышает проектную вместимость.
Таким образом, на момент проведения проверки вместимость полигона ТБО Киржачского района исчерпана, в связи с чем, МУП "Полигон ТБО" эксплуатирует полигон ТБО в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Доводы МП "ПОЛИГОН" Киржачского района о том, что проектная вместимость полигона в размере 280 716 тонн не соответствует действительности со ссылкой на повторную инвентаризацию Киржачского полигона ТБО, проведенную ООО "Афина плюс", акт подведения итогов контрольного взвешивания от 25.12.2021, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку поскольку представленная проектная документация 2022 года не утверждена надлежащим образом, в Государственный реестр объектов размещения отходов не внесены изменения.
Представленное МУ Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям экспертное заключение ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 05.05. 2022 N б/н выполнено аккредитованной организацией, оснований сомневаться в правильности выводов эксперта у суда не имеется.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку незаконных обязанностей на МП "ПОЛИГОН" Киржачского района не возлагает.
Все доводы МП "ПОЛИГОН" Киржачского района изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.01.2023 по делу N А11-5608/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу унитарного муниципального предприятия по приёму, переработке и утилизации отходов "ПОЛИГОН" Киржачского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5608/2022
Истец: МП "Полигон" Киржачского района
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ВЛАДИМИРСКОЙ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Хартия"