г. Киров |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А82-17899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2023 по делу N А82-17899/2022,
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (ИНН 7606066274, ОГРН 1077606005663)
к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233),
о признании незаконным решения, выраженного в письме о непринятии в работу пакета документов по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - заявитель, Общество, АО "Управдом Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (далее - ответчик, Фонд) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 02.08.2022 N 08-04/6295 о непринятии в работу пакета документов по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома 52 по ул. Угличской г. Ярославля, представленного АО "Управдом Ленинского района".
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Фонд в апелляционной жалобе настаивает на том, что представленные в составе заявления от 25.07.2022 документы оформлены с нарушением требований, установленных статьями 44.1, 45, 47, 173, 175, 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктов 4, 8, 9, 12, 13, 15, 20, 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр). Кроме того ответчик полагает, что письмо от 02.08.2022 N 08-04/6295 носит информационный характер, в силу чего не подлежит оспариванию в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами Фонда и просило оставить решение суда без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 07.03.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 08.03.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. АО "Управдом Ленинского района" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Управдом Ленинского района" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, д. 52 (договор управления от 01.01.2008 N 3-184).
17.06.2022 внеочередным собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта со счета регионального оператора на специальный счет. Решение оформлено протоколом от 17.06.2022 N 1 (вопрос N 3).
25.07.2022 Общество обратилось в Фонд с заявлением об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
Письмом от 02.08.2022 N 08-04/6295 ответчик сообщил Обществу о непринятии документов в работу в связи с их несоответствием требованиям статей 44.1, 45, 47, 175, 177 ЖК РФ, пунктов 4, 12, 13, 15, 17, 20 Требований N 44/пр (л. д. 8-9).
Посчитав решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При этом пунктом 6 названного постановления Пленума предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол, уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
Согласно части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1); открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета (пункт 2); иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции (пункт 6).
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 АПК РФ).
Постановлением Правительства Ярославской области от 05.06.2013 N 629-п Фонд наделен полномочиями регионального оператора.
Согласно Уставу Фонда, утвержденному в новой редакции распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.06.2020 N 241, ответчик является не имеющей членства унитарной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольного имущественного взноса ее учредителя для целей, определенных настоящим Уставом (пункт 1.1). Учредитель Фонда - Ярославская область в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (пункт 1.5). Предметом деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области, за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах на счете, счетах Фонда, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования (пункт 2.1).
Основной целью Фонда является обеспечение безопасных и благоприятных условий проживания граждан в многоквартирных домах, расположенных на территории Ярославской области (пункт 2.2 устава).
Пунктом 2.4 Устава определено, что для достижения цели, установленной настоящим уставом, Фонд осуществляет виды деятельности, в которые помимо прочего входят:
- исполнение функции владельца специального счета в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ярославской области, в том числе открытие на свое имя специальных счетов в Российский кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям, отобранных на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;
- рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и юридических лиц по вопросам осуществления деятельности Фонда.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
На основании части 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 173 ЖК РФ в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
На официальном интернет-сайте Фонда опубликован Порядок проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, замене владельца специального счета многоквартирного дома, утвержденный приказом Фонда от 30.01.2019 N 5 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка с заявлением о смене способа формирования фонда капитального ремонта дома с общего счета регионального оператора на специальный счет предоставляются, в том числе заявление, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 9 Порядка Фонд проверяет достаточность представленных документов, их оформление в соответствии с действующим законодательством, а также правомочность общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (наличие кворума), наличие достаточности/недостаточности голосов собственников, проголосовавших "за" принятие решений по вопросам повестки дня.
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам рассмотрения документов Фондом принимается одно из следующих решений:
1) о принятии пакета документов в работу;
2) об отказе в проведении мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, замене владельца специального счета, о непринятии пакета документов в работу с указанием причин непринятия и о необходимости устранения выявленных нарушений.
Перечень оснований, по которым Фондом принимается предусмотренное подпунктом 2 пункта 10 Порядка решение, установлен в пункте 11 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка в случае отказа в принятии документов в работу Фонд направляет заявителю мотивированный ответ. Пакет документов направляется в архив входящей и исходящей документации Фонда.
Таким образом, оспариваемое в настоящем деле решение, выраженное в письме от 02.08.2022, принято Фондом в порядке реализации предоставленных ему полномочий по результатам рассмотрения заявления Общества. Решение содержит отказ в принятии документов в работу и адресованное Обществу требование о необходимости устранения нарушений для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, что влечет определенные правовые последствия для последнего, имеющего статус управляющей организации, и собственников помещений, соответственно, может быть оспорено в судебном порядке.
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
В части 5 статьи 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 части 2, частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы (часть 4 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно пункту 1 статьи 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (пункт 5 статьи 181.4 ГК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме N 52 по ул. Угличская г. Ярославля приняты решения, предусмотренные частью 4 статьи 170, частью 3.1. статьи 175 ЖК РФ (протокол от 17.06.2022 N 1), а именно:
изменен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. Указано на прекращение формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формирование фонда капитального ремонта на счете управляющей организации (АО "Управдом Ленинского района");
определен владелец специального счета - АО "Управдом Ленинского района" (управляющая организация);
установлен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (8,51 рубль с 1 кв. м (постановление Правительства Ярославской области от 28.06.2013 N 748-п));
выбрано лицо, уполномоченное на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальным счет (Общество). Определено, что взнос на капитальный ремонт начисляется в едином или составном платежном документе отдельной строкой с указанием реквизитов специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта;
определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - АО "Альфа-Банк".
Справкой АО "Альфа-Банк" подтверждается, что 15.07.2022 АО "Управдом Ленинского района" открыт специальный счет.
Таким образом, решение собственников помещений в указанном многоквартирном доме, оформленное протоколом от 17.06..2022 N 1, соответствует требованиям части 4 статьи 170, части 3.1 статьи 175 ЖК РФ, порядок изменения способа формирования фонда соблюден.
В порядке части 5 статьи 173 ЖК РФ Общество направило в Фонд пакет документов, в том числе протокол общего собрания собственников от 17.06.2022 N 1.
По итогам рассмотрения представленного пакета документов Фонд письмом от 02.08.2022 N 08-04/6295 сообщил Обществу, что такие документы не соответствуют установленным требованиям.
Судом первой инстанции установлено, что в указанном письме Фонда отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о ничтожности принятого собственниками решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Сведения об оспаривании принятого собственниками решения в судебном порядке в материалы дела не представлены.
При этом выявленные Фондом замечания к протоколу общего собрания от 02.08.2022 не касаются существа вопроса о смене способа формирования фонда на счете регионального оператора на специальный счет. Эти замечания, вопреки мнению ответчика, не являются и такими нарушениями, которые влияют на правомочность общего собрания собственников помещений, волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, факт принятия последними решения о смене способа формирования фонда со счета регионального оператора на специальный счет.
Ссылка ответчика на то, что истцом не представлены документы, подтверждающие управление многоквартирным домом Обществом, неосновательна. Согласно принятому Фондом к рассмотрению заявлению Общества, на котором ответчиком проставлена соответствующая отметка о принятии (вх. от 25.07.2022), Обществом представлены и договор управления, и протокол общего собрания собственников помещений о выборе в качестве управляющей организации Общества, и лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Аргументы Фонда о некорректной формулировке в справке АО "Альфа-Банк" об открытии специального счета, рассмотрены и отклонены. Согласно части 4 статьи 177 ЖК РФ операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал, что решение Фонда, оформленное письмом от 02.08.2022 N 0804/6295 по результатам рассмотрения представленного Обществом пакета документов для проведения мероприятий по изменению способа формирования фонда капитального ремонта, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы последнего. Оспариваемое решение необоснованно возлагает на Общество обязанность устранить описанные в письме Фонда недостатки и после их устранения повторно направить в адрес Фонда необходимый для изменения способа формирования фонда капитального ремонта пакет документов, что в конечном итоге влечет те правовые последствия, на которые указывает Общество в отзыве на жалобу. Примененная судом восстановительная мера с учетом заявленного Обществом требования и установленных по делу обстоятельств обеспечивает защиту нарушенных прав последнего.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Решение Арбитражного суда Ярославской области по настоящему делу следует оставить без изменения, а жалобу Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена Фондом в сумме 3 000 рублей по платежному поручению от 27.01.2023 N 356, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.01.2023 по делу N А82-17899/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области - без удовлетворения.
Возвратить Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.01.2023 N 356.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17899/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ