г. Пермь |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А50-24841/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя: Борисов П.А., паспорт, доверенность от 07.09.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Кырова Н.В., паспорт, доверенность от 20.07.2022, диплом;
от иных лиц: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "РИЧ Инвест",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 марта 2023 года
по делу N А50-24841/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИЧ Инвест" (ОГРН 1125918000230, ИНН 5918212583)
к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (ОГРН 1055900361835, ИНН 5902293192)
третье лицо: Администрация губернатора Пермского края (ОГРН 1055900364156, ИНН 5902293202), Орлов Валерий Андреевич, Спирина Татьяна Борисовна, Горохов Илья Павлович
о признании незаконными действий по включению кирпичного здания с кадастровым номером 59:09:0011702:80 адрес: Пермский край, г. Лысьва, ул. Чусовская, д 8н, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РИЧ Инвест" (далее - заявитель, общество, ООО "РИЧ Инвест") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Министерство) по включению кирпичного здания с кадастровым номером 59:09:0011702:80 адрес: Пермский край, г. Лысьва, ул. Чусовская, д 8н, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Определениями суда от 13.10.2022, 22.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация губернатора Пермского края (далее - Администрация), Орлов Валерий Андреевич, Спирина Татьяна Борисовна, Горохов Илья Павлович.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель повторно настаивает ан том, что принадлежащее ему нежилое помещение с кадастровым номером 59:09:0011702:100, является частью здания с кадастровым номером 59:09:0011702:80, не обладающее признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оно считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Орлов В.А., Горохов И.П. в своих письменных отзывах поддержали позицию заявителя жалобы.
В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель Министерства в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержал.
Иные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "РИЧ Инвест" ООО "РИЧ-Инвест" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 59:09:0011702:100, общая площадь 2674,4 кв. м. адрес: Пермский край, г. Лысьва, ул. Чусовская, д 8н.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках нежилые помещения с кадастровыми номерами 59:09:0011702:100 (площадь 2674,4 кв. м.), 59:09:0011702:135 (площадь 820,4 кв. м.), 59:09:0011702:136 (площадь 404,8 кв. м.), 59:09:0011702:137 (площадь 409,3 кв. м.) являются частью здания с кадастровым номером 59:09:0011702:80 (площадь 4282, 4 кв. м., далее объект).
Постановлением Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года N 992-п утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость на 2023 год.
В пункт N 3428 указанного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером: 59:09:0011702:80, расположенное по адресу: Пермский край, г. Лысьва, ул. Чусовская, д 8н.
Общество, полагая, что действия по включению объекта недвижимости с кадастровым номером 59:09:0011702:80 в Перечень не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя, обратилось в суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил совокупности оснований для признания действий Министерства незаконными.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ.
Так, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Пермского края введен Законом Пермского края от 13 ноября 2017 г. N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" с 1 января 2018 г. (далее - Закон N 141-ПК).
Согласно пункту 1 части 1 ст. 2 Закона N 141-ПК, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и части 2 статьи 2 Закона N 141-ПК, Правительством Пермского края определяется Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как установлено судами и подтверждается технической документацией на спорное здание, оно имеет площадь 1815,8 кв.м., состоит из 2 этажей, включающих помещения с назначением: "операторная", "туалет", "фасовочная", "холодильная камера", "котельная", "склад", "площадка", "помещение", "обеденный зал", "сан.узел", "пультовая", "моечная", "кабинет", "варочный зал", "коридор", "овощной цех", "комната совещ", "душевая", "разделочный цех", "холодильный цех", "торговый зал", "гардеробная", "цех сборочный", "умывальная". Площадь помещений с назначением "торговый зал" составляет 1273,6 кв.м, что составляет 70,1 % от площади здания.
Кроме того, из экспликации к поэтажному плану здания (строения), содержащейся в техническом паспорте здания (строения) следует, что площадь здания составляет 4282,4 кв.м. (что соответствует площади здания, содержащейся в сведениях ЕГРН), здание включает помещения с назначением "операторная", "туалет", "фасовочная", "холодильная камера", "котельная", "склад", "площадка", "помещение", "коридор", "душевая", "умывальная", "щитовая", "раздевалка", "хол.цех", "кондитерский цех", "холодильная", "овощной цех", "кабинет", "разделочный цех", "варочный зал", "моечная", "раздаточная", "тамбур", "обеденный зал", "сан. узел", "гардеробная", "торговый зал", "подсобка", "раздевалка". Площадь помещений с назначением "торговый зал" составляет 1052 кв.м., что составляет 24,56 % от площади здания.
Из акта обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения от 06 мая 2022 года следует, что общая площадь нежилых помещений, используемых под офисы составляет 30 кв.м., под торговые объекты - 1608,2 кв.м. Суммарная доля фактической площади, используемой в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов составляет 39,11 %.
Указанные обстоятельства позволили суду прийти к правомерному выводу о том, что спорное здание, а также помещения в нём по своему назначению могут быть отнесены к офисам либо торговым объектам, фактическое использование объектов недвижимости (для оказания услуг связи), свидетельствует об их использовании для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового и коммерческого назначения более 20% от общей площади.
Исходя из указанных обстоятельств следует, что объект недвижимости отвечает критериям, предусмотренным статей 378.2 НК РФ.
Таким образом, включение здания с кадастровым номером 59:09:0011702:80 в Перечень на 2023 год, не противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Иного из материалов дела не следует заявителем жалобы не доказано.
Кроме того, апелляционная коллегия считает обоснованной ссылку суда первой инстанции на решение Пермского краевого суда от 19.07.2022, вступившее в законную силу 28.07.2022, которым отказано в удовлетворении требований Горохова Ильи Павловича о признании не действующими пунктов 2519 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", 1364 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", 3637 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", 3744 таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного Постановление Правительства Пермского края Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Таким образом, правомерность включения спорного здания в Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 годы подтверждено вступившим в законную силу судебным актом суда.
Ссылка заявителя жалобы на то, что указанный судебный акт не имеет преюдициального значения, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, приведенными в Постановлении от 21.12.2011 N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела, тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Установленная нормой статьи 69 АПК РФ преюдиция распространяется на установленные вступившим в законную силу судебным актом фактические обстоятельства.
Акт обследования от 06.05.2022 не опровергает обстоятельства, установленные в решении Пермского краевого суда от 19.07.2022 и наличия торговых залов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, доказательства того, что обстоятельства, послужившие основанием для отказа Горохову И.П. в удовлетворении требований об исключении спорного объекта из Перечня, изменились и спорное задние не отвечает критериям, предусмотренным статей 378.2 НК РФ, в материалах дела отсутствуют.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд пришел к обоснованному выводу, что несоответствия оспариваемого отказа Министерства вышеуказанным нормам материального права не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в порядке статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 марта 2023 года по делу N А50-24841/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РИЧ Инвест" (ОГРН 1125918000230, ИНН 5918212583) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 22.03.2023 N 95.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24841/2022
Истец: ООО "РИЧ ИНВЕСТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, Горохов Илья Павлович, Спирина Татьяна Борисовна, Орлов Валерий Андреевич