г. Самара |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А65-29232/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.04.2023 в помещении суда апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.01.2023 по делу N А65-29232/2022 (судья Шайдуллин Ф.С.), возбужденному по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ИНН 1659017978, ОГРН 1041628231105), г.Казань, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан" (ИНН 1659007313, ОГРН 1021603470393), г.Казань,
о взыскании денежных средств,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) о взыскании с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан" (далее - исправительная колония) пени в общей сумме 170 812 руб. 52 коп., из них:
- 123 596 руб. 06 коп. за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: по сроку оплаты 15.04.2022 - 59 895 руб. 73 коп. за период с 16.02.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 15.05.2022 - 45 181 руб. 42 коп. за период с 16.03.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 17.06.2022 - 18 518 руб. 91 коп. за период с 16.04.2022 по 10.05.2022;
- 16 292 руб. 22 коп. за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: по сроку оплаты 15.04.2022 - 7 895 руб. 35 коп. за период с 16.02.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 15.05.2022 - 5 955 руб. 74 коп. за период с 16.03.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 17.06.2022 - 2 441 руб. 13 коп. за период с 16.04.2022 по 10.05.2022.
- 28 651 руб. 81 коп. за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование: по сроку оплаты 15.04.2022 - 13 884 руб. 92 коп. за период с 16.02.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 15.05.2022 - 10 473 руб. 87 коп. за период с 16.03.2022 по 10.05.2022; по сроку оплаты 17.06.2022 - 4 293 руб. 02 коп. за период с 16.04.2022 по 10.05.2022;
- 2 272 руб. 43 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2022 года по сроку оплаты 25.04.2022 - за период с 26.04.2022 по 10.05.2022.
Решением от 24.01.2023 по делу N А65-29232/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Исправительная колония в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В соответствии со ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 03.04.2023 на 24.04.2023.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, в обоснование заявленных требований налоговый орган сослался на то, что исправительная колония представила налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2022 года с указанием налога к уплате в бюджет в сумме 874 015 руб.
Согласно п.1 ст.174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.1-3 п.1 ст.146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Кроме того, исправительная колония представила расчет по страховым взносам за 3 месяца 2022 года, согласно которому страховые взносы на ОПС составили 3 963 752 руб. 50 коп., страховые взносы на ОМС - 918 869 руб. 92 коп., страховые взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 522 494 руб. 66 коп.
В соответствии с п.1 и 3 ст.431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Поскольку исправительная колония уплату налога и страховых взносов в установленные сроки не произвела, налоговый орган выставил требование от 11.05.2022 N 10277 об уплате недоимки в общей сумме 5 696 455 руб. 08 коп. и пени в общей сумме 170 812 руб. 52 коп.
Исправительная колония требование не исполнила, в связи с чем налоговый орган принял решение от 15.06.2022 N 3162 о взыскании недоимки и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п.8 ст.69 НК РФ правила, предусмотренные ст.69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.
Ст.46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации в банках и его электронные денежные средства. Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст.47 НК РФ.
Из ст.47 НК РФ следует, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С налогоплательщиков, указанных в пп.1 п.2 ст.45 НК РФ, взыскание налога производится в судебном порядке.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что исправительная колония является бюджетным учреждением, неуплаченная задолженность по обязательным платежам превышает 5 млн.руб., налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Впоследствии налоговый орган в порядке ст.49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил взыскать с исправительной колонии пени в общей сумме 170 812 руб. 52 коп.
Исходя из ст.75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
П.4 ст.75 НК РФ предусмотрено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени для организаций принимается равной:
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Между тем абз.7 п.4 ст.75 НК РФ установлено, что в период с 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени для организаций принимается равной одной трехсотой действующей в этом периоде ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения заявленных требований налогового органа, исправительная колония, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), письмо ФНС России от 08.04.2022 N КЧ-4-185/4265@ "О реализации моратория на возбуждение дел о банкротстве", Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016), указала на неправомерность начисления и взыскания пени в данном случае.
Суд первой инстанции этот довод отклонил, отметив, что исправительная колония, с учетом ее организационно-правовой формы, под действие законодательства о банкротстве не подпадает, следовательно, мораторий на нее не распространяется и пени начислены обоснованно.
Суд апелляционный инстанции признает ошибочным указанный вывод суда первой инстанции.
Постановлением N 497 на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Из буквального толкования Постановления N 497 следует, что мораторий распространяется на всех участников гражданско-правовых отношений, за исключением лиц, прямо предусмотренных п.2 данного постановления.
При этом каких-либо иных ограничений (помимо п.2 Постановления N 497) для применения данного моратория не установлено, соблюдение каких-либо дополнительных условий для его применения не требуется.
Исходя из положений п.3 ст.9.1, абз.10 п.1 ст.63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", целью введения моратория, предусмотренного ст.9.1 Закона N 127-ФЗ, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки хозяйствующим субъектам.
Следует отметить, что разрешение вопроса о применении положений Постановления N 497 в части начисления финансовых санкций не зависит от момента возникновения (просрочки исполнения) обязательств, то есть временный запрет на применение соответствующих санкций распространяется на случаи ненадлежащего исполнения обязательств, возникших как до введения моратория, так и в период его действия. Иное толкование ставит в неравное (худшее) положение те субъекты финансово-хозяйственных отношений, которые приняли на себя обязательства в период действия моратория и не исполнили их, по сравнению с теми, кто не исполнил свои обязательства в период, предшествующий мораторию, то есть в докризисный период.
Аналогичная позиция по вопросу применения положений Постановления N 497 изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2022 по делу N А55-2793/2022, от 20.04.2023 по делу N А57-15470/2022, от 26.04.2023 по делу N А55-20650/2022.
Таким образом, учитывая, что исправительная колония к должникам, перечисленным в п.2 Постановления N 497, не относится, и на нее, соответственно, распространяется действие моратория, суд первой инстанции неправомерно взыскал пени, начисленные за период с 01.04.2022 по 10.05.2022 (конечная дата согласно расчету налогового органа; л.д.13-15).
При таких обстоятельствах, следуя алгоритму расчета налогового органа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае с исправительной колонии подлежат взысканию пени, начисленные за период с 16.02.2022 (начальная дата согласно расчету налогового органа) по 31.03.2022 в общей сумме 62 217 руб. 22 коп., в том числе: 45 625 руб. 96 коп. - по страховым взносам на ОПС, 6 014 руб. 33 коп. - по страховым взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 10 576 руб. 93 коп. - по страховым взносам на ОМС.
В остальной части заявленные требования налогового органа о взыскании пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ), изложив 1-2 абзацы резолютивной части в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан" (ИНН 1659007313, ОГРН 1021603470393) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ИНН 1659017978, ОГРН 1041628231105) пени в общей сумме 62 217 руб. 22 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
В силу ст.333.37 НК РФ налоговый орган и исправительная колония освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 января 2023 года по делу N А65-29232/2022 изменить, изложив 1-2 абзацы резолютивной части в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан" (ИНН 1659007313, ОГРН 1021603470393) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (ИНН 1659017978, ОГРН 1041628231105) пени в общей сумме 62 217 руб. 22 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29232/2022
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан,г.Казань
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N2 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республики Татарстан", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд