город Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
дело N А40-241437/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского кооператива по оказанию взаимопомощи в организации хранения и ремонта индивидуальных автомобилей "Треугольник-23"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-241437/22
по заявлению Потребительского кооператива по оказанию взаимопомощи в организации хранения и ремонта индивидуальных автомобилей "Треугольник-23"
к Префектуре Северного административного округа г. Москвы; Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории САО г. Москвы; Управе Хорошевского района г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованных лиц - Солдатова В.А. по доверенности от 06.03.2023, Рожкова В.А. по доверенности от 29.03.2023, от Окружной комиссии представитель не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 в удовлетворении заявленных Потребительским кооперативом по оказанию взаимопомощи в организации хранения и ремонта индивидуальных автомобилей "Треугольник-23" требований о признании незаконным решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории САО г. Москвы от 28.10.2022, которым признаны незаконно размещенными и подлежащими демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку автоматического шлагбаума, металлических ворот, сооружения поста охраны, строения администрации кооператива, находящихся по адресу: Москва, улица 3-я Песчаная, вл. 2А, находящиеся в собственности кооператива, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заявителя и Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории САО г. Москвы в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 01.11.2022 уполномоченными Управы Хорошевского района г. Москвы размещено на въезде на территорию кооператива уведомление, в котором предложили добровольно собственными силами освободить земельный участок в срок до 03.11.2022, сославшись на возможность осуществления такого демонтажа в принудительном порядке.
Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории САО г. Москвы решением от 28.10.2022 признаны незаконно размещенными и подлежащими демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку автоматического шлагбаума, металлических ворот, сооружения поста охраны, строения администрации кооператива, находящихся по адресу: Москва, улица 3-я Песчаная, вл. 2А.
Не согласившись с решением, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд обладает заинтересованное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 201 названного Кодекса решения, действия (бездействие) признаются судом незаконными при наличии одновременно двух условий - не соответствие их закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону (иному нормативному правовому акту) в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного кодекса Российской Федерации возложена на орган, принявший такое решение. При этом, согласно положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 Кодекса представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением возложена на самого заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы N 234-ПП от 31.05.2011 (в редакции от 20.09.2019) "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы" регламентируется деятельность Окружной комиссии и оформление соответствующих документов заседания комиссии.
Префектура административного округа г. Москвы согласно Положению о Префектуре административного округа г. Москвы, утвержденному постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти г. Москвы" - территориальный орган исполнительной власти г. Москвы, подведомственный Правительству г. Москвы.
Пунктом 1 ст. 44 Закона г. Москвы от 28.06.1995 "Устав г. Москвы" предусмотрено, что Правительство г. Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти г. Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (приложение 1), которым установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Данное постановление, принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, вступило в законную силу и не признано утратившим силу или противоречащим федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Демонтаж и (или) перемещение незаконно размещенных объектов в г. Москве осуществляется в соответствии с указанным постановлением.
В соответствии с п. 2 Положения, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
В силу п. п. 1.1, 1.5 Приложения 3 постановления Правительства г. Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории г. Москвы" Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным Префектом административного округа г. Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего округа, а решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти г. Москвы, учреждениями и предприятиями г. Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Окружная комиссия вправе принимать решения, обязательные для исполнения всеми органами исполнительной власти г. Москвы, учреждениями и предприятиями г. Москвы, - также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. п. 1.5 и 2.2 постановления Правительства г. Москвы N 234-ПП).
Согласно п. 2.3.4 Положения об Управе района г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП в компетенцию Управы входит выявление незаконно размещенных на территории района объектов, не являющихся объектами капитального строительства, составление актов о выявлении указанных объектов и направление их в Префектуру административного округа.
Таким образом, Префектура и Управа действовали в пределах предоставленных им полномочий.
Согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, является государственной собственностью.
При этом, лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ).
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ранее действовавшим законодательством г. Москвы, капитальным являлось здание, строение, сооружение, при возведении которого использованы специальные производственные и технологические операции и материалы в соответствии с установленными нормами и правилами капитального строительства (Закон г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве"); под некапитальным строительством понималось строительство объектов, площадью более 20 кв.м., из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений (п. 1.7 приложения к распоряжению Мэра г. Москвы от 30.03.1998 N 299-РМ "О дополнительных мерах по упорядочению размещения и строительства некапитальных объектов на территории г. Москвы"; капитальным признавалось строительство любых объектов (независимо от объема и назначения), для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих и ограждающих конструкций, подводке инженерных коммуникаций (распоряжение Мэра г. Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ "О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве").
В силу п. 1.4 Приложения к распоряжению N 299-РМ, некапитальные объекты могут быть размещены на территории г. Москвы (вне зависимости от ведомственной принадлежности и прав землепользования) только по распоряжению Префектов административных округов в порядке, установленном распоряжением Мэра г. Москвы от 08.04.1997 N 273-РМ "Об упорядочении подготовки предпроектной документации для проведения строительных работ на территории г. Москвы и о составе пакета документов, передаваемых инвестору для этих целей".
С учетом изожженного, довод о предоставлении кооперативу земельного участка в 1961 году в бессрочное пользование на законных основаниях отклоняется, поскольку документально не подтвержден, довод о вложении членами кооператива собственных денежных средств в строительство и возведение указанных объектов не имеет правового значения для настоящего спора.
Самовольное использование земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, представляет собой правонарушение, которое подлежит пресечению в предусмотренном порядке подп. 2, 3 п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры аренды (п. 6 ст. 4 Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в г. Москве").
Договорами устанавливаются и условия использования земельных участков (ст. 8 Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в г. Москве").
В свою очередь, органы исполнительной власти г. Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством (ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в г. Москве").
В соответствии с п. 2 Приложения к постановлению Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Из материалов дела следует, что 24.10.2022 Управой Хорошевского района г. Москвы составлен акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, от 24.10.2022 N 10 на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0000000:189224 (частично) площадью 100 кв.м. по адресу: Москва, улица 3-я Песчаная, вл. 2А, выявлены: автоматический шлагбаум, металлические ворота, сооружения поста охраны, строение административного кооператива без оформленных земельно-правовых отношений.
Согласно имеющимся материалам, представленным Управой Хорошевского района г. Москвы, на заседании Окружной комиссии рассмотрен вопрос правомерности размещения объектов (автоматический шлагбаум, металлические ворота, сооружения поста охраны, строение административного кооператива), расположенных по указанному адресу (протокол от 28.10.2022 N 11/22).
Согласно данным государственного кадастра недвижимости (кадастровый номер 77:09:0000000:189224) сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют.
Поскольку отсутствуют земельно-правовые отношения на спорный земельный участок и зарегистрированные имущественные права, следовательно, у заявителя отсутствуют основания для размещения указанных объектов, в связи с чем Префектурой САО г. Москвы обоснованно принято решение об освобождении спорного земельного участка от незаконно размещенного объекта путем демонтажа и (или) перемещения на специально организованную площадку (выписка из протокола Окружной комиссии).
Приложением N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов" установлен порядок размещения и установки на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов.
В соответствии с п. 5(3).3 Приложения N 1 к постановлению N 636-ПП, арендаторы земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных для целей эксплуатации объектов капитального строительства, в соответствии с условиями договора аренды, на основании решения Межведомственной комиссии по вопросу размещения отдельных объектов, не являющихся объектами капитального строительства на территории г. Москвы могут размещать объекты благоустройства (элементы благоустройства территории).
В данном случае разрешительная документация на установку шлагбаума, металлических ворот, сооружения поста охраны, строения администрации кооператива заявителем не представлена.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2023 по делу N А40-241437/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241437/2022
Истец: ПО ОКАЗАНИЮ ВЗАИМОПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ И РЕМОНТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ "ТРЕУГОЛЬНИК-23"
Ответчик: ОКРУЖНАЯ КОМИССИЯ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ САМОВОЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ САО Г. МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВА ХОРОШЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА МОСКВЫ