Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2023 г. N Ф05-18138/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А40-120191/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Александровой Г.С.
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Воргулевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 ноября 2022 года по делу N А40-120191/22 (77-850), принятое судьей Романенковой С.В.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к ОАО Предприятий местной промышленности России "РОСМЕСТПРОМ" (ОГРН 1027739403064)
третьи лица: ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, Управление Росреестра по Москве
об установлении границ образуемого земельного участка
при участии в судебном заседании от истца: Акшонова Ю.Н. по доверенности от 28.12.2022, диплом ВСГ 4622001 от 27.02.2010; от ответчика: генеральный директор Петухов А.П. лично, паспорт РФ; от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу Предприятий местной промышленности России "РОСМЕСТПРОМ" (далее - ответчик) об установлении границ образуемого земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане от 08.04.2022, подготовленном ГБУ МосгорБТИ, установлении, что решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах образуемого земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Новочерёмушкинская.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ГБУ города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, Управление Росреестра по Москве.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, его представитель в суде апелляционной инстанции против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте настоящего судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечило, дело рассмотрено судом в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие не явившегося лица.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы (истец) на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ, пунктов 1, 6.10, 6.31 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Mocквы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах и от имени субъекта Российской Федерации обращается в суд с настоящим иском.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-1 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального " значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельною участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевою плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (п. 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Закона N 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. В целях образования земельных участков многоквартирных домов уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством.
Департаментом городского имущества города Москвы в рамках исполнения требований п. 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ, п. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" обеспечивается проведение кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 77:06:0004002:1011 по адресу: г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 31.
Проектом межевания территории, утвержденным распоряжением Департамента от 04.06.2015 N 15122, для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 31, определен земельный участок (по плану межевания N 101) площадью 0,270 га.
Подрядной геодезической организацией ГБУ МосгорБТИ в соответствии с утвержденным проектом межевания квартала подготовлен межевой план по образованию вышеуказанного земельного участка.
В силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства РФ от 20.08.2009 N 688, межевание границ земельных участков представляет собой работы по установлению на местности границ участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Из ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательном) согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из ч. 4 ст. 40 указанного закона следует, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или eго представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форм возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В ходе проведения работ в отношении земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 31 было выявлено несоответствие ранее установленных границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 77:06:0004002:99 и 77:06:0004002:11 с границами образуемого земельного участка.
С целью формирования земельного участка в соответствии с участком N 101 на плане "Межевания территории", утвержденного распоряжением Департамента, а также под объектом капитального строительства с кадастровым номером 77:06:0004002:101 была проведена корректировка части границ смежных земельных участков кадастровыми номерами 77:06:0004002:99 и 77:06:0004002:11 (границы 8-h6-h5-h4-hJ н2-н1-н15-11 и 26-н15-н14-н13-2). Границы существуют на местности более 15 лет.
Земельный участок с кадастровым номером 77:06:0004002:99 площадью 8.537.35 кв.м с адресным ориентиром: г Москва, ул. Новочеремушкинская, ЗУ 06/77/00298 в составе уч.4670 перечня ЗУ существующей УДС от границы с ЗУ 06/77/00134 (Дмитрия Ульянова ул.) до границы с ЗУ 06/77/00184 (Кржижановского ул.)) сформирован для эксплуатации улично-дорожной сети.
Земельный участок площадью 2704 кв.м с кадастровым номером 77:06:0004002:11 с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Кржижановского, вл. 21/33, корп. 1 представлен ОАО "РОСМЕСТПРОМ" по договору аренды N М-06-043928 от 13.12.2013 для целей эксплуатации помещений в административном здании сроком до 28.10.2062.
Подготовленный межевой план был направлен арендатору смежного земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004002:11 ОАО "РОСМЕСТПРОМ" для согласования границ образуемого земельного участка.
По результатам процедуры согласования был получен отказ ОАО "РОСМЕСТПРОМ" в согласовании от 28.01.2022, согласно которому условиями договора аренды N М-06-043928 от 13.12.2013 не предусмотрено изменение границ участка в одностороннем порядке.
Величина пересечения границ образуемого участка и земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004002:11 - 3.65 м. При этом через спорную часть земельного участка 77:06:0004002:11 осуществляется подъезд к многоквартирному дому.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что формирование земельного участка без корректировки границ земельного участка с кадастровым номером 77:06:0004002:11 может привести к нарушению прав жителей многоквартирного жилою дома. Кроме того, конфигурация формируемого земельного участка будет отличаться от конфигурации участка N 101, отраженного в Проекте межевания.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о необоснованности предъявленных требований, указав на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, суд в удовлетворении иска полностью отказал.
Апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Как верно указано в решении суда, иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
К предмету доказывания по делам об установлении границ земельных участков относятся в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
В данном случае, ответчик является арендатором земельного участка на основании договора аренды N М-06-043928 от 13.12.2013 заключенного с Департаментом.
Соответственно выбранный истцом способ защиты мнимого права направлен в обход порядка регистрации кадастрового учета и согласования границ земельного участка, установленного ФЗ "О кадастровой деятельности" N 221-ФЗ.
Установив, что Департамент и ОАО ПМ России "РОСМЕСТПРОМ" находятся в обязательственных правоотношениях (по договору аренды), спор о праве между сторонами отсутствует, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении иска отказал, т.к истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, которым дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней основаниям удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый Арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 ноября 2022 года по делу N А40-120191/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.С. Александрова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120191/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО ПРЕДПРИЯТИЙ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ "РОСМЕСТПРОМ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ