г. Москва |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А41-42559/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2023 по делу N А41-42559/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" к Шереметьевской таможне об оспаривании,
при участии в заседании:
от ООО "НПКЦ "МИЗ" - Зимина Н.А. по доверенности от 14.11.2022, (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
от Шереметьевской таможни - Чернышева Д.А. по доверенности от 09.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижегородский производственно-коммерческий центр "МИЗ" (далее - общество, ООО "НПКЦ "МИЗ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительными акта проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10005000/205/231121/А0505 от 23.11.2021, решения о внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, согласно прилагаемым КДТ N 10005030/210821/0418564/02 (тов.2,3) от 29.11.2021, решения, изложенного в письмах от 20.12.2021 N 19-30/37188, от 15.03.2022 N 19-29/07359 об отказе в восстановлении льготы по оплате НДС; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НПКЦ "МИЗ" путем возврата излишне уплаченного НДС по ДТ N 10005030/210821/0418564 (тов.2,3) в размере 758 219, 95 руб., пени в размере 14 827, 41 руб., а также путем оплаты процентов на сумму 758 219, 95 руб. за период с 22.12.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2023 по делу N А41-42559/22 производство по делу в части обжалования акта проверки от 23.11.2021 N 10005000/205/231121/А0505 прекращено, в остальной части заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда первой инстанции отменить в удовлетворенной части требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 22.01.2019 N РК 19, заключенного с компанией "Сурджикон ЛТД", Сиалкот, Пакистан ("Surgicon LTD", Sialkot, Pakistan), на покупку медицинского инструмента в количестве, ассортименте, по ценам, указанным в инвойсе, являющимся неотъемлемой частью контракта, на территорию Российской Федерации ввезен товар: 1) Изделия медицинские, инструменты медицинские хирургические - инструменты колющие, шприцы (ОКПД2 32.50.13.110); 2) Изделия медицинские, инструменты медицинские хирургические: зондирующие, бужирующие, колющие (ОКПД 2 32.50.13.190); 3) Изделия медицинские, инструменты медицинские хирургические: инструменты поверхностного воздействия, зажимные, вспомогательные; инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой; инструменты оттесняющие, разделяющие, извлекающие.
С целью таможенного декларирования в отношении ввезенного товара в Шереметьевскую таможню с применением процедуры электронного декларирования обществом подана электронная таможенная декларация (ДТ) N 10005030/210821/0418564, в которой в отношении ввезенного товара указаны следующие сведения:
Товар 1 включал в себя инструменты колющие, шприцы SD-0900-00, соответствует коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018319009. Таможенная стоимость (графа 45 ДТ 1/2) заявлена в размере 404 878, 52 руб. Ставка ввозной таможенной пошлины - 7% от таможенной стоимости товара, таможенная пошлина начислена в размере 28 341, 50 руб. НДС начислен в размере 43 322 руб. (графа 47), поскольку импорт товара N 1 с классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018319009 (Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты) облагается НДС по ставке 10% (Графа 36 - заявлена преференция ОООО-ЛМ Применение ставки НДС в размере 10% в отношении изделий медицинского назначения);
Товар 2 включал в себя: инструменты зондирующие, бужирующие: зонд J-23-015, J-23-028, J-23-030, J-23-044, J-23-500, J-23-501, J-23-503, J-24-1053, J-50-311, J-50-312, J-50-313, J-50-314, J-50-315, J-50-316, J-50-317, SD-1095-01, SD-1095-02, SD-1095-03, SD-1095-04, J-20-286, J-23-024, J-23-026, J-23-029, J-23-035, J-23-042, J-23-502, J-23-503, J-37-040, J-50-280, SD-1065-08; инструменты колющие: троакар J-14-005, трубка аспирационная J-14-051, J-14-052, J-14-053, игла J-25-530. Таможенная стоимость (графа 45 добавочного листа ДТ лист 2/2) заявлена в размере 152 684, 91 руб. Соответствующая заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018390000 ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0 (ноль) % от таможенной стоимости товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018390000 (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения. Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты. Прочие). НДС начислен условно в размере 30 536, 98 руб., поскольку импорт товара - инструменты колющие, инструменты зондирующие, бужирующие с классификационным кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 9018390000, кодом ОКПД 2 32.50.13.110, 32.50.13.190, освобожден от НДС. Заявитель указал в графе 47 добавочного листа к ДТ 2/2 УН "Условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств - членов Евразийского экономического союза", УМ "Платеж не уплачивается или уплачивается в размере, меньшем исчисленной суммы". В графе 36 Преференции указал ОООО-ХТ "Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий";
Товар 3 включал в себя: инструменты поверхностного воздействия, зажимные, вспомогательные (код ОКП 94 3500, ОКПД2 32.50.13.190): щипцы 500/2, 500/29, 500/52, J-20-207, J-20-389, J-31-1130, J-31-1140, JО-21-1019, JО-21-846, JО-21-847, JО-21-848, JО-21-855, JО-21-858, JО-21-881, JО-21-968, JО-21-982, JО-21-986, SD-0289-121, SD-0487-95, SD-0569-32, SD-2207-13, 500/38, J-20-199, J-20-203, J-20-201, J-20-343, J-31-1130, J-37-012, JО-21-779, JО-21-814, JО-21-890, JО-21-982, JО-21-983, JО-21-985, SD-0270-74M, SD-0429-33C, J-32-375, J-20-385; пинцет J-16-018, J-16-024, J-16-025, J-16-026, J-16-031, J-16-034, J-16-035, J-16-072, J-16-073, J-16-085A, J-16-102, J-16-105, J-16-128, J-16-131, J-16-140, J-27-252, J-27-281, J-31-1090, J-50-2150, SD-0006-07, J-16-006, J-16-085A, J-16-089B, J-16-115, J-16-123, J-16-130A, J-16-140, J-16-164A, J-16-184A, J-27-255, J-31-1060, SD-0007-05; зажимной инструмент J-17-022, J-17-027, J-17-052, J-17-096, J-17-113, J-17-117, J-17-120, J-17-123, J-17-126, J-17-127, J-17-226, J-17-227, J-17-228, J-17-241, J-17-248A, J-17-249A, J-18-002, J-18-009, J-18-010, J-18-016, J-18-048, J-18-051, J-18-046, J-18-048, J-20-761, J-24-028, J-24-047, J-24-057, J-24-018, J-27-314, J-27-389, J-27-392, J-27-403, J-27-406, J-33-509, J-34-230, J-35-299, J-35-301, J-35-362, J-35-373, J-17-001, J-17-002, J-17-003, J-17-017, J-17-021, J-17-022, J-17-023, J-17-030, J-17-057, J-17-058, J-17-059, J-17-093, J-17-104, J-17-106, J-17-107, J-17-118, J-17-192, J-17-208, J-17-242, J-17-255, J-18-010, J-24-019, J-24-020, J-24-039, J-27-296, J-27-301, J-27-302, J-27-305, J-27-306, J-27-311, J-27-317, J-27-342, J-35-303, J-38-830, J-38-844, J-24-001, JT-24-613; молоток J-12-003A; инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой, инструменты выкусывающие, инструменты многолезвийные (код ОКП 94 3000, 94 3300, ОКПД2 32.50.13.190): скальпель J-15-005, J-15-018, J-15-063, J-15-067, J-15-069, J-15-051B, J-15-027, J-15-063, J-50-560, J-50-600, J-50-630, J-15-048A, J-15-053B, J-15-062, J-15-069, J-15-071, J-50-580; ножницы J-22-004, J-22-012, J-22-021, J-22-022, J-22-027, J-22-029, J-22-034, J-22-041, J-22-056, J-22-057, J-22-070, J-22-125, J-22-134, J-22-141A, J-22-180A, J-22-211A, J-22-212A, JO-21-122, JO-21-134, JT-22-694, JT-22-681, 2620/2, J-22-017, J-22-034, J-22-036, J-22-069, J-22-077, J-22-105, J-22-006, J-22-008, J-22-010, J-22-012, J-22-124, J-22-160, J-22-173, J-22-180A, J-22-184, J-22-240, J-22-241, J-22-180A, J-28-001, JT-22-691, J-32-953; кюретка J-20-337, J-20-366-40, J-30-192, J-31-600, J-31-640, J-31-840, J-31-850, J-31-860, SD-0049-00, SD-0050-09, SD-0053-15, SD-0054-03, SD-1099-175, SD-1137-04, J-20-366-09, J-20-366-40, J-30-191, J-30-192, SD-0042-22, SD-0049-00, SD-1137-07, SD-1139-01, SD-1139-02, SD-1140-11, SD-1143-01, SD-1146-07, SD-1151-01; долото J-50-1150, J-50-1151, JО-21-525, J-50-1150, JО-21-528, JО-21-541; инструменты многолезвийные JО-21-218; инструменты оттесняющие, разделяющие, извлекающие (код ОКП 94 3000, 94 3400, ОКПД2 32.50.13.190): крючок J-19-008 J-19-013, J-19-144B, J-19-148, J-19-169, J-19-201, J-19-208, J-19-211, J-19-222, J-33-150, J-33-185, J-33-189, J-33-250, J-33-260, J-19-008, J-19-056, J-19-114, J-19-268, J-33-040, J-33-150, J-33-200, зеркало J-20-147, J-31-011, J-31-026, J-31-280, J-34-1013, J-34-1015, J-34-1020, J-34-1021, JО-21-729, JО-21-730, SD-0772-24, SD-2009-L4, SD-2009-L5, SD-2009-U5A, SD-2009-U6A, J-20-127, J-20-140, J-20-182, J-31-011, J-31-012, J-31-026, J-34-1024, J-50-010; SD-2065-02, J-32-030, J-32-050, SD-2009-U4A; разделяющие оттесняющие инструменты J-23-011, J-23-101, J-32-1305, J-23-201, SD-0766-04, J-23-110, J-23-215, J-23-216, J-23-222, J-32-1261, J-32-1262; шпатель J-23-001, J-33-360; воронка J-31-050, J-31-030, J-31-040, J-31-080, J-31-239, J-31-241.
Товар 3 соответствует коду ТН ВЭД 9018908409. Таможенная стоимость (графа 45 ДТ добавочного листа к ДТ 2/2) заявлена в размере 3 638 414, 86 руб. Ставка ввозной таможенной пошлины составляет 0 (ноль) % от таможенной стоимости товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9018908409 (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения...инструменты и оборудование, прочие...прочие...прочие). НДС начислен условно в размере 727 682, 97 руб., поскольку при импорте товар - инструменты поверхностного воздействия, зажимные, вспомогательные, инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой, инструменты выкусывающие, инструменты многолезвийные, инструменты оттесняющие, разделяющие, извлекающие, с классификационным кодом ЕТН ВЭД ЕАЭС 9018908409 и кодом ОКПД2 32.50.13.190 (Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки), освобожден от НДС. Заявитель указал в графе 47 Добавочного листа к ДТ 2/2 УН "Условное исчисление таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, освобождение от которых предусмотрено международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством государств - членов Евразийского экономического союза", УМ "Платеж не уплачивается или уплачивается в размере, меньшем исчисленной суммы". В графе 36 Преференции указал ОООО-ХТ "Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий".
При подаче ДТ N 10005030/210821/0418564 таможенному органу были предъявлены регистрационные удостоверение N РЗН 2015/3121 от 12.10.2015, декларации о соответствии N РОСС PK.ИМ04.Д00668 от 11.07.2018, N РОСС PK.ИМ04.Д00672 от 11.07.2018, N РОСС PK.ИМ04.Д00669 от 11.07.2018, N РОСС PK.ИМ04.Д00670 от 11.07.2018, N РОСС PK.ИМ04.Д00671 от 11.07.2018, N РОСС PK.ИМ04.Д00673 от 11.07.2018, согласно которым, задекларированные по вышеуказанным ДТ, медицинские изделия зарегистрированы на территории РФ в порядке, установленном законом, их соответствие требованиям подтверждено декларациями о соответствии. Описание медицинских изделий также было предъявлено таможенному посту.
15.11.2021 в связи с введением производителем второго места производства медицинских изделий, зарегистрированных согласно регистрационному удостоверению N РЗН 2015/3121 от 12.10.2015, на инструменты медицинские хирургические, ввезенные по ДТ N 10005030/210821/0418564, обществом были внесены изменения в регистрационное досье.
В связи с тем, что Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст ОК 005-93 признан утратившим силу с 01.01.2017 и введен в действие "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", код ОКП 94 3000 был изменен на код ОКПД2 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
Росздравнадзор зарегистрировал внесенные изменения и выдал регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3121 от 15.11.2021.
Уведомлением от 30.11.2021 N 10408000/У2021/0005090 Нижегородская таможня уведомила ООО "НПКЦ "МИЗ" о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени, исчисленных в КДТ N 10005030/210821/0418564/02 от 29.11.2021.
По КДТ N 10005030/210821/0418564/02 от 29.11.2021 общество оплатило НДС по ставке 20% в размере 758 219, 95 руб., пени - 14 827, 41 руб. Денежные средства были списаны со счета общества 21.12.2021, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 23.05.2022.
08.12.2021, не согласившись с решением Шереметьевской таможни от 29.11.2021 о корректировке ДТ N 10005030/210821/0418564, с целью восстановления льготы по уплате НДС ООО "НПКЦ "МИЗ" направило в таможенный орган заявление N 176 от 08.12.2021 о корректировке сведений в ДТ N 10005030/210821/0418564 после выпуска товара с приложением пояснений по вносимым изменениям N 177 от 08.12.2021, регистрационного удостоверения N РЗН 2015/3121 от 15.11.2021.
25.12.2021 в систему электронного таможенного декларирования от Авиационного таможенного поста поступил отказ в запрашиваемых действиях.
21.01.2022 общество повторно направило в адрес таможенного органа заявление N 009 о корректировке сведений в ДТ N 10005030/210821/0418564 после выпуска товара с приложением пояснений по вносимым изменениям N 010 от 21.01.2022, регистрационного удостоверения N РЗН 2015/3121 от 15.11.2021, решения Арбитражного суда Московской области от 23.04.2021 по делу N А41-83858/20, постановления Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2021, корректировки ДТ N 10005030/210821/0418564/03.
В письме от 20.12.2021 N 19-30/37188 Шереметьевская таможня отказала обществу в корректировке ДТ N 10005030/210821/0418564.
Авиационный таможенный пост направил в систему электронного таможенного декларирования отказ в запрашиваемых действиях лишь 18.02.2022. Уведомление содержало ссылку на письмо Шереметьевской таможни от 20.12.2021 N 19-30/37188.
22.02.2022 ООО "НПКЦ "МИЗ" направило в ФТС России жалобу на решение Шереметьевской таможни от 29.11.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/210821/0418564, решение Шереметьевской таможни об отказе в КДТ N 10005030/210821/0418564, изложенное в письме от 20.12.2021 N 19-30/37187.
ФТС России решением N 15-67/124 от 28.04.2022 признала решения Шереметьевской таможни правомерными, в удовлетворении жалобы ООО "НПКЦ "МИЗ" отказала.
15.03.2022 в письме N 19-29/07359 Шереметьевская таможня (в ответ на заявление ООО "НПКЦ "МИЗ" от 21.01.2022 N 009) отказала в корректировке ДТ N 10005030/210821/0418564 (тов. 2, 3), тем самым отказала в восстановлении льготы по уплате НДС.
Не согласившись с позицией таможенного органа, общество обратилось в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 2 указаны "Инструменты колющие 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары)" код ОКПД 2 32.50.13.110, 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018 39 000 0, за исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 3 указаны "Инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 94 3300 (инструменты однолезвийные; томы; инструменты выкусывающие; ножницы (медицинские); инструменты однолезвийные скоблящие; инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) и прочие)" код ОКПД 2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 4 указаны "Инструменты оттесняющие 94 3400 (расширители; инструменты оттесняющие (зеркала, шпатели); инструменты разделяющие; инструменты извлекающие)" код ОКПД 2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 5 указаны "Инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 94 3500 (зажимы; пинцеты (медицинские); щипцы зажимные; держатели; инструменты раздавливающие)" код ОКПД 2 32.50.13.190, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
В разделе I. "Медицинские изделия", в п. 6 указаны "Инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли)" код ОКПД 2 32.50.13.190, 32.50.13.110, код ТК ВЭД ЕАЭС 9018.
Перечисленные в Перечне группы медицинских изделий, а также входящие в них подгруппы и виды продукции освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 код по общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93.
В соответствии с примечанием 1 к указанному перечню для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из содержания графы 44 спорной деклараций и представленных документов следует, что вместе с ней таможенному органу были представлены Регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 12.10.2015 N РЗН 2015/3121, декларации о соответствии от 11.07.2018 NN POCC PK.ИМ04.Д00673, POCC PK.ИМ04.Д00668, POCC PK.ИМ04.Д00672, POCC PK.ИМ04.Д00669, POCC PK.ИМ04.Д00670, POCC PK.ИМ04.Д00671.
Согласно регистрационному удостоверению от 12.10.2015 N РЗН 2015/3121 зарегистрированы Инструменты медицинские хирургические, код ОКП подкласса продукции 94 3000 (зарегистрированные медицинские изделия соответствуют группам товаров с кодами ОКП 94 3200, 94 3300, 94 3400, 94 3500, 94 3600, которые в свою очередь входят в подкласс продукции с кодом ОКП 94 3000 и все являются льготируемыми кодами).
Содержащиеся в Регистрационных удостоверениях и приложениях к ним сведения о подклассе и наименованиях групп продукции позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне, и являются самодостаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с п. 2 ст. 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В Перечень из продукции с кодом ОКП 94 3000 не включена лишь продукция с кодом ОКП 94 3900 "Инструменты для ветеринарии, инструменты вспомогательные, принадлежности и приспособления разные" и шприцы медицинские.
Вместе с тем, в регистрационном удостоверении N РЗН 2015/3121 группа продукции 94 3900 "Инструменты для ветеринарии, инструменты вспомогательные, принадлежности и приспособления разные" отсутствует и в декларации на товары данного наименования продукции нет. Товар с кодом ОКП 943800 "Изделия травматологические" также отсутствует в регистрационном удостоверении и спорной ДТ.
Соответствие ввезенных товаров кодам, содержащимся в Перечне, дополнительно подтверждено Декларациями о соответствии, приложенными к декларации на товары.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФТС РФ от 16.03.2010 N 05-18/11824, документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОК 005-93 (ОКП), включенного в Перечень (медицинских товаров, реализация которых не подлежит обложению НДС), кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОК 005-93 (ОКП).
Декларации о соответствии, предоставленные заявителем, оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом на основании и в соответствии со сведениями регистрационного удостоверения, содержат коды ОКПД2 и ТН ВЭД медицинских изделий, соответствующие кодам групп, указанным в Перечне.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, задекларированные обществом товары, имеющие соответствующие действующие Регистрационные удостоверения на медицинские изделия, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, относятся к медицинским товарам, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2022 по делу N А41-83858/20.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что 15.11.2021 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения заявителю на спорный товар выдано регистрационное удостоверение от 15.11.2021 N РЗН 2015/3121 (направлено в таможенный орган 08.12.2021, 21.01.2022 с заявлением о КДТ) в котором указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.13.190.
Технические характеристики и назначение медицинских изделий, ввезенных по ДТ N 10005030/210821/0418564 (тов. 2,3), с момента производства, ввоза до момента получения рег. удостоверений на новых бланках и подачи КДТ не менялись.
При этом получение упомянутого подтверждения для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы и не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, в том числе не ограничивает возможность получения названного подтверждения после выпуска товаров, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393.
Согласно взаимосвязанным положениям подпункта "д" пункта 11, пункта 17, подпункта "в" пункта 18, пункта 19 Порядка N 289 лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар при его ввозе, а таможенный орган - по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. При этом на основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза товара.
Соответственно таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу.
В пункте 3 статьи 108 ТК ЕАЭС указано о необходимости наличия у декларанта на момент подачи таможенной декларации документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Иными словами, декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, но не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров.
Ссылки таможенного органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации N 03-07-15/12749 от 20.02.2020, согласно которому декларанты при ввозе товаров, претендующие на предоставление льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, получают документ о подтверждении права на льготу до момента таможенного декларирования товара, подлежат отклонению, поскольку письма Минфина России и его структурных подразделений, а также информационные указания ФТС России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на их установление, изменение или отмену, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Следовательно, на основании указанных писем не может быть ограничено применение налогового законодательства и право налогоплательщика на льготу по НДС при ввозе медицинских товаров.
Кроме того, апелляционный суд также принимает во внимание практику рассмотрения аналогичных дел между теми же сторонами, с участием тех же товаров и регистрационного удостоверения N РЗН 2015/312 (дела N N А41-83858/20, А41-54099/21, А41-72383/21, А56-80703/21), где суды всех инстанций признали надлежащим доказательством наличия льготы на ввоз медицинских изделий, зарегистрированных согласно ему, а действия Шереметьевской таможни по выпуску товара с оплатой налога на добавленную стоимость в размере 20% - незаконными.
Поскольку таможенный орган не доказал законность и обоснованность принятых решений, а также не представил в материалы дела доказательств наличия оснований, исключающих возможность предоставления преференций по освобождению от уплаты НДС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение таможни от 29.11.2021 о внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, согласно прилагаемым КДТ N 10005030/210821/0418564/02 (тов. 2, 3) от 29.11.2021, а также решения, изложенные в письмах от 20.12.2021 N 19-30/37188, от 15.03.2022 N 19-29/07359, об отказе в восстановлении льготы по оплате НДС являются незаконными, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению в данной части.
В отношении требования о признании незаконным акта проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10005000/205/231121/А0505 от 23.11.2021 суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в данной части.
Решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу лицами, участвующими в деле, не оспаривается, доводов в данной части не приведено (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Факт излишней уплаты заявителем НДС в размере 758 219, 95 руб., а также пени в размере 14 827, 41 руб. подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
Согласно п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Спор относительно размера уплаченного заявителем налога на добавленную стоимость между сторонами отсутствует в связи с чем, нарушенное право правомерно восстановлено судом первой инстанции путем обязания таможенного орган возвратить обществу излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в размере 758 219, 95 руб., а также пени в размере 14 827, 41 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской 10 Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912).
Как верно определил суд первой инстанции, в данном случае также подлежат взысканию проценты, исчисленные с 22.12.2021 по день фактического возврата излишне уплаченных таможенных платежей, окончательный размер которых определить на стадии исполнения решения суда.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2023 по делу N А41-42559/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42559/2022
Истец: ООО " НИЖЕГОРОДСКИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКИЙ ЦЕНТР " МИЗ "
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ