г. Самара |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А55-2546/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.04.2023.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Кузнецова С.А., Котельникова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара - Кудряшова Н.Н., представитель по доверенности от 30.12.2022, Смирнова Е.В., представитель по доверенности от 30.12.2022,
от администрации городского округа Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - Рябова Е.Б., представитель по доверенности от 18.02.2022, 10.01.2022,
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Будько Д.В., представитель по доверенности от 05.04.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Самара и апелляционную жалобу администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 по делу N А55-2546/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ИНН 6316186232, ОГРН 1136316004747) к администрации городского округа Самара (ИНН 6315700007, ОГРН 1026300967417) и к администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара (ИНН 6312157880, ОГРН 1156313092638) о взыскании 29 997 руб. 29 коп.
третьи лица: муниципальное предприятие городского округа Самара "Жиллидер", Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации городского округа Самара, администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара о взыскании солидарно 29 997 руб. 29 коп. за услуги по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, между домом 5 по Коломенскому переулку и домом 154 по проспекту Кирова (координаты 53.235767; 50.240834), в том числе: 18 470 руб. 90 коп. - услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс", 3 266 руб. 26 коп. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис", 3 260 руб. 58 коп. - накладные расходы ООО "ЭкоСтройРесурс", 4 999 руб. 55 коп. - рентабельность.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 иск удовлетворен частично, солидарно с администрации городского округа Самара и администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара взысканы в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" убытки в сумме 21 737 руб. 16 коп., а также расходы по уплате госпошлины в сумме 1 449 руб., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация городского округа Самара и администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара обжаловали его в апелляционном порядке, просят решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец представил отзывы на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных третьих лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - истец, региональный оператор) в соответствии с соглашением, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018, осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области.
В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил N 1156).
05.10.2020 региональным оператором обнаружено место несанкционированного размещения ТКО, расположенное на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, между домом 5 по Коломенскому переулку и домом 154 по проспекту Кирова (координаты 53.235767; 50.240834), о чём составлен акт осмотра места несанкционированного размещения отходов/ТКО N 1/21 от 12.02.2021, согласно которому предполагаемый объём несанкционированного размещения ТКО составил 30 куб.м.
Собственником участка, расположенного по вышеуказанному адресу, является муниципальное образование г.о. Самара (N 63-63-01/564/2013-621 от 21.05.2013).
Письмом N ЭСР-11375/20 от 17.02.2021 региональный оператор направил в адрес администрации г.о. Самара уведомление об обнаружении места несанкционированного размещения отходов/ТКО и необходимости его ликвидации.
Региональным оператором 26.03.2021 осуществлён повторный выезд на место обнаружения несанкционированного размещения отходов с целью контроля выполнения собственником (правообладателем) земельного участка обязательств по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов, о чём составлен акт осмотра места несанкционированного размещения отходов/ТКО N 1/21/П от 26.03.2021, согласно которому место несанкционированного размещения отходов/ТКО не ликвидировано.
В исполнение положений пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации N 1156 региональный оператор ликвидировал место несанкционированного размещения ТКО, что подтверждено актом ликвидации места несанкционированного размещения отходов/ТКО N 2/21/Л от 13.04.2021). Объём отходов согласно акту N 2/21/Л составил 36 куб.м.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, между домом 5 по Коломенскому переулку и домом 154 по проспекту Кирова (координаты 53.235767; 50.240834) составила 29 997 руб. 29 коп., из которых: 18 470,90 руб. - услуги по ликвидации места несанкционированного размещения, оказанные ООО "ТрансРесурс"; 3 266,26 руб. - услуги по захоронению ТКО, оказанные АО "Экология-Сервис"; 3 260,58 руб. - накладные расходы ООО "ЭкоСтройРесурс"; 4 999,55 руб. - рентабельность.
20.08.2021 и 25.10.2021 истец направил в адрес ответчиков претензии об оплате оказанных услуг, которые оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании истребуемой суммы в солидарном порядке.
Пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Факт ликвидации несанкционированной свалки силами регионального оператора подтвержден материалами дела и сторонами не оспорен.
В части отказа истцу в иске судебный акт также не оспаривается.
Предметом апелляционного обжалования является несогласие ответчиков о возложении на них обязанности по возмещению предъявленных расходов как на ненадлежащих лиц.
Проверив доводы жалоб, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции удовлетворил иск солидарно к обоим ответчикам со ссылкой на то, что прямая обязанность по ликвидации указанного несанкционированного места размещения ТКО возложена на Администрацию г.о. Самара и Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с пунктами и 16, 17, 18 Правил N 1156 обязанность ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственников земельных участков.
Как установил суд, собственником спорного земельного участка является муниципальное образование г.о. Самара, в интересах которой действует Администрация г.о. Самара.
Таким образом, применительно к положениям вышеуказанных норм, оснований для возложения солидарной ответственности на Администрацию Кировского внутригородского района г.о. Самара, не являющейся собственником и не реализующей полномочия собственника, у суда первой инстанции не имелось. Решение Администрацией Кировского внутригородского района г.о. Самара вопросов местного значения по содержанию и благоустройство территорий в отсутствие прав владения земельного участка не порождает у последней обязанности по возмещению расходов применительно к вышеприведенным положениям, согласно которым именно собственник обязан устранить несанкционированную свалку, а в случае ее устранения силами регионального оператора возместить ему расходы.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является только Администрация г.о. Самара. Решение в части солидарного взыскания заявленных убытков с администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалоб о передаче земельного участка в пользование муниципальному предприятию городского округа Самара "Жиллидер" отклоняется.
Согласно статье 216 ГК РФ к вещным правам наряду с правом собственности относится право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (абзац третий пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 268 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Таким образом, у муниципального предприятия городского округа Самара "Жиллидер" отсутствует обязанность нести расходы в отношении земельного участка, переданного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылка администрации г.о. Самара на то, что в состав вывезенных ТКО входили только растительные отходы, которые не входят в состав ТКО также отклоняется, так как в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, в тип "Отходы коммунальные, подобным коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 31 300 00 00 0) включены растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации г.о. Самара апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 по делу N А55-2546/2022 в части удовлетворения иска к администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара отменить, в иске к указанному ответчику отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 07.02.2023 по делу N А55-2546/2022 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
А.Г. Котельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2546/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Администрация г.о. Самара, Администрация Кировского внутригородского района г.о. Самара
Третье лицо: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара "Жиллидер"