г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А26-6749/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: Береснев Д.С. по доверенности от 09.01.2024
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-358/2024) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2023 по делу N А26-6749/2023, принятое
по заявлению ООО "Гарантия-Плюс"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
3-е лицо: Разумова Наталья Васильевна
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарантия-Плюс" (далее - Общество, ООО "Гарантия-Плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - административный орган, Комитет) от 31.05.2023 N ЛК 035/067/073, которым Обществу предписано выполнить собственникам/нанимателям помещений многоквартирного дома корректировку величины перерасчета за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, выставленного в платежном документе за март 2023 исходя из объема потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период с сентября 2022 по декабрь 2022, распределить в течение 2023 календарного года равными долями.
Определением от 03.11.2023 дело N А26-6749/2023, N А26-6750/2023 о признании недействительным предписания Комитета от 08.06.2023 N ЛК 079/067/089 и N А26-8314/2023 о признании недействительным предписания Комитета от 16.08.2023 N ЛК 117/067/152 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А26-6749/2023.
Определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Разумова Наталья Васильевна.
Решением суда от 18.12.2023 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые предписания Комитета признаны недействительными.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, оспариваемые предписания Комитета являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Комитет и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда рассмотрены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на основании обращений N 1661 от 04.05.2023, N1363 от 14.04.2023, мотивированных представлений от 28.04.2023, 05.05.2023 приняты решения контрольного (надзорного) органа о проведении внеплановой документарной проверки от 05.05.2023 N ЛК 035/Р/127, от 08.06.2023 NЛК 079/067/089 в отношении ООО "Гарантия-Плюс" по многоквартирному дому N 5В по ул. Боровая в городе Петрозаводске (далее - МКД), дому N45 по улице Черняховского в городе Петрозаводске.
Согласно части 9 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N248-ФЗ), внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Руководствуясь частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия Комитетом составлены акты документарной проверки от 31.05.2023 N ЛК 035/А/127, от 08.06.2023 NЛК 079/А/114.
Актами проверки от 31.05.2023 N ЛК 035/А/127, от 08.06.2023 NЛК 079/А/114 установлено, что ООО "Гарантия-Плюс" в платежных документах за март 2023 выставило перерасчет платы за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД за календарный 2022 год вместо требуемого периода с сентября 2022 по декабрь 2022, не распределило перерасчет равными долями в течение календарного года, что является нарушением порядка перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, установленного подпунктом "б" пункта 29(2), подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, пункта 2 приложения к Правилам N 491, части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушением лицензионных требований, установленных частью 2 статьи 162, частью 2.3 статьи 161, пунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс).
Аналогичные нарушения выявлены по результатам внеплановой проверки в отношении МКД N 13 по улице Дружбы в г. Петрозаводске, N 22 по улице Мелентьевой в г. Петрозаводске, по результатам которой составлен акт от 16.08.2023 N ЛК/А/217
Комитетом выданы предписания от 31.05.2023 N ЛК 035/067/073, от 08.06.2023 N 079/067/089, от 16.08.2023 N ЛК 117/067/152, в соответствии с которыми ООО "Гарантия-Плюс" обязано выполнить корректировку величины перерасчета расходов за коммунальные ресурсы по электроэнергии, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, выставленного в платежном документе за март 2023 по МКД исходя из объема потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период с сентября 2022 года по декабрь 2022 года, распределить в течение 2023 календарного года равными долями.
Общество не согласилось с принятыми предписаниями от 31.05.2023 N ЛК 035/067/073, от 08.06.2023 N 079/067/089, от 16.08.2023 N ЛК 117/067/152, оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ определяет, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД (далее - КР СОИ).
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил N 491, возможность потребления коммунального ресурса потребляемых при использовании и содержании общего имущества считается предусмотренной конструктивными особенностями многоквартирного дома при наличии в таком доме внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление с использованием соответствующего коммунального ресурса коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, а также отведению сточных вод.
Таким образом, именно собственники помещений в многоквартирном доме, являясь одновременно собственниками соответствующих долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, несут ответственность по оплате коммунальных ресурсов потребляемых при использовании и содержании общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения в порядке и в размере, определенном жилищным законодательством.
По общему правилу в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета объема коммунального ресурса содержания общего имущества при расчете исходя из нормативного или среднемесячного объема действуют с 10 августа 2017 года, при этом порядок такого перерасчета не был утвержден до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92).
Отсутствие до утвержденного Правительством Российской Федерации порядка перерасчета объема коммунального ресурса не исключало обязанности управляющей организации о его проведении, но порождало определенную правовую неопределенность в сроках, периодичности выполнения перерасчета, в том числе в случае прекращения управления многоквартирным домом (Определение Верховного суда РФ от 10.01.2020 N 304-ЭС19-25414).
Соответственно, обязанность осуществления перерасчета существовала и до 01.09.2022, а Постановление Правительства N 92 было принято уже в развитие действующего жилищного законодательства и утвердило механизм проведения такого перерасчета, детализирующее порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы.
Согласно названному Постановлению N 92 в Правила N 491 были внесены соответствующие изменения. Пункт 29 Правил N 491 изложен в новой редакции, в частности:
29(2). Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
б) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
в) в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
29(3). В случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам:
а) по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом;
б) при прекращении управления многоквартирным домом лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц представления к оплате таким лицом платежного документа для внесения платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме;
в) при принятии на общем собрании собственников помещений в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, при этом величина перерасчета, произведенного за период, прошедший со дня предыдущего перерасчета, учитывается при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за последний месяц действия предыдущего способа определения размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, если иное не установлено договором с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
29(4). Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 приложения к Правилам N 491 величина перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в составе платы за содержание жилого помещения определяется в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) Правил N 491 и подлежит перерасчету в случаях и за периоды, которые указаны в пункте 29(3) Правил N 491, по представленной формуле.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что Постановлением N 92 (пункт 29(3) "а" Правил N 491 определено, что перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, такой перерасчет производится по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.
Также следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что из буквального содержания пункта 29(3) "а" Правил N 491 в редакции Постановления N92 безусловно следует, что расчетным периодом для проведения корректировки платы за коммунальные ресурсы является календарный год. Иного порядка корректировки Правила N 491 в редакции Постановления N92 не предусматривают.
С датой вступления в законную силу Постановления N 92 связано возникновение у Общества как у управляющей организации права на проведение корректировки платы за коммунальные ресурсы.
Поскольку указанное Постановление N 92 вступило в законную силу с 01.09.2022, то в 1 квартале 2023 года у Общества возникло право проведения такой корректировки.
При этом Общество при проведении корректировки обязано соблюдать порядок и формулу перерасчета, определенную пунктом 2 приложения к Правилам N 491, согласно которой, как указано выше, периодом, за который осуществляется перерасчет в соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором такой перерасчет осуществляется.
Никаких оговорок об ином периоде, учитываемом при проведении перерасчета (в том числе в связи с датой вступления в силу тех или иных нормативных правовых актов) ни Постановление N 92, ни иное действующее жилищное законодательство не содержит.
Соответственно, Общество при проведении в 1 квартале 2023 года рассматриваемой корректировки по спорным МКД совершенно обоснованно в качестве расчетного периода применило весь календарный 2022 год.
По условиям заключенного с агентом ООО "Комплексный расчетный центр" агентского договора от 01.04.2019 N 07-09/113 в обязанность ООО "Гарантия-Плюс" входит при начислении платы за текущий месяц до 25 числа текущего месяца передача агенту данных об установленном размере платы за ЖКУ, перерасчетах, а также других данных, необходимых для начисления платы за ЖУ. При передаче указанных данных и информации непосредственно 25 числа текущего месяца, либо позднее агент учитывает эти данные и информацию при начислении платежей в следующем месяце.
В адрес Комитета было предоставлено письмо, адресованное в ООО "КРЦ", от 20.03.2023 за N 528 о произведении в квитанции за март 2023 перерасчета размера платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества, за 2022 год на основании требований пункта 29(3) Правил N 491.
В соответствии с частью статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, действия по начислению, перерасчету платы за ЖКУ, формированию платежного документа за март 2023 производились агентом 25 марта 2023 года и 31 марта 2023 распечатаны и разосланы собственникам (владельцам) помещений.
Март месяц 2023 являлся последним месяцем первого квартала для произведения действий по перерасчету платы за КР СОИ электроэнергии, соответственно до 25 марта 2023 года обществом были направлены данные для выполнения агентом перерасчета за КР СОИ в соответствии с требованиями пункта 29(3) Правил N 491 единовременным платежом.
На момент произведения Обществом корректировки и направления агенту 20.03.2023 сведения о выполнении в платежном документе за март 2023 года перерасчета размера платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества, за 2022 год в отношении МКД в соответствии с требованиями пункта 29(3) Правил N 491, не предусматривался учет величины перерасчета равными долями в составе платы за КР СОИ в течение года, следующего за расчетным годом.
В свою очередь, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2023 N 480, которым вносились изменения в пункт 29(3) Правил 491 в части выполнения перерасчета по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается равными долями в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение года, следующего за расчетным годом, вступило в законную силу после осуществления обществом фактических действий по расчету и направлению информации агенту о выполнении в платежном документе перерасчета платы за КР СОИ электроэнергии. Данный документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.qov.ru, 30.03.2023, "Собрание законодательства РФ", 03.04.2023, N 14, ст. 2446.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что позиция Комитета, изложенная в обжалованных предписаниях, согласно которым Общество обязано выполнить корректировку платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, не соответствует порядку проведения корректировки платы за коммунальные ресурсы, определенному в пункте 29(3) "а" Правил N 491 в редакции Постановления N 92.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 декабря 2023 года по делу N А26-6749/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6749/2023
Истец: ООО "Гарантия-Плюс"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: Разумова Наталья Васильевна