г. Хабаровск |
|
28 апреля 2023 г. |
А37-2989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области; Межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Магаданской области; Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Магаданской области ПАО "Магаданэнерго"; общества с ограниченной ответственностью "Сусуман-Ресурс": явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 08.02.2023
по делу N А37-2989/2022
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
к Межрайонному отделу судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Магаданской области
о признании недействительным постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления врио. заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области Котиковой Н.В. от 06.12.2022 N 49002/22/158608 о наложении ареста на дебиторскую задолженность.
Решением от 08.02.2023 суд в удовлетворении заявленного Министерством требования отказал.
Не согласившись с решением суда Министерство, заявило апелляционную жалобу, уточнения к ней, просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требования. В обоснование жалобы указало, что обжалуемое постановление опосредует реализацию переуступки права требования к заявителю от ООО "Сусуман-Ресурс" к его должникам, не понятен смысл постановления и то, как оно должно исполняться. Постановлением нарушаются права, как Министерства, так и должника. В настоящее время рассматривается задолженность Магаданской области перед ООО "Сусуман-Ресурс" (дело N А37-3144) в связи с чем производство по настоящему делу подлежит приостановлению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено заявление о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения по делу N А37-3144, которое отклонено в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены (изменения) судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, на исполнении в Межрайонном ОСП УФССП России по Магаданской области находится 62 исполнительных производства, возбуждённых в отношении ООО "Сусуман-Ресурс" о взыскании на сумму свыше 335 млн.руб., которые объединены в сводное ИП N 42551/22/49002-СД.
В ходе исполнения сводного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлено наличие дебиторской задолженности, подтверждённой Соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области от 18.02.2019 N 13/Н, а также актом сверки взаимных расчётов за 2019 год на сумму 14914338, 41 руб.
06.12.2022 врио. заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области Котиковой Н.В. вынесено постановление N 49002/22/158608 о наложении ареста на дебиторскую задолженность, согласно которому постановлено, в том числе:
- наложить арест на имущество, принадлежащее должнику ООО "Сусуман-Ресурс" в размере и объёме, необходимых для исполнения требований исполнительного документа с учётом взыскания исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий, а именно - на сумму 14914338,41 руб.;
- запретить должнику, ООО "Сусуман-Ресурс", дебитору, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области совершать любые действия, приводящие к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также к уступке права требования к третьим лицам.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В части 4 статьи 69 и статье 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) установлено, что в том случае, если у должника отсутствуют денежные средства, либо их недостаточно для полного исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на иное имущество, принадлежащее должнику на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьём фактическом владении и (или) пользовании оно находится, в том числе на имущественные права должника.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона N 229-ФЗ к числу имущественных прав, на которые судебным приставом-исполнителем может быть обращено взыскание, относится право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (дебиторская задолженность).
Частью 2.1 статьи 75 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрена возможность обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств в порядке, установленном статьёй 76 Закона.
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона N 229-ФЗ обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объёма дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.
В силу части 6 статьи 76 Федерального закона N 229-ФЗ со дня получения дебитором постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на дебиторскую задолженность исполнение дебитором соответствующего обязательства осуществляется путём внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счёт подразделения судебных приставов. Такое исполнение обязательства дебитором считается исполнением надлежащему кредитору. Права дебитора по отношению к должнику при этом не изменяются.
Положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 229-ФЗ, а также признаков субсидии как безвозмездных и безвозвратных платежей, в состав дебиторской задолженности включаются требования, возникшие не только из обязательств гражданско-правового характера, но также и из публичных, финансовых правоотношений, предусматривающих получение определённых сумм из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку денежные средства поступают в собственность должника как имущество, определённое родовым признаком, источник формирования которого не имеет правового значения.
При этом, спорные средства не относятся к текущим выплатам, а представляют собой именно дебиторскую задолженность по денежным средства, недополученным должником (своевременно не доведённым ему) за периоды 2018 - 2019 финансовых годов.
Случаи, когда взыскание не обращается на дебиторскую задолженность должника, установлены частью 3 статьи 76 Федерального закона N 229-ФЗ. Федеральный закон N 229-ФЗ не исключает возможность обращения взыскания на право требования должника в зависимости от источника финансирования, в том числе на средства бюджетной системы.
В учетом изложенного, доводы заявителя о том, что исполнение оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя повлечёт нарушение бюджетного законодательства, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на имущественное право организации-должника по получению последней субсидии из бюджета субъекта РФ.
Как установлено судом, оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем 06.12.2022, при имеющейся у него информации о наличии у должника дебиторской задолженности, дебитором по которой является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, и получении первичных документов - соглашения от 18.02.2019 N 13/Н о предоставлении из областного бюджета в 2019 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов, связанных с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, а также подтверждённой актом сверки взаимных расчётов за 2019 год по состоянию на 01.12.2019 суммой дебиторской задолженности - 14914338,41 руб.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.02.2023 по делу N А37-2989/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-2989/2022
Истец: Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Маг. обл.
Ответчик: Межрайонного отдел судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Магаданской области, Судебный пристав - исполнитель Межрайонного ОСП УФССП России по МО Котикова Н.В.