г. Пермь |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А50-27599/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Журавлевой У.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моор О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Пермского края "Верхне-Курьинский геронтологический центр"
на определение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2023 года
о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта по делу N А50-27599/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Пегас" (ОГРН 1156313020082, ИНН 6318005523; далее - общество)
к государственному бюджетному учреждению Пермского края "Верхне-Курьинский геронтологический центр" (ОГРН 1025901380812, ИНН 5906016182; далее - учреждение)
о взыскании долга, пени, штрафа по договору подряда, процентов за пользование чужими денежными средствами,
по встречному иску учреждения к обществу о взыскании неустойки по договору подряда,
третье лицо: Западно-Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1025900533229, ИНН 5902290459),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к учреждению о взыскании задолженности в размере 1 688 400 руб. 40 коп., пени 356 696 руб. 21 коп., штрафа в размере 1000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Учреждение обратилось с встречным иском к обществу о взыскании 385 863 руб. 64 коп. пени за нарушение сроков выполнения работ, а также об обязании общества выполнить работы, устранить недостатки работ и передать документацию.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2022 в удовлетворении исковых требований общества отказано, встречные исковые требования учреждения удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 указанное решение изменено; первоначальные исковые требования удовлетворены частично: с учреждения в пользу общества взыскано 1 688 400 руб. 40 коп. долга, 321 996 руб. 21 коп. пени, 32 661 руб. 25 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части в удовлетворении первоначальных требований отказано; в части требований о взыскании штрафа в размере 1000 руб. производство по делу прекращено; встречные требования удовлетворены частично: с общества в пользу учреждения взыскано 385 863 руб. 64 коп. пени, 250 000 руб. в возмещение судебных расходов на оплату экспертизы, 16 639 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, кроме того, общество обязано не позднее 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда:
1. передать учреждению техническую документацию на платформу для инвалидов "Пегас-2-325-3,64" по адресу: г. Пермь, ул. Лобвинская, 42, зав. N 452:
- руководство/инструкцию по монтажу платформы в соответствии требованиями абзаца 1,2,3 п. 16 Приказа N 170 от 13.04.2018 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- сертификаты качества на материалы, используемые в работе, на соответствие требованиям СНиП, ГОСТ, техническим регламентам, требованиям правил пожарной безопасности, санитарным нормам;
- техническую документацию по замене, установке или модернизации объекта (в случае выполнения его замены, установки во введенном в эксплуатацию здании (сооружении) или выполнения модернизации) в соответствии с требованиями Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743;
- протокол испытаний электроустановки в соответствии с требованиями раздела III Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 170 от 13.04.2018;
- акт технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов в соответствии с утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 170 от 13.04.2018 (приложение N 2) формой;
- проект производства работ по устройству подъемника вертикального для инвалидов;
- акт на скрытые работы N 1: демонтаж металлоконструкций, демонтаж лестниц прямолинейных криволинейных, пожарных с ограждением и акт на скрытые работы N 2: установка анкерных болтов: в готовые гнезда с заделкой длиной до 1 м с отражением в них: наименования проектной документации, данных о лице, осуществляющем подготовку проектной документации, данных о лице, осуществляющем строительный контроль, данных о представителе лица, осуществляющего строительство, данных о представителе лица, осуществляющего подготовку проектной документации, данных о представителе лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, данных о выполнении работ по проектной документации, данных о применении при выполнении работ строительных материалов изделий, реквизитов сертификатов и других документов, подтверждающих их качество и безопасность, данных о выполнении работ в соответствии с техническими регламентами, нормативными актами, разделами проектной документации, данных раздела приложения с указанием пояснительных схем, чертежей результатов обследований, лабораторных и иных испытаний, заполнением раздела подписи;
- общий журнал работ, оформленный в соответствии с требованиями РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства";
2. выполнить работы в соответствии с Техническим заданием к договору N 1056500002519000055 от 13.11.2019, а именно:
- установить автоматические дверные привода;
- установить голосовое сообщение о прибытии на этаж и остановке платформы (монтаж коммутатора диспетчерской или директорской связи с усилителем, комплекта лифтового блока);
- предоставить расчеты передаваемых нагрузок на подпорную конструкцию;
- подготовить документацию для регистрации подъемной платформы в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
3. устранить недостатки металлоконструкции платформы для инвалидов "Пегас-2-325-3,64" по адресу: г. Пермь, ул. Лобвинская, 42 зав. N 452:
- нижняя рама опоры винта (балки) шахты: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов;
- сварные соединения крепления приставной шахты: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы, отсутствуют вертикальные сварные швы;
- горизонтальные пояса подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы;
- стойки подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов;
- раскосы подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы;
в удовлетворении остальной части встречных требований отказано; с общества в пользу учреждения взыскана судебная неустойка в размере 3000 руб. за каждый день неисполнения обязательств по передаче технической документации, выполнению работ, устранению недостатков.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отсрочке исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022, ссылаясь на отсутствие проекта по установке подъемника в нарушение требований Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.04.2018 N 170 и Постановления Правительства РФ от 24.06.2017 N 743. Заявитель пояснил, что обязанность по предоставлению проекта возложена на учреждение, однако не была им исполнена, что в настоящее время препятствует исполнению судебного акта о выполнении работ, устранении недостатков.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 06.02.2023 заявление общества о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта удовлетворено, обществу до передачи учреждением проекта установки платформы для инвалидов предоставлена отсрочка исполнения постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 в части обязанностей:
1. предоставить техническую документацию на платформу для инвалидов:
- техническую документацию по замене, установке или модернизации объекта (в случае выполнения его замены, установки во введенном в эксплуатацию здании (сооружении) или выполнения модернизации) оформляемой при монтаже платформы для инвалидов в соответствии с требованиями Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743;
- протокол испытаний электроустановки в соответствии с требованиями раздела III Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 170 от 13.04.2018;
- акт технического освидетельствования подъемной платформы для инвалидов в соответствии с утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 170 от 13.04.2018 (приложение N 2) формой;
- акт на скрытые работы N 1: демонтаж металлоконструкций, демонтаж лестниц прямолинейных криволинейных, пожарных с ограждением и акт на скрытые работы N 2: установка анкерных болтов: в готовые гнезда с заделкой длиной до 1 м с отражением в них: наименования проектной документации, данных о лице, осуществляющем подготовку проектной документации, данных о лице, осуществляющем строительный контроль, данных о представителе лица, осуществляющего строительство, данных о представителе лица, осуществляющего подготовку проектной документации, данных о представителе лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, данных о выполнении работ по проектной документации, данных о применении при выполнении работ строительных материалов /изделий, реквизитов сертификатов и других документов, подтверждающих их качество и безопасность, данных о выполнении работ в соответствии с техническими регламентами, нормативными актами, разделами проектной документации, данных раздела приложения с указанием пояснительных схем, чертежей результатов обследований, лабораторных и иных испытаний, заполнением раздела подписи;
- общий журнал работ, оформленный в соответствии с требованиями РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства".
2. выполнить работы в соответствии с Техническим заданием к договору N 1056500002519000055 от 13.11.2019:
- установить автоматические дверные привода;
- установить голосовое сообщение о прибытии на этаж и остановке платформы (монтаж коммутатора диспетчерской или директорской связи с усилителем, комплекта лифтового блока);
- предоставить расчеты передаваемых нагрузок на подпорную конструкцию;
- подготовить документацию для регистрации подъемной платформы в Западно-Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
3. устранить недостатки металлоконструкции платформы для инвалидов:
- нижняя рама опоры винта (балки) шахты: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов;
- сварные соединения крепления приставной шахты: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы, отсутствуют вертикальные сварные швы;
- горизонтальные пояса подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы;
- стойки подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов;
- раскосы подпорной конструкции платформы: непровары, шлаковые включения горизонтальных сварных швов, отсутствуют нижние горизонтальные сварные швы.
Не согласившись с вынесенным определением, учреждение обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит определение отменить, в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта отказать. По мнению апеллянта, суд не учел, что в нарушение требований части 1.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), предусматривающей выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией, а также части 2 статьи 48 ГрК РФ, согласно которой проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, общество приступило к монтажу платформы для инвалидов и смонтировало ее в отсутствие проектной документации. Заявитель жалобы указывает, что постановлением апелляционного суда устранение недостатков работ, выполнение работ и передача документации не поставлены в зависимость от каких-либо встречных обязательств учреждения и должны быть совершены обществом в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу. Учреждение полагает, что общество обладает возможностью исполнения судебного акта об устранении недостатков работ с учетом экспертных заключений, поскольку спорные работы подлежат выполнению не только в соответствии с проектной документацией, но и с соблюдением технических регламентов, ГОСТов, СНиПов, которыми общество как профессионал в сфере изготовления и монтажа подъемных механизмов должно руководствоваться в своей деятельности.
От общества в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит определение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Удовлетворяя заявление общества о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статьи 324 АПК РФ и исходил из наличия достаточных оснований для предоставления обществу отсрочки исполнения постановления апелляционного суда.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) судебного акта не находит.
В силу части 1 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Согласно статье 37 Закона об исполнительном производстве взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Частью 1 статьи 324 АПК РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
АПК РФ не содержит перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О).
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств.
При рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта суд должен учитывать не только прямо указанные в статье 324 АПК РФ обстоятельства, но и совокупность иных обстоятельств, соблюдать баланс интересов взыскателя и должника. В частности, суд должен выяснить, достигнет ли предоставление отсрочки конечной цели данного правового института - удовлетворения признанных судом требований кредитора и исполнимости судебного акта.
Судом первой инстанции в данном случае учтено, что в силу пункта 1.2 статьи 52 ГрК РФ строительные работы осуществляются в соответствии с проектной и рабочей документацией.
В части 2 статьи 48 ГрК РФ указано, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
К нарушениям требований к обеспечению безопасности подъемных платформ для инвалидов относится несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам (пункт 6 Раздела I приложения N 1 к Правилам организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N743 (далее - Правила N 743).
В соответствии с пунктом 16 Порядка технического освидетельствования и обследования подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13.04.2018 N 170 (далее - Порядок N 170), при полном техническом освидетельствовании платформы экспертной организацией должна быть осуществлена проверка соответствия установки оборудования смонтированной платформы документации по монтажу и проектной документации по установке платформы в здание (сооружение).
Как верно указано судом первой инстанции, выполнение работ по монтажу платформы для инвалидов возможно только при наличии проектной документации, в связи с чем общество вправе приступить к выполнению работ только после получения от учреждения проектной документации. При этом, как установлено судами при рассмотрении спора по существу, обязанность по разработке такой документации на общество договором не возложена и находится в зоне ответственности учреждения.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что для устранения недостатков металлоконструкции платформы для инвалидов требуется выполнение сварочных работ, которые в силу пункта 10.1.2. Свода правил "СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", утвержденного Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 109/ГС, производятся по рабочим чертежам металлических, железобетонных и бетонных с композитной полимерной арматурой конструкций марок КМ, КЖ и КБ, деталировочным чертежам марок КМД, КЖД и КБД, утвержденному проекту производства сварочных работ (ППСР) или специальному разделу по сварке в общем проекте производства работ, технологическим картам (регламентам), входящим в комплект исполнительной документации.
Согласно пункту 4.1.3 Свода правил СП 16.13330.2017 рабочие чертежи конструкций должны соответствовать требованиям нормативных документов по изготовлению, качеству и монтажу (СП 70.13330) стальных строительных конструкций. В рабочих чертежах конструкций (КМ и КМД) и в документации на заказ материалов следует указывать: способ выполнения сварных соединений, тип (способ) сварки; типы, марки, диаметры электродов, положение шва при сварке, тип подкладки для стыковых швов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для предоставления обществу отсрочки исполнения постановления в части выполнения работ, устранения недостатков и передачи исполнительной документации в отношении подъемной платформы.
Довод учреждения о том, что к работам общество приступило без проектной документации и платформа для инвалидов фактически смонтирована без нее, не имеет правового значения.
Учреждение должно было разработать (собственными или привлеченными силами) и передать обществу проектную документацию еще до начала работ, однако данную обязанность не исполнило. В целях устранения всех возможных недостатков работ в указанной части суд апелляционной инстанции полагает разумным и обоснованным требование общества о передаче проектной документации на платформу на стадии устранения недостатков работ.
То обстоятельство, что постановлением апелляционного суда по существу спора на учреждение не возложена обязанность по предоставлению проекта обществу, не свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения части судебного акта в порядке статьи 324 АПК РФ.
Учреждение как добросовестный заказчик должно быть заинтересовано в выполнении работ в полном соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, то есть в том числе о их выполнении на основании проектной документации и в соответствии с ней.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление обществу отсрочки исполнения судебного акта в части обязанностей, имеющих отношение к подъемной платформе, вопреки доводам учреждения, не нарушает, а напротив восстанавливает баланс прав и законных интересов сторон. При заключении договора учреждение не разработало и не передало обществу проектную документацию на подъемную платформу для инвалидов, а общество не потребовало ее разработки и передачи, в ходе исполнения договора указанное обстоятельство не было устранено. Суд полагает, что целям полного и надлежащего исполнения постановления по существу спора соответствует его исполнение после подготовки и передачи обществу проектной документации.
При названных обстоятельствах определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для отмены или изменения определения по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного определение суда от 06.02.2022 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Пермского края от 06 февраля 2023 года о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта по делу N А50-27599/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
У.В. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27599/2021
Истец: ООО ПО "ПЕГАС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ВЕРХНЕ-КУРЬИНСКИЙ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Третье лицо: ООО "ИКЦ "ПРОГРЕС"
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2024 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3314/2022
27.04.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3314/2022
14.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1378/2023
06.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1378/2023
13.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3314/2022
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-27599/2021
29.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3314/2022