город Воронеж |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А14-9971/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от УФАС по Воронежской области: Тельпов И.А.- представитель по доверенности N ДЧ/1621/23 от 01.03.2023, сроком действия до 01.01.2021, предъявлен паспорт, диплом;
от Департамента строительной политики Воронежской области: Демидова Е.Н. -представитель по доверенности N 61-11/1045 от 27.05.2021, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака.
от ООО "Майолика": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2022 по делу N А14-9971/2022, по заявлению Департамента строительной политики Воронежской области (ОГРН 1093668000931, ИНН 3664095238) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 07.06.2022 по делу N036/06/106-559/2022 и предписания от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Майолика" (ОГРН 1075902014220 ИНН 5902162591), Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (ОГРН 1093668028299, ИНН 3666159455),
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительной политики Воронежской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, антимонопольный орган) и к Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - УРКС ВО) о признании незаконным решения и предписания от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Майолика" (ООО "Майолика") и Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - УРКС ВО).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2022 заявленные требования Департамента о признании незаконным решения и предписания от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в удовлетворены в полном объеме.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обязано устранить допущенные решением и предписанием от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022 нарушения прав и законных интересов Департамента.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать постановление незаконным.
Считает, что довода заявителя об установлении минимального и максимального количества специалистов и подтверждению их квалификации свидетельствует о создании преимуществ отдельных участников закупки
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от Департамента строительной политики Воронежской области, а также дополнительные пояснения, поступившие от Воронежского УФАС России.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
25.05.2022 Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/ (далее - ЕИС), а также на сайте электронной площадки "РТСтендер" http://www.rts-tender.ru/ размещены извещение и документация о проведении электронного конкурса.
Предметом конкурса являлось выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Поликлинический корпус N 2 с. Пески Поворинской районной больницы" (номер извещения в ЕИС 0131200001022004570).
Заказчиком - департамент строительной политики Воронежской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 314 023,95 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 14.06.2022. По окончании подачи заявок на участие в электронном конкурсе подана 1 заявка.
Приложении к извещению о закупке установлено Положение о порядоке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе
В приложении к извещению о закупке установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В разделе II указанного приложения определены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;
- характеристики объекта закупки - 30%;
- квалификация участников закупки - 10%.
В рамках критерия "квалификация участника закупки" установлены детализирующие показатели: "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" при этом указано, что оценка осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "ж" пункта 20 Положения об оценке заявок.
Для подтверждения наличия у участника закупки опыта поставки товара, наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта должно подтверждаться: исполненным договором (договорами); актом (актами) выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Указанные документы должны соответствовать критериям: последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ; к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Предельное минимальное значение общего количества исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, составляет 4 договора.
Кроме того, конкурсная документация участников конкурса должна содержать сведения о наличии инженерно-технических специалистов с высшим профессиональным техническим образованием.
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, необходимых для выполнения проектно-изыскательских работ, их квалификацию (сканированные копии): трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 661 ТК РФ; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников; документы о высшем профессиональном образовании специалистов в области архитектурно-строительного проектирования в соответствии с предметом контракта и видами выполняемых работ.
Предельное минимальное значение общего количества таких специалистов, установленное заказчиком, составляет 20 (двадцать) специалистов.
02.06.2022 в адрес Воронежский УФАС России поступила жалоба ООО "Майолика" на действия заказчика - Департамента и уполномоченного органа - УРКС ВО в части установления в конкурсной документации критериев оценки, ограничивающих конкуренцию, что нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Решением от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Майолика" на действия Департамента и УРКС ВО и проведения внеплановой проверки комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) признала жалобу ООО "Майолика" обоснованной в части несоблюдения Департаментом Закона N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Поликлинический корпус N2 с. Пески Поворинской районной больницы"
В действиях Департамента и УРКС ВО установлены нарушения требований п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
На основании решения от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022 Департаменту и УРКС ВО выдано предписание в соответствии с которым необходимо устранить нарушения требований ст.8, п. 11 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, путем приведения конкурсной документации в соответствие с действующим законодательством и последующего осуществления процедуры закупки согласно требованиям Закона N 44-ФЗ.
В решении от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022 Комиссия со ссылкой на письмо ФАС России от 8.12.2021 N МШ/105064/21 указывает, что не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
Кроме того, назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок, дату проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, дату окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок, дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Департамент обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов (далее - субъекты контроля).
В соответствии с пункту 11 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ документация наряду с информацией, указанной в извещении об осуществлении закупки, должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 N 2604 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
Пунктом 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один пли несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу подпункта б) пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16, частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Постановления N 2604.
В подпункте "а" пункта 28 Положения об оценке заявок указано, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения об оценке заявок применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения об оценке заявок в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", рассчитывается по одной из формул, установленных данным пунктом.
В соответствии с пунктом 21 Положения если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Положением оценки заявок установлено, на основании заказчиком такие детализирующие показатели как: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки.
Таким образом, Департаментом, устанавливая детализирующий показатель и применяя формулу, предусмотренную подпунктом "ж" пункта 20 Положения, обязан установить предельное минимальное значение характеристики объекта закупки.
Согласно подпункту "г" пункта 28 Положения об оценке заявок и части III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе одним из документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта является акт (акты) выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); при этом последний акт, составленный при исполнении договора (договоров) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Закупка осуществляется путем проведения конкурса, Департамент не лишен права в целях выявления лучшего исполнителя установить критерии опыта в качестве критерия оценки заявок.
В соответствии со статьей 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, в том числе в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта.
Специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе в должности главного инженера проекта.
Требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы ( пункт 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ).
Таким образом, минимальное количество специалистов, осуществляющих организацию инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, составляет 2 специалиста.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства") перечислены основные виды инженерных изысканий: инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания).
Техническим заданием предусмотрено выполнение 4 видов инженерных изысканий, на выполнение которых требуются специалист с высшим профессиональным техническим образованием. Общее количество специалистов для выполнения соответствующих видов работ составляет не менее 20 человек.
Указанное не является необоснованным предоставлением преимущества каким-либо хозяйствующим субъектам, направлено на выбор наиболее сильного, опытного и компетентного исполнителя, с большей вероятностью способного надлежащим образом и в необходимые сроки удовлетворить нужды заказчика, направлено на реализацию принципа эффективного расходования бюджетных средств. Указанное не является требованиями к заказчику и не препятствует иным лицам, участвовать в закупке, а также, не предрешает исход торгов, поскольку их участники неизвестны.
Таким образом, указание спорных критериев оценки обоснованно.
В связи с вышеизложенным, апелляционная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции о том, что установленные Департаментом предельные минимальные значения по рассматриваемому детализирующему показателю критерия соответствуют Постановлению N 2604 и, как следствие, не нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 и пункт 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в части 23 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ закреплено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Предписание выдается антимонопольным органом в целях устранения (прекращения) выявленных им нарушений законодательства о закупках, на основании и во исполнение решения антимонопольного органа.
Целью предписания, которое выдается заказчику, является устранение заказчиком нарушений, повлекших нарушение прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Однако выданное антимонопольным органом решение от 07.06.2022 по делу N 036/06/106-559/2022 нарушает права и законные интересы Департамента при поредении конкурса.
Таким образом, предписание Воронежского УФАС России, выданное на основании указанного решения, также подлежит признанию незаконным.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов при рассмотрении апелляционной жалобы судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.11.2022 по делу N А14-9971/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9971/2022
Истец: Департамент строительной политики Воронежской области
Ответчик: Управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, УФАС по ВО
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3858/2023
26.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4573/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-9971/2022
29.08.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4573/2022