г. Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А40-244092/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Газэнергосеть Хабаровск"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-244092/22
по заявлению: ООО "Газэнергосеть Хабаровск" (ИНН: 2722099024 )
к ФАС России (ИНН: 7703516539)
третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
об оспаривании письма,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Карпусь П.Б. по дов. от 27.12.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным письма от 26.07.2022 N СП/70457/22.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Газэнергосеть Хабаровск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
ФАС России считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФАС России письмом от 26.07.2022 N СП/70457/22 (далее - Письмо), направленном в адрес заявителя, сообщила о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) предусмотрены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году.
Так, осуществление государственного контроля (надзора), в том числе рассмотрение заявлений об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения, а также принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации решения об утверждении тарифов в сфере горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также тарифов в области газоснабжения, не допускается.
Не согласившись с Письмом ФАС России, посчитав его необоснованным и незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
В силу части l статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Арбитражный суд, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, не установил совокупности условий, необходимых для признания недействительным Письма антимонопольного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, ООО "Газэнергосеть Хабаровск" в порядке, предусмотренном Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила N 123), обратилось в ФАС России с заявлением от 18.03.2022 N ХБ-423 (вх.N 49210/22 от 21.03.2022) об отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.12.2021 N 42/1 "Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый обществом с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Хабаровск" населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2022 год".
Письмом ФАС России Общество уведомлено о невозможности осуществления государственного контроля (надзора) путем рассмотрения заявлений об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, предусмотренном Правилами N 123, ввиду установленных Постановлением N 336 ограничений на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий.
Так, исходя из положений пункта 3 Постановления N 336 следует, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились по ограниченному перечню оснований.
При условии согласования с органами прокуратуры допускалось проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при угрозе:
- причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- обороне страны и безопасности государства;
- возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Без согласования с органами прокуратуры проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий допускалось при наличии следующих оснований:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации (принятому после вступления в силу Постановления N 336);
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (принятому после вступления в силу Постановления N 336) и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
При отсутствии указанных оснований осуществление государственного контроля (надзора), в том числе рассмотрение заявлений об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в 2022 году не допускалось.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что ссылка заявителя на положения Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 N 533 (далее - Правила N 533), не применима к рассматриваемым правоотношениям, поскольку Общество обратилось в антимонопольный орган в рамках административной процедуры, предусмотренной Правилами N 123.
Кроме того, положениями Правил N 533 не предусмотрено рассмотрение споров и разногласий между регулируемыми организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по вопросу установления розничных цен на сжиженный газ.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым Письмом ФАС России, заявитель не учитывает следующее.
Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.12.2021 N 42/1, заявление об отмене которого было направлено Обществом в антимонопольный орган, признано утратившим силу постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.11.2022 N 47/2.
Положения действующего законодательства, в том числе Правила N 123 не предусматривают возможности отмены антимонопольным органом утративших силу нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, отсутствие в настоящем случае нарушения прав и законных интересов ООО "Газэнергосеть Хабаровск" влечет за собой несоответствие поданного заявления базовой цели арбитражного процесса, закрепленной в статье 4 АПК РФ, - восстановления нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое письмо ФАС России от 26.07.2022 N СП/70457/22 является законным и обоснованным, изложенным в полном соответствии с нормами действующего законодательства.
В свою очередь, доказательства того, что оспариваемым Письмом антимонопольного органа нарушены права и законные интересы заявителя, в том числе созданы какие-либо препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, суду, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлены.
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Довод апелляционной жалобы о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд не принял во внимание и не учел все доводы подателя жалобы, не принимается апелляционной коллегией, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Иные доводы ООО "Газэнергосеть Хабаровск", изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, а также были предметом рассмотрения при разрешении дела по существу судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2023 по делу N А40-244092/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244092/2022
Истец: ООО "ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ ХАБАРОВСК"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ