г. Москва |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А40-198244/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента городского имущества города Москвы и ООО "ВСМ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2022 по делу N А40-198244/22 по заявлению ООО "ВСМ"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица: 1) Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, 2) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы,
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Семенов С.В. по дов. от 11.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Горчакова Е.А. по дов. от 22.12.2022; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВСМ" (далее - истец, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - заинтересованное лицо, Департамент) от 15.08.2022 N 33-5-76688/22-(0)-1 "Об отказе в приеме документов", бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от вынесения Распоряжения о формировании земельного участка под зданием заявителя по адресу: г. Москва, улица Достоевского, дом 31-33, стр. 8 с кадастровым номером: 77:01:0004004:1046 и обязании Департамента городского имущества г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу вынести Распоряжение о формировании земельного участка под зданием по адресу: г. Москва, улица Достоевского, дом 31 -33, стр. 8 с кадастровым номером: 77:01:0004004:1046.
Решением от 29.12.2022 суд признал незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы от 15.08.2022 N 33-5-76688/22-(0)-1 "Об отказе в приеме документов". Суд обязал Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВСМ" в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал. Суд также взыскал с Департамента городского имущества г. Москвы в пользу ООО "ВСМ" расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 руб.
С таким решением суда не согласился Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
С таким решением суда не согласилось ООО "ВСМ" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
ООО "ВСМ" в отзыве с доводами апелляционной жалобы Департамента не согласилось, просит в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "ВСМ" поддержал доводы своей жалобы, представитель Департамента поддержал доводы своей жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель является собственником здания по адресу: г. Москва, улица Достоевского, дом 31-33, стр. 8 с кадастровым номером: 77:01:0004004:1046.
Для целей оформления земельно-имущественных отношений по указанному адресу Заявитель обратился в ДГИ города Москвы за услугой "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
15.08.2022 ДГИ города Москвы за N 33-5-76688/22-(0)-1 отказано в приеме документов на предоставлении услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" по причине того, что согласно п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Проект межевания территории квартала в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок утвержден распоряжением Департамента N 4014 от 30.03.2015. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
В связи с чем, образование испрашиваемого земельного участка возможно в случае корректировки проекта межевания территории квартала, предусматривающей формирование самостоятельного земельного участка под зданием по адресу: г. Москва, ул. Достоевского, д. 31, стр. 8. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2.8.1.5 Административного регламента, принято решение об отказе в приеме документов.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ВСМ" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории;
2) из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации ", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
6) из земельного участка, предоставленного для строительства индивидуальных жилых домов с привлечением средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Положения пп. 4 п. 3 ст. 11.3 (в ред. ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим до 27.06.2019.
Департамент городского имущества города Москвы входит в состав Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений, курируемый Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, руководителем Департамента экономической политики и развития города Москвы Ефимовым Владимиром Владимировичем.
Работа Департамента регламентирована Постановлением Правительства Москвы N 99-ПП от 20 февраля 2013 года.
Департамент является функциональным органом исполнительной власти города, осуществляющим функции, в том числе и выполнения полномочий собственника в отношении имущества и земель города Москвы, использования, охраны и их учета на территории города Москвы.
В соответствии с п. 4.2.1 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", О заключении с правообладателями зданий, сооружений для целей эксплуатации таких зданий, сооружений договоров купли-продажи, аренды земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены указанные здания, сооружения, предоставлении в установленном порядке в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, в том числе расположенных за пределами города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений для целей их эксплуатации.
В соответствии с п. 4.2.7 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-1Ш "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с п. 4.2.8 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества осуществляет подготовку и утверждение проектов межевания территории, подготавливаемых в виде отдельного документа.
В соответствии с п. 4.2.9 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества осуществляет подготовку и утверждение Распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 4.2.18 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества осуществляет согласование и совершение сделок с правами аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 4.2.23 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества осуществляет, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, договоров ответственного хранения, договоров залога, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 5.5. Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества заключает в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами.
В соответствии с п. 6.20 Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества обеспечивает государственную регистрацию возникновения, изменения, прекращения прав города Москвы на недвижимое имущество, а также возникновения и прекращения ограничений и обременений на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, находящиеся в государственной собственности города Москвы, включая земельные участки, расположенные за пределами города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2.8. Административного регламента "Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги", основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: 2.8.1.2. Обращение заявителя за получением государственной услуги, предоставление которой не осуществляется Департаментом.
Указанное основание также противоречит вышеуказанным нормам, услуга "Предварительное согласование предоставления земельного участка" осуществляется департаментом, что подтверждается административным регламентом.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ЗК РФ, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Ранее 28.04.2018 заинтересованным лицом уже выносилось Распоряжение N 13707 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Достоевского, влд. 31, стр. 8.
07.11.2022 заинтересованным лицом было предложено заявителю подать новое заявление о выдаче предварительного распоряжения о предоставлении земельного участка под зданием Заявителя в аренду.
21.11.2022 в ответ на указанное заявление заинтересованным лицом в приеме документов было отказано.
Доводы заинтересованного лица о том, что заявителем не была предоставлена схема расположения испрашиваемого земельного участка судом рассмотрен и отклонен, как необоснованный, так как указанный довод не указывался в отказе в приеме документов от 15.08.2022, а довод заинтересованного лица, о том, что заявитель может только требовать рассмотрения его заявления по существу, а не выделения земельного участка противоречит п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п.5 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем были предприняты все возможные действия для оформления земельных отношений, а заинтересованным лицом во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана законность и обоснованность отказа в приёме документов.
Следовательно, Решение Департамента городского имущества г. Москвы от 15.08.2022 г. N 33-5-76688/22-(0)-1 "Об отказе в приеме документов" является незаконным.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента, в связи с наличием оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Департамента городского имущества г. Москвы от 15.08.2022 N 33-5-76688/22-(0)-1 "Об отказе в приеме документов" является необоснованным. Суд первой инстанции правомерно обязал Департамент городского имущества г. Москвы в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ВСМ" в установленном законом порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на Заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ООО "ВСМ", суд первой инстанции правомерно признал необоснованными требования заявителя в части признания незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося в уклонении от вынесения Распоряжения о формировании земельного участка под зданием Заявителя по адресу: г. Москва, улица Достоевского, дом 31-33, стр. 8 с кадастровым номером: 77:01:0004004:1046 и обязании Департамент городского имущества г. Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу вынести Распоряжение о формировании земельного участка под Зданием по адресу: г. Москва, улица Достоевского, дом 31 -33, стр. 8 с кадастровым номером: 77:01:0004004:1046, поскольку суд не может подменять собой функции Департамента городского имущества г. Москвы по рассмотрению заявления о предоставлении услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Доводы подателей апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2022 по делу N А40-198244/22 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-198244/2022
Истец: ООО "ВСМ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ