г. Москва |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А40-200624/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "АРТЕЛЬ СТАРАТЕЛЕЙ "ТЫВА"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-200624/22
по заявлению ООО "АРТЕЛЬ СТАРАТЕЛЕЙ "ТЫВА"
к МИНИСТЕРСТВУ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ; ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
о признании незаконным решения, о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Воронков Е.Е. - генеральный директор, Абдуллаева Н.А. по доверенности от 01.03.2023; |
от заинтересованных лиц: |
Матвиенко О.С. по доверенности от 06.12.2022, Куликова А.А. по доверенности от 08.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Артель старателей "Тыва" (далее также - Общество, недропользователь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии РФ (далее также - Минприроды России), Федеральному агентству по недропользованию (далее также - Роснедра, Агентство) об оспаривании решения, оформленного в протоколе от 19.05.2022 о рассмотрении материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии и переоформлению лицензий по участкам недр, и действий по исключению из реестра государственной регистрации лицензий лицензии от 13.04.2006 КЗЛ N 13574, тип БЭ, а также об обязании устранить нарушение прав заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу послужило решение Комиссии Роснедр, оформленное протоколом от 19.05.2022 (далее также - протокол), об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в лицензию КЗЛ 13574 БЭ (далее также - лицензия) в части продления срока ее действия.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности перечисленных условий на основании следующего.
Так, согласно ч.1 ст.20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее также - Закон о недрах) право пользования недрами прекращается по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр.
Статьей 28 указанного Закона предусмотрено, что государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственных реестров осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр утвержден приказом Минприроды России от 29.10.2020 N 865 (далее также - Порядок).
Сведения, содержащиеся в государственном реестре участков недр, являются открытыми и общедоступными.
В соответствии с п.18 Порядка государственному учету в государственном реестре участков недр подлежат участки недр, предоставленные в пользование, и лицензии на пользование участками недр.
На основании п.17 Порядка (в ред. до 12.06.2022) ведение государственного реестра участков недр осуществляется Агентством с привлечением Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский федеральный геологический фонд".
Согласно п.19 Порядка государственный реестр участков недр ведется в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются сведения, указанные в п.20 Порядка, на основании данных для заполнения форм реестровой записи.
Кроме того, в соответствии с абз."а" п.19 Порядка реестровая запись государственного реестра участков недр формируется в автоматическом режиме на основании данных, содержащихся в лицензии на пользование недрами в форме электронного документа или приложении к ней в форме электронного документа.
Сведения о прекращении права пользования недрами, в том числе досрочном, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами вносятся в государственный реестр участков недр в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии на пользование недрами, с использованием специализированного программного обеспечения, интегрированного в федеральную государственную информационную систему "Автоматизированная система лицензирования недропользования" в автоматическом режиме (п.25 Порядка).
Согласно материалам дела после истечения срока действия лицензии (31.12.2021) в соответствии с требованиями действующего законодательства запись о прекращении права пользования недрами по лицензии 01.01.2022 внесена в государственный реестр участков недр в автоматическом режиме.
При этом необходимо отметить, что внесение указанной записи осуществлено по истечении установленного в лицензии срока ее действия в силу закона (ч.1 ст.20 Закона о недрах).
Срок действия лицензии является ее неотъемлемой составной частью, следовательно, по истечении установленного в лицензии срока ее действия прекращается и право на пользование участком недр, которое удостоверяет лицензия (п.5 ч.1 ст.12 и ч.1 ст.20 Закона о недрах).
Таким образом, на основании записи о прекращении права пользования недрами лицензия была лишь снята с государственного учета.
При этом действия по снятию лицензии с государственного учета осуществлялись Роснедрами в рамках исполнения им строго закрепленного объема публичных полномочий в соответствии с требованиями Порядка.
Учитывая изложенное, право пользования недрами по лицензии прекращено на основании нормы закона, внесение записи в реестр лицензий лишь подтверждает факт прекращения права пользования недрами, а аннулирование лицензии носит технический, а не правоустанавливающий характер.
Согласно протоколу основанием для отказа в удовлетворении заявки Общества послужило недостаточное обоснование необходимости продления срока действия лицензии ввиду наличия нарушений условий пользования недрами по лицензии.
При этом в протоколе отсутствует какое-либо указание на то обстоятельство, что истечение срока действия лицензии является препятствием для ее продления.
Истечение срока действия лицензии является достаточным основанием для ее исключения из реестра.
Законом о недрах и Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утв. приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (далее также - Административный регламент), не предусмотрено совершение уполномоченным органом иных действий, направленных на взаимодействие с недропользователем, в связи с прекращением действия лицензии по указанному основанию.
На основании п.38 Административного регламента основанием для внесения изменений в лицензию, в том числе в целях исправления технических ошибок, является заявка пользователя недр о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.
Согласно материалам дела заявка Общества на внесение изменений в лицензию в части исправления технической ошибки в координатах поступила в Тыванедра 27.07.2020.
При рассмотрении данной заявки установлено, что техническая ошибка выявлена Обществом по результатам работ, выполненных в 2020 году.
Вместе с тем согласно дополнению N 3 к лицензии от 06.02.2015 срок проведения работ по переоценке остаточных запасов золота и представлению геологического отчета на государственную экспертизу установлен до 01.07.2017.
Изменением и дополнением N 1 к лицензии от 08.08.2017 срок проведения означенных работ и представления отчета на экспертизу продлен до 31.12.2018.
Таким образом, в 2015 Общество обязано было начать данные работы и в срок до 31.12.2018 представить геологический отчет на госэкспертизу.
Вместе с тем из представленных заявителем документов не следует, что им в рамках исполнения указанного обязательства в установленный период проводились какие-либо работы.
Отклоняя ссылку заявителя на то, что наличие технической ошибки препятствовало подготовке проекта работ по переоценке остаточных запасов золота и его последующей экспертизе, из чего следует, что в случае, если бы заявитель приступил к разработке проекта в установленные сроки, то указанная техническая ошибка была бы выявлена ранее, суд первой инстанции обоснованно отметил, что работы по пересчету остаточных запасов золота, в ходе которых выявлена техническая ошибка, начаты Обществом лишь через 2 года после окончания установленного условиями пользования недрами срока.
В изменениях и дополнениях N 2 к лицензии исправлена техническая ошибка, географические координаты угловых точек участка недр и площадь участка недр изложены в новой редакции.
Исходя из положений п.38 Административного регламента, процедура внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется только по заявке пользователя недр либо обращению Роснедр или его территориальных органов к пользователю недр.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Все доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на субъективных суждениях заявителя, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции и иной, чем у суда, оценке доказательств и обстоятельств дела. При этом данные доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-200624/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200624/2022
Истец: ООО "АРТЕЛЬ СТАРАТЕЛЕЙ "ТЫВА""
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ