г. Владивосток |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А51-1107/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 мая 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1877/2023
на решение от 22.02.2023
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-1107/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественной организации "Автоклуб "Родео" г. Находка" (ИНН 2508032905, ОГРН 1032500006912)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339)
о признании незаконными решения,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общественная организации "Автоклуб "Родео" г. Находка" (далее - заявитель, организация, ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка") обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - ответчик, Росреестр) о признании незаконным решения, выраженного об отказе в государственной регистрации права N КУВД - 001/2021-37971470/3 от 24.12.2021.
Определением от 28.04.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - Министерство, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2023 заявленные требования удовлетворены с обязанием ответчика осуществить государственную регистрацию договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 4/41-21 от 13.07.2021 в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росреестр обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда первой инстанции от 22.02.2023 отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование своей позиции Росреестр ссылается на то, что при заключении договора аренды от 13.07.2021 N 4/41-21 Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края были нарушены положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом позиции, изложенной в письме Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 07.12.2020 N АВ-06-27/24339, нормами Лесного кодекса РФ закреплены условия, при которых допускается предоставление частей лесного участка без их государственного кадастрового учета. При заключении договоров на лесные участки для иных целей необходимо проведение государственного кадастрового учета лесного участка, являющегося частью земельного участка, поставленного на ГКУ с категорией "земли лесного фонда". Поскольку между сторонами предыдущий договор был прекращен и заключен новый договор, то при заключении нового договора необходимо применять требования законодательства, действующего на момент заключения нового договора.
От общественной организации "Автоклуб "Родео" г. Находка" в порядке статьи 262 АПК РФ поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому организация выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, в связи с чем просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
13.07.2021 между ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" в лице Арендатора и Министерством в лице Арендодателя заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 4/41-21 на основании приказа от 15.04.2021 N 553 без проведения торгов, предметом которого является лесной участок площадью 21,5400 га, местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 343 часть выделов 15, 16; квартал N 348 часть выделов 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 30/1105019-2008-07, категория защитности: защитные леса, вид разрешенного использования: осуществления рекреационной деятельности (пункты 1.1, 1.2 договора).
Согласно пункту 1.4 договора границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренного приложением 1 к настоящему договору. Характеристики лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении 2 к настоящему договору.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора). ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" обратилось в Росреестр с заявлением от 13.09.2021 о государственной регистрации прав по договору аренды 13.07.2021 N 4/41-21.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных заявителем документов, уведомлением от 24.09.2021 N КУВД-001/2021-37971470/1 государственная регистрация прав приостановлена до 24.12.2021 в связи с предоставлением договора аренды лесного участка, который не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости, право на который заявлено, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 26 и часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Уведомлением от 24.12.2021 N КУВД-001/2021-37971470/3 Росреестр сообщил об отказе в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с не устранением приведенных в уведомлении от 24.09.2021 N КУВД-001/2021-37971470/1 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в том числе, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Полагая, что отказ Росреестра в государственной регистрации прав на спорный объект недвижимости, предоставленный по договору аренды от 13.07.2021 N 4/41-21 на основании направленных документов, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
По правилам главы 24 АПК РФ рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона о регистрации определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 21 Закона о регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с положениями статьи 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Закона.
Согласно части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Отказ государственного регистратора в государственной регистрации прав может быть обжалован в суд по правилам главы 24 АПК РФ.
Основания для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора перечислены в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В частности, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 24.09.2021 N УВД-001/2021-37971470/1 регистрирующий орган сослался на пункт 7 указанной статьи, согласно которому осуществление государственной регистрации прав может быть приостановлено, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из указанного уведомления, Управление Росреестра посчитало, что представленный на государственную регистрацию договор аренды лесного участка не содержит сведений, позволяющих однозначно идентифицировать объект недвижимости, право на который заявлено.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственной регистрации, заявителем в установленный срок до 24.12.2021 устранены не были, в порядке статьи 27 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав было отказано уведомлением от 24.12.2021 N КУВД-001/2021-37971470/3.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что уведомление о приостановлении государственной регистрации, и последующие за ним уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 24.12.2021 N КУВД-001/2021-37971470/3 являются необоснованными, поскольку оснований для вывода регистрирующего органа о несоответствии договора N 4/41-21 от 13.07.2021 требованиям действующего законодательства применительно к идентификации спорного лесного участка у Управления Росреестра не имелось.
Делая указанный вывод, коллегия исходит из следующего.
На основании статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ, на которую сослался Росреестр уже в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Частью 3 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.
Исключения из этого общего правила, согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ, составляют случаи, предусмотренные частью 3 настоящей статьи и частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ определено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Условия, при совокупном наличии которых может быть реализовано без проведения торгов право на заключение новых договоров аренды лесных участков, заключенных ранее без проведения торгов, а также по результатам торгов, если срок аренды составляет 10 лет и более, определены в части 2 статьи 74 ЛК РФ, а именно:
1) заявление о заключении нового договора аренды лесного участка подано не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Учитывая вышеизложенные нормы, коллегия делает вывод о том, что арендаторы, надлежащим образом исполнявшие договоры аренды лесных участков, которые были предоставлены в аренду на торгах на срок 10 лет и более, получили право заключить новый договор аренды лесных участков без торгов.
Как усматривается из материалов дела, изначально спорный лесной участок предоставлен заявителю на основании протокола N 25 от 09.02.2006 Агентства лесного хозяйства Приморского Края "О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей", заключен договор аренды N 5 от 28.02.2006, который зарегистрирован в соответствии с действовавшим на тот период порядком регистрации Владимиро-Александровским отделом главного управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 17.05.2006 за номером 25-25-22/003/2006-268.
В приложении N 1 к указанному договору определены характеристики переданного участка лесного фонда, а приложением N 3 является план участка лесного фонда, передаваемого в аренду, с отображением границ, координат характерных точек, привязкой и тд.
В свою очередь, договор аренды лесного участка от 16.12.2008 N 57/14 заключен между Управлением лесным хозяйством Приморского края и заявителем без проведения процедуры торгов, с целью приведения ранее заключенного договора аренды того же лесного участка от 28.02.2006 N 5 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), согласно которой договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 (пройти процедуру переоформления).
При этом, арендатор по договору от 28.02.2006 N 5, в срок установленный законом срок - до 01.01.2009 в соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Вводного закона, воспользовалось правом переоформления указанного договора аренды от 28.02.2006 N 6 с целью приведения его в соответствие с Лесным кодексом, путем оформления нового договора от 16.12.2008 N 57/14.
Вопреки позиции апеллянта, отмеченное переоформление договора аренды с целью приведения в соответствие с нормами действующего законодательства не является заключением договора аренды без проведения торгов по смыслу части 4 статьи 74 Лесного кодекса.
Согласно пункту 2 раздела 1 договора от 16.12.2008 N 57/14 лесной участок площадью 21,45 га, предоставляемый в аренду, имеет местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 343 часть выделов 15, 16; квартал N 348 часть выделов 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 30/1105019-2008-07.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 (границы лесного участка определены на плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью договора).
Договор аренды от 16.12.2008 N 57/41 зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 19.05.2009 N 25-25- 22/004/2009-042.
Срок действия указанного договора аренды установлен разделом VII, а именно: с момента государственной регистрации по 08.02.2021 года.
Таким образом, названный договор заключен сторонами по результату аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, на срок более 10 лет.
В связи с этим, на основании пункта 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ при надлежащем исполнении договора, по истечении его срока арендатор имеет право на заключение нового договора аренды этого же лесного участка без проведения торгов, которое и было реализовано ОО "Автоклуб "Родео" г.Находка" путем заключения Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 4/41-21 от 13.07.2021.
Как следует из позиции регистрирующего органа, предметом договора N 4/41-21 от 13.07.2021 является лесной участок, не поставленный на кадастровый учет, что, противоречит части 2 статьи 72 ЛК РФ, и является основанием для отказа в государственной регистрации такого договора. При этом иные основания для отказа в удовлетворении заявления Росреестром в оспариваемых уведомлениях отсутствуют.
Действительно, как усматривается из материалов дела, спорный лесной участок, не поставлен на кадастровый учет, что не оспаривается и участниками спора.
Вместе с тем, регистрирующим органом не учтено то, что ЛК РФ не предусматривает такого обстоятельства в качестве основания для отказа в заключении договора аренды на новый срок, а, следовательно, и для государственной регистрации такого договора.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2020 N Ф04-2103/2020 по делу N А46-15229/2019, определении Верховного суда РФ от 22.01.2016 N 309-КГ15-18363.
В соответствии с пунктом 1.2 договора от 13.07.2021 N 4/41-21 лесной участок, предоставляемый в аренду, имеет следующие характеристики: Площадь лесного участка: 21,5400 га, местоположение: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Владимиро-Александровское участковое лесничество, квартал 343 часть выделов 15, 16; квартал N 348 часть выделов 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, номер учетной записи в государственном лесном реестре N 30/1105019-2008-07; категория защищенности: Защитные леса; вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренного приложением N 1 к договору (п. 1.4).
Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 1.4 договора границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренного приложением 1 к настоящему договору. Характеристики лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в приложении 2 к настоящему договору.
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ).
Разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом N 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 3 статьи 70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В части 6 статьи 47 Закона N 221-ФЗ определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными.
В соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ, документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.
Применительно к настоящему случаю, в 2006 и 2009 годах договоры аренды спорного земельного участка прошли государственную регистрацию в Росреестре по номеру учетной записи в государственном лесном реестре и по плану (схеме) земельного участка.
При этом, поскольку ни Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН, то данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 N ОГ-Д23-4466).
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 86-КГ17-2).
Учитывая вышеизложенное, коллегия признает, что Росреестр необоснованно в отсутствие установленных законом оснований приостановил государственную регистрацию договора аренды, а затем отказал в государственной регистрации договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 4/41-21 от 13.07.2021, со ссылкой на отсутствие кадастрового учета спорного лесного участка.
В свою очередь, общественной организацией при обращении в Росреестр был представлен полный пакет документов для государственной регистрации права.
Довод регистрирующего органа о том, что испрашиваемый лесной участок может быть предоставлен в пользование заинтересованному лицу только после подготовки последним документов для государственного кадастрового учета, применительно к обстоятельствам настоящего дела не может быть признан основанным на положениях действующего законодательства. Такой подход, при наличии прямо действующей нормы части 1.1 статьи 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ возлагает на заявителя ничем необоснованные, несоразмерные предоставляемому праву затраты.
Кроме того, на основании статьи 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с частью 5.1 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 4 части 11 статьи 41 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом, принимая во внимание положения части 6 статьи 70.1 ЛК РФ, поскольку спорный лесной участок предоставлен заявителю в аренду не для видов его использования, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ, а для осуществления рекреационной деятельности, то лицом, заинтересованным в лесном участке не может обеспечиваться выполнение работ по подготовке проектной документации.
В связи с этим постановка лесного участка на кадастровый учет самим заявителем не может быть осуществлена.
Ссылка апеллянта на правовую позицию, изложенную в письме Рослесхоза от 07.12.2020 N АВ-06-27/24339 "О постановке лесного участка на государственный кадастровый учет (для заготовки древесины)"), согласно которого закреплены условия, при которых допускается предоставление частей лесного участка без их государственного кадастрового учета не может быть учтена, поскольку не применима к возникшим правоотношениям.
Так, из содержания указанного письма следует, что Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение по вопросу постановки лесного участка (части лесного участка) с целью предоставления для заготовки древесины.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, заявленные ОО "Автоклуб "Родео" г. Находка" подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.02.2023 по делу N А51-1107/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1107/2022
Истец: "АВТОКЛУБ "РОДЕО" Г. НАХОДКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство Лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края