г. Воронеж |
|
28 апреля 2023 г. |
А14-7019/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Безбородова Е.А.
судей Мокроусовой Л.М.
Ореховой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Омельченко О.В.,
при участии:
от ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания": Ермаков В.В., представитель по доверенности от 30.12.2022,
от конкурсного управляющего ООО "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" Смирнова Н.С.: Тутова К.С., представитель по доверенности от 10.06.2022,
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" на определение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2023 по делу N А14-7019/2021 по заявлению ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" на действия конкурсного управляющего ООО "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" Смирнова Н.С.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.08.2021 заявление ООО "ГАЗ РЕСУРС" признано обоснованным, в отношении ООО "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Смирнов Николай Сергеевич.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось с жалобой на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим Смирновым Н.С. возложенных на него обязанностей в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ООО "СпецСтройВоронеж". Заявитель просил признать ненадлежащим исполнение обязанностей конкурсного управляющего ООО "СпецСтройВоронеж" Смирновым Н.С; отстранении конкурсного управляющего Смирнова Н.С. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "СпецСтройВоронеж".
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2023 в удовлетворении жалобы Публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на действия (бездействие) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" Смирнова Н.С. отказано.
Не согласившись с данным определением, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В электронном виде через систему "Мой арбитр" от конкурсного управляющего ООО "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" Смирнова Н.С. поступил отзыв на апелляционную жалобу, который суд приобщил к материалам дела.
Представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое определение незаконным и необоснованным, просил его отменить.
Представитель конкурсного управляющего ООО "СПЕЦСТРОЙВОРОНЕЖ" Смирнова Н.С. возражал на доводы апелляционной жалобы, считает обжалуемое определение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой иснатнции, доводы, приведенные заявителем в жалобе, сводятся к следующему: не указание в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства всех сведений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего", а также приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195; непредставлении конкурсным управляющим запрашиваемой информации о процедуре банкротства в отношении должника, в том числе заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, выписки по счетам должника за последние три года конкурсным управляющим в адрес Общества не представлены; нарушении сроков проведения инвентаризации имущества должника.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего определен в статье 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий конкурсного управляющего незаконными и отстранения его от возложенных на него обязанностей.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В случае нарушения действиями (бездействием) арбитражного управляющего прав и законных интересов кредиторов они имеют возможность защитить свои права путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в арбитражный суд в порядке, установленном в статье 60 Закона о банкротстве.
При этом, из буквального толкования нормы статьи 60 Закона о банкротстве следует, что правовым основанием для удовлетворения жалобы на действия (бездействие) арбитражного управляющего является одновременное установление факта несоответствия конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям закона и нарушение вследствие совершения таких действий (допущения бездействий) прав и законных интересов кредиторов.
В обоснование жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего кредитор ссылался на то, что конкурсным управляющим в нарушение Общих правил подготовки отчетов арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 и Типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 (далее - Общие правила), арбитражным управляющим ООО "СпецСтройВоронеж" в отчете конкурсного управляющего от 17.01.2022 не отражены сведения:
- раздела "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника"; сведений о проведении инвентаризации имущества должника; сведений о проведении оценки имущества должника;
- раздела "Сведения о ходе реализации имущества должника";
- раздела "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений";
- раздела "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам";
- раздела "Сведения о работниках должника";
- раздела "Сведения о проведении конкурсным управляющим работы по закрытию счетов должника и ее результатах";
- раздела "Сведения о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов)".
Кроме того, по мнению кредитора, конкурсный управляющий не принял полных и достаточных мер по выявлению имущества должника (прав требований) и по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании в период, с даты утверждения конкурсного управляющего.
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве установлено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Требования к оформлению отчетности арбитражного управляющего определены в Общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 229 (далее - Общие правила).
В соответствии с пунктом 10 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в том числе сведения о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения (пункт 11 Правил).
На основании пункта 12 Общих правил отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения (пункт 13 Общих правил).
Согласно пояснениям конкурсного управляющего должника типовые формы отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства предполагают заполнение таблиц, только при наличии факта, подлежащего внесению в такие таблицы. При этом, как установлено судом первой инстанции, таблица "Сведения о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах" в отчете от 17.01.2022 заполнена, в ней содержатся сведения о кредитной организации, реквизитах счета и о том, что данный счет оставлен основным.
Кроме того, отчет от 17.01.2022 представляет собой "промежуточный отчет". Так в процедуре конкурсного производства было проведено два собрания кредитора (16.11.2021 и 13.05.2022) и составлено два отчета конкурсного управляющего в соответствии с правилами, установленными п. 1 и п. 2 ст. 143 Закона о банкротстве. Исходя из анализа положений статьей 12 и 143 Закона о банкротстве, обязанность по представлению отчетов возникает у конкурсного управляющего в момент проведения собрания кредиторов и направления указанного отчета в арбитражный суд.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции, доказательств того, что конкурсный управляющий по состоянию на 17.01.2022 располагал информацией и при этом не отразил ее, либо отразил с искажениями, в том числе в спорных разделах "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника"; "Сведения о ходе реализации имущества должника"; "Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений"; "Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам"; "Сведения о работниках должника"; "Сведения о проведении конкурсным управляющим работы по закрытию счетов должника и ее результатах"; "Сведения о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов)" в материалы обособленного спора не представлено.
Кроме того, отчет конкурсного управляющего, на который ссылался заявитель, не является итоговым, по мере поступления информации он дополняется.
Конкурсным управляющим в рамках ведения дела о банкротстве Должника были проведены собрания кредиторов, в том числе 16.11.2021 и 13.05.2022, о чем имеются сведения на сайте ЕФРСБ.
В целях подготовки к собраниям кредиторов, назначенным на 16.11.2021 и 13.05.2022 конкурсным управляющим представлены на ознакомление Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства по состоянию на соответственно 16.11.2021 и 13.05.2022, Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств Должника по состоянию на соответственно 16.11.2021 и 13.05.2022.
Доказательства несоответствия отчетов конкурсного управляющего от 16.11.2021 и от 13.05.2022 требованиям действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
При этом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, какие-либо технические неточности в отчете не нарушают права кредиторов, на получение информации.
В силу ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца. В настоящем случае конкурсный управляющий исполняет данную обязанность, включая предоставление документов по собранию в суд.
Запросы конкурсного управляющего, также справки из регистрирующих органов, договоры представлялись собранию кредиторов 16.11.2021 и 13.05.2022, на котором представитель заявителя присутствовал. Копии существенных документов приобщены в материалы дела как приложения к отчету, что подтверждается сопроводительными письмами с отметкой канцелярии.
С учетом изложенного, доводы жалобы, содержащиеся также в апелляционной жалобе, о том, что отчет конкурсного управляющего от 17.01.2022 составлен с нарушением требований законодательства, что нарушает права и законные интересы кредиторов на получение информации по делу о банкротстве; конкурсным управляющим ненадлежащим образом исполняется обязанность по составлению отчетов, что вводит участников конкурсного процесса в заблуждение, а также ограничивает в получении полной и достоверной информации о ходе процедуры конкурсного производства, правомерно отклонены судом первой инстанции, как несостоятельные.
Пунктом 1 статьи 61.8 Закона о банкротстве определено, что заявление об оспаривании сделки должника подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
В силу пункта 1 статьи 61.14 Закона о банкротстве правом на подачу заявления о привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 61.11 и 61.13 настоящего Федерального закона, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, от имени должника обладают арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.
В силу п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве конкурсный управляющий несет самостоятельную обязанность действовать в интересах должника и кредиторов добросовестно и разумно.
При обжаловании действий арбитражного управляющего, связанных с неоспариванием сделок должника, суд должен установить, проведена ли конкурсным управляющим необходимая работа по анализу документов и приведенных кредитором доводов, с целью оценки реальной возможности фактического восстановления нарушенных прав должника и его кредиторов, при этом суд не может давать правовую оценку действительности таких сделок.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о недобросовестности конкурсного управляющего ООО "СпецСтройВоронеж" Смирнова Н.С., его умышленном или необоснованном уклонении от подачи в суд заявления об оспаривании сделок должника, направленности его действий на нарушение и прав и законных интересов кредиторов и должника (ст. 9, ст. 65 АПК РФ).
В обоснование жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника кредитор ссылался на непредставление конкурсным управляющим Смирновым Н.С. запрашиваемой информации о процедуре банкротства в отношении должника.
При этом заявитель ссылался на то, что запрашиваемые Обществом документы, в том числе заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, выписки по счетам должника за последние три года конкурсным управляющим в адрес Общества не представлены.
Возражая, конкурсный управляющий указал, что в ответ на запрос конкурсным управляющим направлено письмо исх. N 31к-33 от 03.03.2022, в котором сообщил о ходе истребования документов у ликвидатора, предоставил отчет и денежный отчет, реестр требований кредиторов и ответ из Гостехнадзора.
Также, в этом ответе содержалась информация о том, что Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", по общему правилу, не предусматривает обязанности арбитражного управляющего давать ответы, предоставлять информацию, копии документов отдельному кредитору по его запросу. Напротив, Закон о банкротстве устанавливает правила отчетности перед кредиторами - первое собрание кредиторов (в процедуре наблюдения) или ежеквартальные собрания (заседания комитета) кредиторов (в иных процедурах) с рассмотрением результатов проведения соответствующего производства. В отдельных случаях Закон о банкротстве также предусматривает конкретные формы индивидуального предоставления информации - например, обеспечение арбитражным управляющим ознакомления с материалами по проведенному собранию кредиторов (п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве).
Также конкурсный управляющий указал на то, что предлагал кредитору заключить соглашение об обмене электронными документам с целью установления личности лица, отправляющего и получающего документы, так как конкурсный управляющий, получая документы, содержащие банковскую, налоговую, коммерческую тайну, должен соблюдать требования об их нераспространении, за исключением лиц, обладающих правом на ознакомление. Однако данное предложение было оставлено без внимания конкурсным кредитором.
Согласно пункту 1 статьи 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
Требования к оформлению отчетности арбитражного управляющего определены в Общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 229, согласно пунктам 11, 13 которых к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, а также отчетам об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающие указанные в них сведения.
По смыслу пункта 1 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - получение конкурсными кредиторами информации о ходе процедуры банкротства реализуется через возможность ознакомления с отчетами конкурсного управляющего, сформированными к дате очередного собрания кредиторов и приложенными к ним документами.
Правом требования предоставления конкурсным управляющим отчета о своей деятельности в любой момент процедуры банкротства наделен только арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве (пункт 3 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), отдельные кредиторы такого права не имеют. Ввиду отсутствия у отдельных кредиторов субъективного права требования предоставления отчета либо информации или отдельных документов вне рамок собрания кредиторов у конкурсного управляющего не возникает встречной обязанности по их предоставлению. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не возлагает также на конкурсного управляющего обязанности по ведению переписки с конкурсными кредиторами. Таким образом, конкурсный кредитор вправе знакомиться с документами и сведениями в отношении должника на собрании кредиторов.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, применительно к рассматриваемой ситуации самим заявителем не отрицался факт того, что конкурсным управляющим по запросам кредитора частично направлялись имеющиеся документы в отношении должника.
Материалами дела подтверждено, что, несмотря на отсутствие у конкурсного управляющего обязанности по предоставлению информации по поступающим в индивидуальном порядке запросам кредиторов, на обращения ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", имеющие значение для осуществления процедуры, конкурсным управляющим Смирновым Н.С. был подготовлен ответ (исх. N 31к-33 от 03.03.2022) в котором он сообщил о ходе истребования документов у ликвидатора, предоставил отчет и денежный отчет, реестр требований кредиторов и ответ из Гостехнадзора.
Положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не предусматривают прямой обязанности конкурсного управляющего давать ответы, предоставлять информацию, копии документов отдельному кредитору, поскольку вся информация и документы о ходе проведения процедуры в отношении должника предоставляется собранию кредиторов должника.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не закрепляет за конкурсным управляющим обязанность направлять кредиторам иные документы по делу о банкротстве, кроме реестра требований кредиторов или выписки из него.
Как отмечалось выше, кредитор вправе получать информацию о конкурсном производстве посредством ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов (статья 13 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, на арбитражного управляющего возложена обязанность по обеспечению лицам, участвующим в деле о банкротстве, доступа к копиям документов, подготовленным к собранию кредиторов в подтверждение указанных в отчете сведений (абзац одиннадцатый пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве). При этом, исходя из требований Закона о банкротстве, регламентирующих профессиональную деятельность арбитражных управляющих, иные документы, помимо отчета, не подлежат направлению кредиторам по их требованию. Сведения, прямо не указанные в пункте 2 статьи 143 Закона о банкротстве, относятся к иным сведениям о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда. Соответственно, требование о предоставлении конкурсным управляющим таких сведений может быть заявлено собранием кредиторов (комитетом кредиторов) или арбитражным судом соответствующим определением. В этом случае они представляются собранию кредиторов (комитету кредиторов) или непосредственно в суд.
Установленный порядок предоставления кредиторам управляющим материалов по проведению процедуры банкротства в отношении должника направлен, в том числе, на организацию работы конкурсного управляющего с кредиторами должника, соблюдение прав и интересов всех участников дела о банкротстве, оптимизацию работы управляющего, исключению дополнительных расходов конкурсной массы, а также в целях избежания подачи необоснованных, немотивированных запросов кредиторов.
Кроме того, в соответствии со статьей 41 АПК РФ конкурсные кредиторы как лица, участвующие в деле, наделены правом на ознакомление с материалами дела в полном объеме в арбитражном суде. Какие-либо доказательства, указывающие на препятствование ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" ознакомлению с документацией должника, не представлены, при этом материалами дела подтверждено, что конкурсным управляющим Смирновым Н.С. своевременно представлялись в дело о банкротстве должника предусмотренные законодательством отчеты и документы.
Отклоняя довод жалобы, содержащийся также в апелляционной жалобе, о нарушении сроков проведения инвентаризации имущества должника, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По мнению заявителя не проведение конкурсным управляющим ООО "СпецСтройВоронеж" Смирновым Н.С. инвентаризации имущества должника в срок, превышающий установленный Законом о банкротстве, является неразумным и необоснованным, что, безусловно, приводит к затягиванию процедуры банкротства, увеличению текущих расходов (в том числе и в части вознаграждения конкурсного управляющего).
Возражая, конкурсный управляющий указал, что руководителем должника не была исполнена обязанность по передаче документов и ценностей (оборудования), при этом констатировать отсутствие имущества и составить "нулевую" инвентаризационную опись не представлялось возможным, с учетом представленных в суд сведений о наличии оборудования.
Составление "нулевой" инвентаризации предусмотрено в том случае, если однозначно можно утверждать об отсутствии имущества (имеются сведения о его продаже, воровстве, износу, пропаже на пожаре и др.). То есть, акт о результатах инвентаризации должен сообщить кредиторам и иным лицам о наличии или отсутствии активов у должника.
В ситуации же, когда имущество имеется (сведения о его выбытии или утраты не представлены), но фактически имущество не передано, констатировать точный результат инвентаризации невозможно.
При этом, как установлено судом первой инстанции, при рассмотрении заявления конкурсного управляющего о привлечении бывшего руководителя к субсидиарной ответственности, бывший руководитель должника Бондаренко А.И. сообщил, что фактически дебиторская задолженность отсутствует, оборудование было утрачено по независящим от него обстоятельствам.
После получения отзыва от ликвидатора должника об утрате имущества, конкурсный управляющий смог прийти к объективному выводу об отсутствии имущества у должника, подлежащего включению в конкурсную массу, в связи с чем им размещено сообщение в ЕФРСБ N 9122715 о результатах инвентаризации, а именно об отсутствии имущества.
Согласно пункту 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.
Целью инвентаризации имущества является не только определение фактического наличия имущества юридического лица, но и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности путем сопоставления сведений о фактическом наличии имущества со сведениями регистров бухгалтерского учета для установления расхождений в виде недостачи или излишков (пункты 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н).
Следовательно, инвентаризация имущества проводится на основании документов бухгалтерской отчетности (первичных документов).
Закон о банкротстве предписывает ее проведение в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение.
Абзацем третьим пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве определено, что конкурсный управляющий обязан включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех дней с даты ее окончания.
Из положений пункта 2 статьи 129, статей 130, 131, 139 Закона о банкротстве следует, что инвентаризация имущества является начальным и необходимым этапом при проведении конкурсного производства, которая в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49, состоит в выявлении фактического наличия имущества (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы); сопоставлении фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверке полноты отражения в учете обязательств. Включение в конкурсную массу должника происходит после проведения инвентаризации такого имущества.
В силу пункта 1.4 Методических указаний основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Арбитражный управляющий Смирнов Н.С. утвержден конкурсным управляющим ООО "СпецСтройВоронеж" решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.08.2021 по делу N А14-7019/2021.
Следовательно, как правомерно установлено судом первой инстанции, установленный Законом о банкротстве срок для проведения инвентаризации - 16.11.2021. Определением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2021 по делу N А14-7019/2021 заявление конкурсного управляющего ООО "СпецСтроВоронеж" Смирнова Н.С. о продлении срока инвентаризации имущества должника удовлетворено, срок инвентаризации имущества должника продлен на один месяц до 16.12.2021.
Как установлено судом первой инстанции, бывший руководитель должника не выполнил обязанность, предусмотренную статьей 126 Закона о банкротстве, по передаче имущества, документов и данных бухгалтерского учета конкурсному управляющему ООО СпецСтройВоронеж", сослался при этом на то, что фактически дебиторская задолженность отсутствует, оборудование было утрачено по независящим от него обстоятельствам, что подтверждается определением Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.2022 по настоящему делу и материалами соответствующего обособленного спора.
Согласно материалам дела, в ходе рассмотрения жалобы кредитора конкурсным управляющим представлены доказательства опубликования сведений о результатах инвентаризации имущества должника на сайте ЕФРСБ 01.07.2022.
Таким образом, как правомерно установлено арбитражным судом первой инстанции, конкурсный управляющий подтвердил исполнение обязанности по инвентаризации всего имущества должника и опубликования данных сведений в ЕФРСБ.
Нарушение сроков инвентаризации имущества было вызвано объективными причинами и не повлекло за собой негативных последствий.
При этом, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание то, что отчеты конкурсного управляющего содержали сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, а именно о том, что конкурсным управляющим не обнаружено какое-либо имущество или дебиторская задолженность, что обеспечивало информирование кредиторов о финансовом состоянии должника.
Действительно, конкурсным управляющим нарушен срок, опубликования сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ.
Однако, по смыслу п. 1 ст. 60 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основанием удовлетворения жалобы кредитора о нарушении его прав и законных интересов действием (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушения такими действиями прав и законных интересов кредиторов должника.
Учитывая приведенные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вменяемые заявителем нарушения конкурсному управляющему должником, в том числе, затягивание сроков проведения инвентаризации и оформления ее результатов, является следствием недобросовестного исполнения ликвидатором своих обязанностей, в частности непредставление документов и сведений о составе имущества должника.
Согласно материалам дела, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов действиями (бездействием) конкурсного управляющего должника.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, в данном случае отсутствуют доказательства того, что поведение конкурсного управляющего незаконно, противоречит принципам разумности, осмотрительности и деятельности в интересах должника и кредиторов, привело к нарушению их прав, к возникновению убытков.
Таким образом, заявителем не доказано, что конкурсный управляющий действовал недобросовестно или допустил действие, противоречащее целям конкурсного производства, не представлено доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, возложенных на него ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", повлёкших нарушение прав и законных интересов заявителя, что причинило или могло причинить убытки должнику и кредиторам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несогласии с вышеуказанным выводом суда первой инстанции подлежит отклонению, поскольку не опровергает законный и обоснованный вывод суда первой инстанции, сделанный на основании надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств, при правильном применении норм права.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении жалобы на действия конкурсного управляющего.
Исходя из положений п.1 ст.145 Закона о банкротстве, требование об отстранении конкурсного управляющего также правомерно оставлено без удовлетворения.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2023 по делу N А14-7019/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Безбородов |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7019/2021
Должник: ООО "СпецСтройВоронеж"
Кредитор: ООО "ГАЗ РЕСУРС", ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ФГБОУ ВО "ВГТУ"
Третье лицо: Бондарев Алексей Иванович, Смирнов Николай Сергеевич, Союз арбитражных управляющих "Возрождение" саморегулируемая организация, Управление Росреестра по Воронежской области, ФНС России
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6340/2022
28.04.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5811/2022
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6340/2022
09.11.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5811/2022
16.08.2021 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7019/2021