город Ростов-на-Дону |
|
02 мая 2023 г. |
дело N А53-37694/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Южного таможенного управления и Южной электронной таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.02.2023 по делу N А53-37694/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранит"
к Южному таможенному управлению
при участии третьего лица Южной электронной таможни
о взыскании,
при участии:
от Южной электронной таможни: представитель Лосникова А.В. по доверенности от 29.12.2022,
от Южного таможенного управления: представитель Легезина Е.Е. по доверенности от 29.12.2022,
от общества с ограниченной ответственностью "Гранит" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Путря К.Е. по доверенности от 28.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - заявитель, общество, ООО "Гранит") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы о взыскании процентов в размере 5 760 616, 15 руб.
Определением Арбитражного суда Ростовской области 12.01.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Южное таможенное управление, Федеральная таможенная служба исключена из числа ответчиков.
В ходе рассмотрения дела от ООО "Гранит" поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором общество просит взыскать с Южного таможенного управления проценты в размере 5 752 016,73 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2023 взысканы с Южного таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" проценты в размере 5 752 016,73 руб., государственную пошлину в размере 51 760,00 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное таможенное управление и Южная электронная таможня обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы Южного таможенного управления сводятся к тому, что по спорным ДТ таможенные платежи уплачены декларантом до выпуска товара в полном объёме, в связи с чем в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения положений части 11 статьи 67 ФЗ N 289-ФЗ, касающихся начисления и выплаты процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей. Равно как в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для применения положений части 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, касающихся начисления и выплаты процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Доводы апелляционной жалобы Южной электронной таможни сводятся к тому, что в рассматриваемом случае у таможенного органа отсутствовали правовые основания для начисления и выплаты процентов плательщику в соответствии с частью 11 статьи 67 Закона N 289-ФЗ, поскольку вывозные таможенные пошлины уплачены декларантом до выпуска товаров добровольно, а не взысканы таможенным органом в установленном порядке, и положения законодательства в этой части таможенным органом полностью соблюдены.
В материалы дела от ООО "Гранит" поступил отзыв на апелляционные жалобы. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Гранит" просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционные жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "Гранит" задекларировало первую партию товара (сельскохозяйственная продукция) в соответствии с таможенной процедурой экспорта с применением временного периодического таможенного декларирования по временной декларации на товары ДТ N 10323010/090221/0020394 от 05.02.2021 в Южной электронной таможне во исполнение контракта N 25122020 от 25.12.2020 на поставку указанного товара.
25.06.2021 ООО "Гранит" подало полную декларацию на товары ДТ N 10323010/250621/0106881.
ООО "Гранит" также задекларировало вторую партию товара (сельскохозяйственная продукция) в соответствии с таможенной процедурой экспорта с применением временного периодического таможенного декларирования по временной ДТ N 10323010/050221/0018369 от 05.02.2021 (Приложение 4) в ЮЭТ во исполнение контракта N 20012021 от 20.01.2021 на поставку указанного товара (Приложение 5).
18.06.2021 ООО "Гранит" подало полную декларацию на товары ДТ N 10323010/180621/0102343.
26.06.2021 ЮЭТ в отношении ООО "Гранит" вынесла требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ1, согласно которому для выпуска товара ООО "Гранит" необходимо уплатить таможенные платежи в полном объеме, а не по льготной ставке в соответствии с лицензией Минпромторга России N 005RU21002001898 от 26.02.2021, выданной обществу с периодом действия с 26.02.2021 по 30.06.2021. Фактический вывоз товара в рамках ДТ1 совершен 22.02.2021, что подтверждается Манифестом N 1 от той же даты.
21.06.2021 ЮЭТ в адрес ООО "Гранит" вынесла требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ2, согласно которому для выпуска товара обществу необходимо уплатить таможенные платежи в полном объеме, а не по льготной ставке в соответствии с лицензией Минпромторга России N 005RU21002002272 от 10.03.2021 (Приложение 11), выданной обществу с периодом действия с 10.03.2021 по 30.06.2021. Фактический вывоз товара в рамках ДТ2 совершен 16.02.2021, что подтверждается Манифестом от той же даты.
В связи с требованиями ЮЭТ, исполнение которых является условием для выпуска товаров, общество было вынуждено уплатить вывозную таможенную пошлину не по льготной ставке, а по ставке в размере 50%, но не менее 100 евро за 1000 кг товара.
В отношении ДТ1 сумма излишне уплаченных обществом таможенных платежей по незаконно примененной ЮЭТ ставке составила 29 847 770, 37 руб.
В отношении ДТ2 сумма излишне уплаченных обществом таможенных платежей по незаконно примененной ЮЭТ ставке составила 27 221 099, 57 руб.
Обстоятельства уплаты доначисленных таможенных платежей обществом в указанном размере подтверждаются отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 24.08.2022.
ООО "Гранит" посчитало требования ЮЭТ от 26.06.2021 и от 21.06.2021 незаконными и оспорило их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2022 по делу N А53-21788/2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы наличием у общества оснований для применения льготной ставки при исчислении таможенной пошлины.
29.06.2022 ЮЭТ осуществила возврат доначисленных таможенных пошлин по ДТ1 в размере 29 847 770,37 руб. и по ДТ2 в размере 27 221 099,57 руб., что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей от 06.07.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 5 752 016,73 руб. (с учетом уточнений).
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Статьей 66 ТК ЕАЭС установлено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом в административном порядке при условии внесения изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в сведения об исчисленных таможенных платежах в иных таможенных документах, указанных в данной норме (п. 2 ст. 67 ТК ЕАЭС).
При этом срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта об изменении (дополнении) сведений, заявленных в декларации на товары, касающихся размеров подлежащих уплате таможенных платежей, не может превышать 30 календарных дней со дня подачи декларантом обращения и приложенных к нему документов в таможенный орган с учетом предусмотренных законодательством оснований приостановления течения этого срока (п. 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в декларации на товары, утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289).
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Как разъяснено в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (ч. 11 ст. 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (ст. 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - ст. 117 Закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания).
В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм ведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 (часть 1) Конституции РФ принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 503-О).
В этой связи независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Данная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912 по делу N А51-10499/14.
Более того, в своем постановлении от 12.05.2016 N 18 Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Учитывая, что излишне уплаченные таможенные платежи обществу не возвращены, следовательно, у него возникли законные основания для начисления и получения процентов на всю сумму невозвращенных денежных средств, предусмотренные таможенным законодательством.
В рассматриваемом случае уплата обществом сумм таможенных пошлин произведена под угрозой применения административных и финансовых санкций.
Признак добровольности в действиях общества, направленных на погашение задолженности, отсутствует.
Абзацем вторым пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 подтверждается правомерность данного подхода.
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившими в законную силу решением суда по делу N А53-21788/2021.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания (уплаты) платежей по день их фактического возврата в размере 1/360 ключевой ставки ЦБ РФ в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). Для исчисления процентов применяется ключевая ставка ЦБ РФ, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Южного таможенного управления процентов на основании части 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ в общем размере 5 752 016, 73 руб. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
В целом доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2023 по делу N А53-37694/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-37694/2022
Истец: ООО "ГРАНИТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ЮЖНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ, ЮЖНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ