г. Самара |
|
2 мая 2023 г. |
Дело N А72-18574/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Назыровой Н.Б.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сердитовой Д.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 по делу N А72-18574/2022
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" (ИНН 7326056940, ОГРН 1187325002479) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886),
о взыскании взносов на капитальный ремонт,
третьи лица: Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Олимп" (далее - истец, ООО "УК "Олимп") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - ответчик, МО "Город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ администрации г. Ульяновска) о взыскании задолженности по взносам за капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 30.09.2022 в размере 23 339 руб. 52 коп., пени в размере 1 900 руб. 72 коп. за периоды с 26.11.2019 по 05.04.2020, с 02.01.2021 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 13.02.2023 (с учетом уточнения исковых требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку Управление ЖКХ администрации города Ульяновска не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, не ведёт реестр муниципального имущества. Кроме того, заявитель указывает на то, что правовые основания для взыскания взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска отсутствуют.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Олимп" на основании договора управления является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Инзенская, д. 41.
Решением общего собрания собственников помещений указанного МКД (протокол N 2 от 03.12.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) ООО "УК "Олимп" было определено в качестве владельца специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на этом счете.
В связи с чем на ООО "УК "Олимп" на основании положений статей 162 ЖК РФ и 779 ГК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), возложена обязанность по техническому обслуживанию данных многоквартирных домов и поддержанию их элементов в исправном состоянии, а также возложена ответственность за зачисление денежных средств, предназначенных на капитальный ремонт общего имущества МКД, на специальный банковский счет.
МО "город Ульяновск" является собственником нежилых помещений, расположенных в указанном МКД. Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого реестра недвижимости в собственности муниципального образования "город Ульяновск" по адресу г. Ульяновск, ул. Инзенская, д. 41, находятся нежилые помещения общей площадью 101,3 кв. м, а именно: помещения с кадастровыми номерами 73:24:010604:1343 площадью 24,1 кв. м. (л.д. 33), 73:24:010604:1342 площадью 2,2 кв. м. (л.д. 36), 73:24:010604:1244 площадью 40 кв. м. (л.д. 39), 73:24:010604:1231 площадью 35 кв. м. (л.д. 42). Данные факты ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не оспаривает.
Договор на оказание услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме между истцом и ответчиком не заключался. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в спорном МКД, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о возникновении у муниципального образования "Город Ульяновск", как у собственника спорных жилых помещений, в силу прямого указания закона обязанности внесения истцу, как владельцу специальных счетов, взносов на капитальный ремонт общего имущества в спорном МКД за период с 01.10.2019 по 30.09.2022 в размере 23 339 руб. 52 коп.
Размер задолженности ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, доказательства перечисления денежных средств на специальный счет истца в материалы дела также не представлены.
Сбереженная ответчиком сумма является неосновательным обогащением.
При таких обстоятельствах к отношениям сторон подлежат применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
Согласно пункту 1 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Размер неосновательного обогащения в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в спорном МКД рассчитан истцом исходя из площади жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Ульяновск", и тарифов, установленных постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П.
Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения соответствует положениям пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Доказательств оплаты истцу указанной суммы неосновательного обогащения не представлено.
Поскольку в спорный период ответчик неосновательно сберег за счет истца денежные средства в сумме 23 339 руб. 52 коп., а также учитывая, что доказательства оплаты указанной суммы в материалы дела не представлены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 23 339 руб. 52 коп.
Также истец просил взыскать с ответчика законную неустойку за несвоевременное внесение взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД.
В статье 401 ГК РФ указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
По уточнённому расчету истца, произведенному на основании вышеприведенных положений закона, а также с учётом установленного Правительством РФ моратория на начисление неустоек, пени, штрафов, размер неустойки за период с 26.11.2019 по 13.02.2023 составил 1 900 руб. 72 коп.
Ответчик не оспорил расчет неустойки истца, своего контррасчета не представил.
Проверив представленный истцом расчет неустойки суд признал его верным.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал ответчика в пользу истца неустойку в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление ЖКХ администрации города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом деле, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской городской думы N 90 от 24.05.2006 (в редакции от 29.09.2021 N 183), Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации город Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий (пункт 1.1).
Управление в рамках возложенных на него задач выполняет следующие функции: осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1). От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений (пункт 4.8.1).
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 4.2.9, 4.2.19).
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской городской думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Из приведенных норм следует, что именно Управление ЖКХ, как представитель собственника спорных жилых помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязано внести истцу, как владельцу специального счета, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, сделанных судом выводов, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.02.2023 по делу N А72-18574/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Б. Назырова |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18574/2022
Истец: ООО "УК "ОЛИМП"
Ответчик: "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА